Больше рецензий

23 ноября 2023 г. 18:41

155

1.5 Борьба бобра с ослом

Подозрение, что с книгой что-то не то, я испытала едва прочитав первые три страницы, где на меня уже вывалили поток нытья о социальной несправедливости, и дальше всё это только усугублялось. Дочитывала из соображений узнать, как глубока эта кроличья нора.
Она бездонна.

Роман подаётся как альтернативная история, смешанная с хронооперой, но по факту представляет собой очередной SJW-манифест, причём очень низкого качества, где абсолютно всё написанное ретранслирует сверхценные авторские идеи об инклюзивности и настоящей справедливости. Не скажу, что я ожидала многого, не рассчитывала даже на уровень Гибсона с его социальными комментариями, вплетёнными довольно по-разному, не то, что Стросса, но, Боже мой, о том, что это будет настолько чудовищно, я и не догадывалась.

Заданный лор изумителен в своей откровенной нелепости.
Есть, значит, некие Машины, их пять штук, которые позволяют путешествовать по времени, всегда назад, то есть, можно попасть из своего будущего в прошлое, но никогда - из своего прошлого в будущее, переходить можно не дальше точки, в которой живёшь, в своё "сейчас". Никто не знает, кто эти Машины построил, откуда они появились, почему работают, на каких принципах и зачем вообще, а также никто толком не в курсе, как ими можно управлять. Можно выстучать ногой по камню мелодию, и тебя куда-то перекинет.
Хорошо, дружелюбный к человеку интерфейс, допустим. Автор вообще никак не развивает мысль о том, как этими Машинами обучились пользоваться, просто обучились, и всё.
Меня восхитило не это, меня восхитила сама логика организации бытия вокруг этих Машин.

Весь мир про них знает. Весь. Мир. Знает.
Знает, что можно путешествовать в прошлое и там что-то менять, и это никак не контролируется. Какой-нибудь идиот (яркий пример - главная героиня, да и её оппоненты не отстают) может прыгнуть на сто лет в прошлое, кого-нибудь убить или подставить, вбросить пару сплетен - и вернуться в своё настоящее, где уже всё изменится. И это тоже никак нельзя проконтролировать.
Работающие машины времени - это же оружие массового поражения, которое более опасно для человеческого вида, чем ядерная бомба, чем вообще всё, что можно придумать, потому что, если прошлое можно менять, будущего не существует. Совсем. Всегда будет кто-то недовольный, кто будет лезть назад и всё править по собственному усмотрению.
Да любое государство должно оцепить Машины кольцом из оборонительных укреплений, обвешать всё колючей проволокой, растяжками, пулемётами и бешеными собаками, чтобы никто на километр к этому механизму подойти не мог. И отстреливать без предупреждения любое существо крупнее таракана, появляющееся в зоне видимости. И никогда, ни при каких условиях, демократия там или нет, не открывать тайну путешествий во времени своему населению, этот секрет по всем законам политики и здравого смысла охраняться должен сильнее, чем Святой Грааль, чтобы даже лидеры соседних государств о нём не знали, если сами не обладают Машинами. А учёные, которых к этой Машине подпустят, должны приковываться цепями к батарее и никогда в жизни не выходить из лабораторий.
(Уж на что я прохладно отношусь к Краучу, но даже у него это было обыграно довольно внятно.)
Но это было бы в мире, который основан на логике.
В мире, который выстроен на реальности твиттора, какой-то хрен с горы легко прыгает в доисторический период и там ножичком по несущим камням чиркает, потому что он белый мужчина, и ему можно. А следом за ним прыгают ещё пять или сколько их там сильных женских персонажей, потому что они выше патриархальных запретов, и им тоже можно. И они все яростно борются за свою версию истории, чтобы оппоненту не досталось право решать, как выглядит мир, буквально уличной дракой.

Не такое управление историей я ожидала, конечно.

Сюжета как такового нет: горстка истеричек обоих полов просто скачет туда-сюда по времени, исправляя прошлое, потому что одни хотят дать все права женщинам, а другие - все права мужчинам, а противоположный пол при этом уничтожить, ну или хотя бы полностью загнать под плинтус. Причём что у первых, что у вторых мотивация где-то на уровне комиксов, то есть, женщины просто хорошие, а мужчины - просто плохие. Потому что. Они хотят превратить женщин в рабынь и определять, когда те рожают, потому что просто хотят. При этом объяснить, как эта система из "Рассказа служанки" реально должна работать с точки зрения экономики, никто даже не стремится. Главное, чтобы женщины вымерли, в этом высшая цель, кого там беспокоят циферки, в самом деле.

Господи, когда я думаю, что живу в мире, где кто-то реально оперирует у себя в воображении вот такими представлениями, мне становится невыносимо грустно.

Логика в этом повествовании отсутствует напрочь, причём как глобально, так и в каких-то абсолютно незначительных решениях, впихнутых в текст просто ради того, чтобы ещё больше нагнать ужаса об угнетении бедных угнетаемых злостными угнетателями. Я более-менее спокойно терпела откровенную глупость почти до самого финала, но когда в одной из последних глав было на полном серьёзе заявлено, что мужчины будущего отрубают женщинам, занятым в воспроизводстве потомства, кисти рук, потому что для заботы о младенцах не нужны пальцы, где-то в моей голове вместо обезьяны с тарелками обосновалась лающая гиена.
Серьёзно, для ухода за младенцами не нужны пальцы.
А вот, простите, купать младенца надо чем, зубами или ногами, может, силой мысли? А пелёнки менять? А одежду свою расстёгивать, чтобы его покормить?
Это же просто невозможно воспринимать не как детскую страшилку, ну правда.

Одна из самых странных вещей в этой книге, кстати, которая оставила меня в глубоком недоумении: то, что, строго говоря, вопли об угнетении тут не стыкуются с книжной же реальностью. Большая часть тех, кто прыгает в прошлое, женщины (среди них есть одно обязательное "они / they", потому что как же без боевого вертолёта в современном произведении), и никто не сидит в роли домохозяйки. Какие-то древние жрицы, к правдоподобию которых у меня тоже вопросов больше, чем ответов, контролируют свою собственную запасную Машину, и никто им слова не говорит. Какая-то истеричная дура с переводчиком из будущего рассказывает, как их там уничтожают, но при этом она не стеснена в образовании, передвижениях, возможностях, ношении оружия.
Но всё равно притесняют. А разве не должно притеснение начаться с того, что их из дома выпускать не должны и контролировать 24/7? Нет?

Нет.

Персонажи плохи, как и всё остальное. Все они представляют собой манекены, которые говорят цитатами из твиттора о социальной справедливости (если женщины) и цитатами инцелов (если мужчины). Единственный положительный образ мужчины, который здесь есть - еврей, потому что его тоже все угнетают. Наверняка он на самом деле ещё гей, просто автор забыла это прямо вставить, ну потому что не может же гетеросексуальный мужчина не быть моральным уродом, это очевидно. Есть ещё кое-как нормальный старый индеец, но он недостаточно хорош, потому что спрашивал у главной героини, умеет ли она готовить, а значит, не воспринимает её как личность и объективизирует.
Никакой глубины здесь и в помине нет, нет даже какой-то функции, которая в них всех вложена, кроме бесконечной ретрансляции "мы обижены, обижены, обижены", хотя единственная, кто их обидела - природа.

Поступки персонажей вызывают у меня одновременно омерзение и жалость, только не к ним, а к себе, что я вообще это всё зачем-то прочитала. Тут навален стандартный пул из любого сериала на Netflix последних десяти лет: ужасные учителя, которые требуют учиться, ужасные родители, которые требуют не быть дурой и думать о будущем, всепонимающие подруги, которые принимают наркотики и говорят, что взрослые просто дураки, газлайтеры и абъюзеры, а вот новое-то поколение ух как хорошо знает эту жизнь.
Особенно доставила итоговая мораль, пропихнутая через Лиззи, что вообще убивать, конечно, плохо, но вот если убивать белых мужчин, то это хорошо, потому что они мрази и угнетатели. Идея, что преступник должен сидеть в тюрьме, причём для начала надо доказать, что он в самом деле преступник, в головах ни у одной из местных борцуний не задерживалась, потому что "страшная полиция убивает чёрных подростков". Лучшее, что было в этой арке, несомненно, истерика героини на тему, а что ей надо сделать, признаться в преступлениях - так ведь всё равно никто не поверит, что женщины могут убивать, и все преступления припишут какому-нибудь белому маньяку средних лет.
Комментировать - только портить.

Книга написана отвратительно, причём в оригинале она ещё хуже, чем в переводе, что-то на уровне Джемисин вперемешку с Хаббардом, только ещё в стиле твитторных постов - откровенная конспирология смешивается с постоянной истерикой, впихиваясь в триста знаков. Повествование нелогичное и рваное, автор постоянно прыгает с мысли на мысль, нет внятных описаний важных вещей, зато сплошная демагогия о неважных, диалоги выстроены хуже, чем в школьном спектакле, а эмоциональный накал достигается вставками обсценных текстов песен из репертуара несуществующей панк-группы.
И всё это такое надуманное, такое гипертрофированное, такое в тысячу раз натянутое дохлой совой на несчастный глобус, что хочется только закатывать глаза.
А ведь если бы автор сделала абсурдную социальную сатиру, это бы могло выглядеть неплохо, как, например, у Кинга или Харкуэя, но для этого надо обладать очень высокими писательскими навыками. И самоиронией, потому что авторские уши в этой истории торчат из каждого абзаца, тут пробы на "это я страдала от злобных белых мужчин, я страдала, я, я, я" ставить некуда, так что получилось, что получилось - унылое бесталанное болото, вызывающее во мне только чувство брезгливости. Это очень плохо в том неприятном виде, когда не получается даже смеяться, потому что уровень нелепости и откровенной глупости в повествовании не позволяет воспринимать его как стёб. Вся книга подаётся как невероятно серьёзный текст, что портит её ещё больше.
Хотя куда уж.

Честное слово, я нахожу саму сердцевину идеи, такого фантастического романа, хронооперы с перемещениями по временным альтернативам, где борьба за женские права будет показана от суфражисток ко второй волне феминизма глазами гостьи из настоящего, которая может голосовать, учиться и быть незамужней, довольно занятной. Из этого могло бы выйти что-то интересное и при этом остросоциальное в той степени, чтобы можно было проникнуться. И даже не заезженное.
Но это в идеале.

Ни капли не удивлена, что этот шедевр номинировали на много премий, потому что с ними сейчас дело обстоит интересно: надо писать не хорошо, надо писать остросоциально, при этом неважно, есть ли в написанном хоть какой-то сюжет и здравый смысл. Главное, чтобы репрезентация, инклюзивность, нытья побольше и ещё желательно оскорбить всех, кто не "новый левый", приписывая себе чужие достижения, а потом бурно голосить на всех площадках, что расисткая, сексисткая, омерзительная аудитория не поняла глубокого замысла.
Собственно, да, я, как часть этой омерзительной аудитории, именно так себя и чувствую. Не поняла ни замысла, ни того, что это вообще было.
Потраченного времени жаль, последний раз я получила такое же глубокое разочарование от псевдофилософини, которая рассказывала, что мясоеды намного хуже педофилов. Можно просто зайти в твиттор и почитать любой срач про важность местоимений, набор идей и их продуманность такие же, а выйдет сильно быстрее, чем мучительное преодоление 350 страниц.

Что хочется сказать в заключение: Цеткин, Люксембург, Панкхёрст, все суфражистки и феминистки первой волны - простите, мы всё продолбали и превратили ваши идеи в чистый фарс.