Больше рецензий
4 июля 2014 г. 23:50
148
Не в том ли причина чеховской мизантропии, что Чехов - врач? Каждодневно видит людские болячки, проблемы, вселенское нытьё.
У Чехова нет положительных героев, вы заметили? Есть герои, вызывающие жалость. Или симпатию. Но, при более пристальном рассмотрении и они оказываются с каким-то изъяном.
Чехов будто смеётся над своими героями. Иногда - над читателем.
К примеру, рассказ "Дама с собачкой" - меланхолическое повествование, располагающие герои. Им сочувствуешь. Но. Где-то за строчками прячется ухмылка Антон Палыча: что, симпатичны добропорядочные блудники?))) "Но ведь у них выхода нет" - возражаешь. А его и не будет. Нет выхода ни в одном из рассказов, ни в одной из повестей.
Хотя, "Дедушка, миленький, забери меня отсюда" - заберет, не сомневайтесь. Все там будем.
А пока вернемся к другим героям А.П.
Дымов. из "Попрыгуньи" Ах, какая гадина его жена, эта мерзкая, увлекающаяся каждым встречным, бабенка. Но ведь сам- то Дымов, какие чувства кроме жалости он мог вызвать? (но анекдот в том, что он своей смертью все-таки наказывает свою супругу)
Другая история, заставляющая к ней возвращаться - "Анна на шее". Хотя, что тут скажешь. Мне было до слез жаль папеньку Анны. Но ведь мы помним, что от кого-то-там не родятся апельсинки. Не из-за спивающегося ли родителя бежала "в замуж" Анна? (гениальный фильм, кстати)
Чуть подробнее о рассказе "Палата №6"
Когда-то я видела в этом рассказе только трагедию непонятого человека. Пока не обратила внимание на то, что многие вещи Чехов называет комедиями. Не попробовать ли в трагедийной ситуации найти комизм? Традиционную язвительную ухмылку. Если уж даже "Чайка" комедия...
Да в общем-то, долго искать-то и не пришлось. Всё на поверхности:
Жил был доктор. Кое-как исполнял свою службу. Но в общем неплохой человек. Книжки читал. Искал смыслы. Любил поговорить о высоких материях. Мол, мыслящий, вдумчивый человек отличается именно тем, что презирает страдание; он всегда доволен и ничему не удивляется.
Тут судьба возьми и помести его "по ту сторону": покажи-ка, мил друг, как это ничему не удивляться и презирать страдания?
И ведь ситуация, случившаяся с доктором, ничем принципиально не отличается от того, что было раньше, когда доктор был по другую сторону "зеркала": вот он ходит поговорить "за жизнь" к единственно интересному для него собеседнику - душевнобольному. Как и к нему, доктору, ходит по вечерам почтмейстер. Волнует ли почтмейстера: интересны ли его разговоры? А доктора? Волнует ли, насколько интересен сам доктор, с его философствованиями, пациенту? А долг почтмейстера? Чем не отданный доктору долг отличается от неисполнения доктором долга служебного?
Вот такие "смешные рассказы" Антона Павловича.
В других рассказах: "Злоумышленник", "Хамелеон" смех более откровенный, даже не злой. Беспомощный, что ли.
Есть рассказы смешные без кавычек, без подтекста.
Есть рассказы жуткие. "Ванька", "Спать хочется".
Но во всех рассказах растворена какая-то тоска, усталость от жизни.
Обычно зацепившие вещи ассоциируются у меня с музыкой. Чехов уж точно не оставляет равнодушным. Но ассоциируется с туманом. Серым, тоскливым предутренним туманом расползается по строчкам безысходность.
Красивейший слог. Блестящие рассказы. Влезешь в текст - не оторвешься. Но перечитывать не хочется.
Комментарии
А мне хочется. Наверное, весь вопрос в мироощущении.
Наверное) Что-то есть любимое, к чему постоянно возвращаетесь?)
Я Чехова можно сказать всю жизнь перечитываю - и пьесы, и рассказы. И притягивает именно жизнеподобие, психологическая достоверность, отсутствие положительных героев...
Не любите положительных?))
Мне вот Оленька из "Драмы" нравится. Хоть и сволочь редкостная, а всеж... Трогательная такая.
- да!
А как же "Письмо к ученому соседу"? Да что вы, это невероятно смешно. Или рассказ об английской гувернантке, не помню, "Налим"?
))
Ну что могу сказать. Рада, что нашли общий язык. У нас с вами не часто случается.
Так это было изначально в рецензии)
С Вами интересно беседовать. Хоть и на разных языках)
Язык у нас один и вы понимаете это не хуже моего. Мы говорим друг другу разные вещи, стоя, как бы, на разных позициях. Но иначе диалог не будет продолжаться. А мне, только за себя могу говорить, хочется, чтобы дольше.
Да я тоже люблю поговорить)) Жаль, не всегда получается )
И тоже нравится рассматривать один и тот же вопрос с разных ракурсов.
Тогда к Чехову. "Палата №6" в каком-то смысле одно из самых значимых его для меня произведений. В детстве, когда к бабушке приезжали двоюродные сестры, у нас случался филиал бедлама и тетка в сердцах бросила как-то: Палата номер шесть. Потому и ждала от оригинала чего-то легкого и феерически веселого (мне повезло с началом Чехова именно такими рассказами). А вместо - как пыльным мешком по голове. Пьес его тоже не понимаю и не люблю. Вы как?
Не люблю. Слог замечательный, портреты персонажей изумительные, а атмосфера жуткая.
Дмитрий Быков в лекции "Чехов как антидепрессант" говорит о том, что на фоне чеховских вещей любая депрессия кажется незначительной. Не знаю, мне кажется, что наоборот, Чехов сам в депрессию загонит кого угодно )
В точку. Такая вселенская невыносимая тоска опускается, что хочется, не головой даже - всем телом о стену биться.
И четыреста пятьдесят восьмой китайский раз говорю себе, что надо бы почитать Быкова. С ним интересно, поэт до всего, потом умный дядька в телевизоре, после несколько критических статей, не помню уже о чем в бумажном сборнике. Еще потом знамя оппозиции. И все отдельно. Дошло, что это один человек, в конце прошлого лета.
О Чехове. Долго, да всю жизнь интеллигент в пенсне, классический вариант жертвы хулигана из подворотни и всю жизнь по капле раба. В прошлом году сетевая без претензий статья о нем. Ни-че-го себе. Красавец, разбиватель сердец, "антоновки", имение.
Никогда не думала о нем, как о жертве хулигана из подворотни (т.е. - о человеке, не способном противостоять обстоятельствам) ) Вспоминаю свои детские ассоциации - безупречный интеллигент, мудрец, циник. Стоящий над обстоятельствами. Вот есть несколько имен в литературе, которые как бы "над" - Платонов, Чехов, Лермонтов, Николай Гумилев. Они разные абсолютно, но такое впечатление, что обладают гораздо большими знаниями о людях, чем все остальные. И эти знания для них в тягость )
О Быкове: слушать его интересно, я с ним спорю, ненавижу, в клочья иногда разорвала бы, но опять включаю лекции и слушаю))
Платонов нет. Пробовала "Котлован" и "Чевенгур" (так же?) когда издали, году в 88-м. Вообще стенка. Никак не смогла воспринимать. И с тех пор смотрела с подозрением на тех, кто говорит о нем вообще. Не только хорошо. Понимаю, что много с тех пор воды утекло и я, (воспользуюсь эвфемизмом), очень повзрослела, но по-прежнему не представляю, как смогла бы взять.
Лермонтов, Гумилев - да. О Чехове именно так, как сказала. Полностью перевернутое отношение.
http://www.youtube.com/watch?v=AJ_lMLStve0 - возможно, внимательнее посмотрите на Платонова)
Да, посмотрю внимательнее, наверное.
Рождение на муки далеко от меня, но вот музыку слова, проговариваемость прозы, очень ценю. Всегда важно это - пробовать то, что читаешь, на вкус. Лучшее и любимое именно то, что вслух.
Страшно и не думаю, что скоро возьмусь за него. Но спасибо.