Больше рецензий

4 июля 2014 г. 23:50

148

Не в том ли причина чеховской мизантропии, что Чехов - врач? Каждодневно видит людские болячки, проблемы, вселенское нытьё.
У Чехова нет положительных героев, вы заметили? Есть герои, вызывающие жалость. Или симпатию. Но, при более пристальном рассмотрении и они оказываются с каким-то изъяном.
Чехов будто смеётся над своими героями. Иногда - над читателем.
К примеру, рассказ "Дама с собачкой" - меланхолическое повествование, располагающие герои. Им сочувствуешь. Но. Где-то за строчками прячется ухмылка Антон Палыча: что, симпатичны добропорядочные блудники?))) "Но ведь у них выхода нет" - возражаешь. А его и не будет. Нет выхода ни в одном из рассказов, ни в одной из повестей.
Хотя, "Дедушка, миленький, забери меня отсюда" - заберет, не сомневайтесь. Все там будем.
А пока вернемся к другим героям А.П.

Дальше...

Дымов. из "Попрыгуньи" Ах, какая гадина его жена, эта мерзкая, увлекающаяся каждым встречным, бабенка. Но ведь сам- то Дымов, какие чувства кроме жалости он мог вызвать? (но анекдот в том, что он своей смертью все-таки наказывает свою супругу)

Другая история, заставляющая к ней возвращаться - "Анна на шее". Хотя, что тут скажешь. Мне было до слез жаль папеньку Анны. Но ведь мы помним, что от кого-то-там не родятся апельсинки. Не из-за спивающегося ли родителя бежала "в замуж" Анна? (гениальный фильм, кстати)

Чуть подробнее о рассказе "Палата №6"
Когда-то я видела в этом рассказе только трагедию непонятого человека. Пока не обратила внимание на то, что многие вещи Чехов называет комедиями. Не попробовать ли в трагедийной ситуации найти комизм? Традиционную язвительную ухмылку. Если уж даже "Чайка" комедия...
Да в общем-то, долго искать-то и не пришлось. Всё на поверхности:
Жил был доктор. Кое-как исполнял свою службу. Но в общем неплохой человек. Книжки читал. Искал смыслы. Любил поговорить о высоких материях. Мол, мыслящий, вдумчивый человек отличается именно тем, что презирает страдание; он всегда доволен и ничему не удивляется.
Тут судьба возьми и помести его "по ту сторону": покажи-ка, мил друг, как это ничему не удивляться и презирать страдания?
И ведь ситуация, случившаяся с доктором, ничем принципиально не отличается от того, что было раньше, когда доктор был по другую сторону "зеркала": вот он ходит поговорить "за жизнь" к единственно интересному для него собеседнику - душевнобольному. Как и к нему, доктору, ходит по вечерам почтмейстер. Волнует ли почтмейстера: интересны ли его разговоры? А доктора? Волнует ли, насколько интересен сам доктор, с его философствованиями, пациенту? А долг почтмейстера? Чем не отданный доктору долг отличается от неисполнения доктором долга служебного?

Вот такие "смешные рассказы" Антона Павловича.
В других рассказах: "Злоумышленник", "Хамелеон" смех более откровенный, даже не злой. Беспомощный, что ли.
Есть рассказы смешные без кавычек, без подтекста.
Есть рассказы жуткие. "Ванька", "Спать хочется".
Но во всех рассказах растворена какая-то тоска, усталость от жизни.
Обычно зацепившие вещи ассоциируются у меня с музыкой. Чехов уж точно не оставляет равнодушным. Но ассоциируется с туманом. Серым, тоскливым предутренним туманом расползается по строчкам безысходность.

Красивейший слог. Блестящие рассказы. Влезешь в текст - не оторвешься. Но перечитывать не хочется.

Комментарии


Влезешь в текст - не оторвешься. Но перечитывать не хочется.


А мне хочется. Наверное, весь вопрос в мироощущении.


Наверное) Что-то есть любимое, к чему постоянно возвращаетесь?)


Я Чехова можно сказать всю жизнь перечитываю - и пьесы, и рассказы. И притягивает именно жизнеподобие, психологическая достоверность, отсутствие положительных героев...


Не любите положительных?))
Мне вот Оленька из "Драмы" нравится. Хоть и сволочь редкостная, а всеж... Трогательная такая.


Влезешь в текст - не оторвешься. Но перечитывать не хочется

- да!


А как же "Письмо к ученому соседу"? Да что вы, это невероятно смешно. Или рассказ об английской гувернантке, не помню, "Налим"?


Есть рассказы смешные без кавычек, без подтекста.

))


Ну что могу сказать. Рада, что нашли общий язык. У нас с вами не часто случается.


Так это было изначально в рецензии)

С Вами интересно беседовать. Хоть и на разных языках)


Язык у нас один и вы понимаете это не хуже моего. Мы говорим друг другу разные вещи, стоя, как бы, на разных позициях. Но иначе диалог не будет продолжаться. А мне, только за себя могу говорить, хочется, чтобы дольше.


Да я тоже люблю поговорить)) Жаль, не всегда получается )
И тоже нравится рассматривать один и тот же вопрос с разных ракурсов.


Тогда к Чехову. "Палата №6" в каком-то смысле одно из самых значимых его для меня произведений. В детстве, когда к бабушке приезжали двоюродные сестры, у нас случался филиал бедлама и тетка в сердцах бросила как-то: Палата номер шесть. Потому и ждала от оригинала чего-то легкого и феерически веселого (мне повезло с началом Чехова именно такими рассказами). А вместо - как пыльным мешком по голове. Пьес его тоже не понимаю и не люблю. Вы как?


Не люблю. Слог замечательный, портреты персонажей изумительные, а атмосфера жуткая.
Дмитрий Быков в лекции "Чехов как антидепрессант" говорит о том, что на фоне чеховских вещей любая депрессия кажется незначительной. Не знаю, мне кажется, что наоборот, Чехов сам в депрессию загонит кого угодно )


В точку. Такая вселенская невыносимая тоска опускается, что хочется, не головой даже - всем телом о стену биться.
И четыреста пятьдесят восьмой китайский раз говорю себе, что надо бы почитать Быкова. С ним интересно, поэт до всего, потом умный дядька в телевизоре, после несколько критических статей, не помню уже о чем в бумажном сборнике. Еще потом знамя оппозиции. И все отдельно. Дошло, что это один человек, в конце прошлого лета.
О Чехове. Долго, да всю жизнь интеллигент в пенсне, классический вариант жертвы хулигана из подворотни и всю жизнь по капле раба. В прошлом году сетевая без претензий статья о нем. Ни-че-го себе. Красавец, разбиватель сердец, "антоновки", имение.


Никогда не думала о нем, как о жертве хулигана из подворотни (т.е. - о человеке, не способном противостоять обстоятельствам) ) Вспоминаю свои детские ассоциации - безупречный интеллигент, мудрец, циник. Стоящий над обстоятельствами. Вот есть несколько имен в литературе, которые как бы "над" - Платонов, Чехов, Лермонтов, Николай Гумилев. Они разные абсолютно, но такое впечатление, что обладают гораздо большими знаниями о людях, чем все остальные. И эти знания для них в тягость )
О Быкове: слушать его интересно, я с ним спорю, ненавижу, в клочья иногда разорвала бы, но опять включаю лекции и слушаю))


Платонов нет. Пробовала "Котлован" и "Чевенгур" (так же?) когда издали, году в 88-м. Вообще стенка. Никак не смогла воспринимать. И с тех пор смотрела с подозрением на тех, кто говорит о нем вообще. Не только хорошо. Понимаю, что много с тех пор воды утекло и я, (воспользуюсь эвфемизмом), очень повзрослела, но по-прежнему не представляю, как смогла бы взять.
Лермонтов, Гумилев - да. О Чехове именно так, как сказала. Полностью перевернутое отношение.


http://www.youtube.com/watch?v=AJ_lMLStve0 - возможно, внимательнее посмотрите на Платонова)


Да, посмотрю внимательнее, наверное.
Рождение на муки далеко от меня, но вот музыку слова, проговариваемость прозы, очень ценю. Всегда важно это - пробовать то, что читаешь, на вкус. Лучшее и любимое именно то, что вслух.
Страшно и не думаю, что скоро возьмусь за него. Но спасибо.