Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 июня 2014 г. 17:09

814

3.5

Долго сомневалась по поводу оценки, остановилась на положительной, поскольку во время чтения мои эмоции колебались от равнодушия до сдержанного одобрения, изредка опускаясь до серьёзного недовольства качеством текста, а один раз - даже взлетев до радостного "а вот это действительно отличный рассказ!". Поставить нейтральную оценку, наверное, было бы правильнее, но это отдавало бы несправедливостью по отношению к тем, кто понравился.

Оформление
Пухлый том одет в приятную супер-обложку, в которой мне даже увиделись какие-то смыслы. Поэтому я и упоминаю об оформлении отдельно. Конечно, размытый силуэт женщины - это банально. Зато символично: как бы предполагается, что каждый автор из этого невнятного силуэта попытается слепить конкретную женщину; что-то вроде платоновского архетипа, воплощающегося в многочисленные тела. И изображение капель на бело-зелёном, как бы запотевшем фоне мне очень понравилось, оно создаёт ощущение свежести (давайте свяжем свежесть с современной литературой, для полного символизма). Итак, обложка радует глаз, объёмность книги тоже радует глаз, переходим к содержанию.

Идея сборника
Идея меня не впечатлила. Как-то сразу вспомнились конкурсы школьного творчества: стихи о маме, стихи о родине, стихи о государственном флаге, стихи о мэре... Да и потом, любой рассказ, главный герой которого - русская женщина, отлично сюда подходит. То есть общая тема как бы есть, но только формальная. Многие авторы этим умело воспользовались, написав рассказы о чём-то совершенно другом, но пару раз помянув какую-нибудь женщину "на отцепись". Трое решили соригинальничать, и написали рассказы о том, как они пишут рассказы для этого сборника - своеобразная рекурсия, жаль, что никто не вышел на третий круг: "пишу, как я пишу, как я пишу..."

А главное, когда видишь название сборника, сразу понимаешь, что дальше пойдут вариации на тему "кому на Руси жить хорошо", и нехорошо будет всем. От половины рассказов даже мне, читателю, было нехорошо. Легко догадаться, что основные темы: страшный быт, нищета, тюрьмы, домашнее насилие и дети, с которыми случается что-то плохое, или которые вообще не случаются, а хотелось бы. Это я не в укор (должен же быть в рассказе конфликт, как справедливо заметил один из участников сего действа), просто информирую.

Общее впечатление
Никак не ожидала, что чтение растянется так надолго. В целом впечатление скорее положительное, хотя с большинством авторов я повстречалась впервые, и мне неловко судить об их творчестве по одному рассказу (всего троих знаю по другим произведениям). Было, кстати, очень интересно каждого из авторов искать на ЛЛ, сравнивать количество читателей, книг и отзывов на эти книги. Получается, что подобралась довольно пёстрая компания, от почти совсем неизвестных до весьма популярных. Особняком стоит Аксёнов, который уже пять лет как умер к моменту издания сборника, а потому непонятно, каким образом туда попал.

Современному автору, похоже, по должности положено материться. Кое-где это выглядит забавно и остроумно, кое-где - тошнотно и вульгарно. Но всё-таки тем, кто обошёлся без обсценной лексики, хочется вынести благодарность - они определённо идут против толпы, смелые люди. Что касается владения слогом - порадовали немногие, скажу честно. Большая часть пишет более-менее добротно, но сказать: "Настоящий мастер слова, вот это язык!" можно о двух-трёх, и то с натяжкой. Ни тебе Набокова, ни хотя бы Юнны Мориц. Но опять же, я сужу по небольшим произведениям, да ещё написанным на заданную тему - делайте скидку.

Забавно обстоит дело с именами персонажей. Отличный пробный камень для русского писателя, у многих из них какие-то проблемы с именами. Макс Фрай - яркий пример, рассказ о "русской женщине" по имени Кэт, с участием её мужа по имени Бо и мамы по имени Томи. Озаглавлен "Инсинуация", а надо бы: "Теряем идентичность". Часть авторов зависла на традиционной Машеньке ("В русской литературе иметь имя Маша — всё равно что не иметь никакого имени", пишет один из них), но большинство честно выкрутились, проверку именами успешно пройдя.

Кажется, я всё время говорю о чём-то второстепенном. Попробую подытожить: я бы не купила этот сборник, и не стала бы его перечитывать во второй раз, а с теми писателями, которые очень не понравились, мне расхотелось знакомиться когда бы то ни было. Но в целом это было приятное чтение, хоть и не слишком запоминающееся и впечатляющее. Попались и кое-какие жемчужинки, истории, запавшие в душу, авторы, сумевшие порадовать.

Под катом - более подробно о самых впечатляющих, самых понравившихся и вызвавших больше всего отвращения, с фамилиями и прочими срывами покровов. Там много букв!

Где я был и что я видел


Как я уже сказала, основная масса рассказов оценена мной как "средненькая" и "вполне неплохая". Но были и яркие случаи.
Особенно понравились:
Андрей Хуснутдинов, "Спасение". Ставлю на первое место. Автор умудрился вызвать у меня сначала ненависть, а затем много мыслей, ассоциаций и даже благодарные слёзы. Сделать так много в формате малой прозы - это мастерство. Пожалуй, главная причина для выделения именно этого рассказа - он вписался в имеющийся у меня в голове культурный контекст. Женщина, ищущая настоящее имя своего сына, чтобы воскресить его этим именем - сколько всего можно вспомнить в связи с этим образом! Например, каббалистов с их поисками имени Бога. А у меня почему-то связалось с Борхесом: с рассказом, в котором поэт нашёл слова, точно описывающие прекрасный дворец, и дворец исчез, потому что в реальности не нашлось места двум одинаковым сущностям. Или про другого поэта, которому царь подарил кинжал, чтобы он убил себя - потому что поэт нашёл настоящие слова, а после этого жить уже нельзя. И женщина в рассказе Хуснутдинова тоже умирает, отыскав нужное имя, и тут можно долго рассуждать о границах дозволенного знания и о том, что заставляет их переступить, о словах, управляющих жизнью и смертью... Великолепен, просто великолепен финал, с двумя спасёнными жизнями и самопожертвованием. Полусумасшедшее состояние, в котором находится главная героиня, обрисовано потрясающе. Пожалуй, единственный автор, с которым очень захотелось продолжить знакомство.

Владимир Богомяков, "Женщина по фамилии Голикова". Рассказ стёбный, с середины уже угадывается финал, но всё равно мне понравилась его ирония. Это, можно сказать, развёрнутый анекдот - хороший анекдот, из тех, в которых очень серьёзный тон подчёркивает неожиданную комическую развязку, а под всем этим, если вдуматься, лежит настоящая трагедия и ужас. Если расценивать анекдот как реальную историю из жизни, и попытаться прикинуть её последствия - захочется или заплакать, или повеситься. С этим рассказом дела обстоят похоже.

Евгений Водолазкин, "Моя бабушка и королева Елизавета". Трогательная история, с размышлизмами и тонкими наблюдениями, хорошо написанная. Аналогия (бабушка и королева) чуть притянута за уши, как по мне, зато интересна и необычна. Грустно и красиво.

Мария Галина, "Звонок". Замечательно. Понравился стиль написания, понравилось то, как раскрывается внутренний мир пожилой женщины. Пассаж о парфюмерии очень впечатлил, обожаю такие яркие образы, за которыми многое стоит. И неожиданная концовка, переворачивающая всё прочитанное с ног на голову, переводящая проблему, на которой строится рассказ, из разряда обыденно-скучных в экзистенциальные. Впечатляет.

Алексей Евдокимов, "По ссылкам". Очень интересная и необычная форма: читателя как бы водят по ссылкам на различные сайты, из которых складывается картина жизни героини (причём остаётся невыясненным вопрос - одна и та же героиня, или же их много?).

Михаил Елизаров, "Маша". Как всегда - насмешливо, хорошим языком, с интересными замечаниями. Хотя то, что раньше читала у Елизарова, как-то больше впечатлило. Любопытный контраст очень печальной истории и клоунады, два в одном.

Александр Иличевский, "Облако". На мой вкус, автор переборщил с украшательствами речи и многословными пассажами ни о чём, но магические нотки всё-таки заставили выделить это произведение. Атмосфера загадочности, чьих-то внимательных глаз, подмечающих каждое твоё движение, чего-то необратимого и ждущего...

Наталья Ключарёва, "Мастерица". Прекрасный, живой, весёлый, звонкий рассказ! Один из самых лучших во всём сборнике. Незатасканная тема, очень милые персонажи, таинство творчества. И он такой... очень русский, характерный, будто из прошлого. Было по-настоящему радостно его читать, это огромный плюс.

Олег Постнов, "Девочка на коньках". Автор не побоялся создать целую легенду, со всеми положенными атрибутами. И очень красивую легенду, надо отметить. Правда, подбирался к сути очень долго, но ради такого дела не жалко.

Виталий Сероклинов и пять его мини-рассказов. Не скажу, что прямо впечатлило, но очень неплохо. Персонажи запоминающиеся, язык - лаконичный и меткий. "Монастырь" - скорее не о женщине, а о ребёнке, и именно он больше всего понравился. Детские травмы - такая опасная штука, можно сломать ребёнку всю дальнейшую жизнь и даже не заметить этого...

Особенно НЕ понравились:
Мирослав Бакулин, "Фискальный документ №46492000115". Во-первых, идиотское название, которое никто никогда не сможет запомнить. Во-вторых, сюжет какой-то нелепый: две сумасшедшие женщины подрались в универмаге, одна из них - кассирша. Имеются истории болезни обеих. Всё. "Встретились два одиночества, развели у дороги костёр..." В общем, я сделал вот такое лицо - о_О - и постаралась забыть прочитанное.

Всеволод Емелин "Снежана". Рифмованное графоманство. Как оно сюда попало? Зачем? Конечно, стёбно и весело, но этого недостаточно, по-моему.

Владимир Лорченков, "Большая ошибка". Ещё один графоман. Я не против мата в литературе, но вставлять в каждое предложение слово "бл*дь" считаю всё-таки неуместным. И есть ещё другие прилагательные, кроме "сраный". И согласовывать слова в предложениях тоже нужно; хоть порядок слов в русском языке и произвольный, но не до такой же степени. Пожалуй, худшее произведение в сборнике.

Александр Снегирёв, "Русская женщина". Обнять и плакать. Нет, сам рассказ неплох, вполне неплох, но сделать главного героя непризнанным писателем и плакаться о тяжёлой его судьбе, всё время вызывая у читателя желание отождествить автора с его героем - так себе идея.

Макс Фрай, "Innuendo" . Когда-то я прочитала все "Хроники Ехо", и мне понравилось. Но Макс Фрай для меня исчерпан и закрыт, и этот рассказ вызвал только неприятие. Однообразность - главная черта Макса, как ни крути.

Кого не упомянула - те на самом деле тоже молодцы и к первой категории чуть ближе, чем ко второй :)

Комментарии


Мдаааа, впечатляет твоя скрупулезность в оценках! Вот это выбор из тройки получился!... Огромное спасибо!


Трудно просто писать обо всех сразу, авторы всё-таки очень разные) Хотелось бы о каждом рассказе написать, но это была бы простыня из простынь))) ограничилась самыми запомнившимися.

Выбор вообще довольно удачный, я о нём не жалею. С русскими авторами у меня плоховато, как раз получился ознакомительный пробег, теперь все эти фамилии для меня хотя бы не пустой звук))


да, все таки не зря мы тебя уломали на этот сборник! Хороший автопробег по бездорожью! ;)

Молодца!


Спасибо ^^ Определённо не зря))


Кстати, Водолазкин, Галина, Елизаров, Постнов, Иличевский - действительно очень известные и интересные авторы! Так что верю, что они оказались тут вполне на уровне ;)


Я из перечисленных только Елизарова раньше знала, в смысле, его творчество, он клёвый)


А мне как раз "Innuendo" Фрая понравился, недавно вот в "Ветры, ангелы и люди" прочитала. Но у меня вообще любовь к Фраю во всех проявлениях) Не знаю, конечно, зачем этот рассказ в такой сборник всунули, только из-за ГГ женщины? Там ведь кого угодно можно представить: и парня, и девушку, это неважно совсем, не о том речь в истории, как по мне.


Тут почти во всех рассказах не о том речь, на самом деле. Берём любую мысль, формально увязываем её с героиней-женщиной, и вуаля) Поэтому мне и не нравится идея сборника - в одну стопку сложены рассказы о женщинах и с участием женщин. Поди разбери, где какой.

А что касается Фрая, тут просто дело вкуса :) Я вот не воспринимаю его (её) за пределами вселенной Ехо, но это ведь только мои заморочки.


А вот у меня с Фраем наоборот получилось, Ехо не воспринялось вообще, что-то типа а-ля Терри Пратчетт думалось. А вот "Большая телега" произвела недавно хорошее впечатление.


снова хочу выразить своё восхищение рецензией!
после прочтения ваших цитат из этой книги добавила её в виш-лист
но теперь думаю, что лучше прочесть отдельных авторов, цитаты из которых понравились :)


лучше прочесть отдельных авторов, цитаты из которых понравились :)

... многие из которых есть у нас в 11-ой подборке ;)


:))) отлично, спасибо за информацию!
не изучала подборки подробно, приятная новость :)


Спасибо ^^

С цитатами, кстати, интересная история получилась: часть рассказов, из которых я вынесла самые клёвые цитаты, мне при этом не понравилась. А из самых понравившихся, наоборот, так ничего и не выписала...) Это, конечно, не со всеми цитатами так, но со многими.


действительно интересно :)