Больше рецензий

20 ноября 2023 г. 11:59

195

4

Сразу скажу: книга в целом понравилась. Но она понравилась, как может нравиться сборник рассказов, где число хороших рассказов превышает число плохих. Средняя температура по больнице. Ощущения, что я прочитала роман, у меня нет. И ещё хочу сказать, что понравилась мне книга только с технической точки зрения, как любопытно сделанный текст. С самим же ее посылом, если я его правильно считала, я совершенно не согласна и даже нахожу его попсовым. Сейчас поясню.

Что у нас тут. У нас собрание историй, которые объединены сквозными образами (ковчег/корабль/любое плавсредство, жуки-точильщики, библейский сюжет о потопе и образ Ноя — это из очевидного, но что-нибудь могла и упустить). Автор как бы с разных сторон переосмысливает, обыгрывает, эксплуатирует базовый мотив ковчега и его насельников в чисто постмодернистском духе: то иронично, то трагично, то очень уж абстрактно. Сюжеты есть занятные, есть расширяющие кругозор. Но в целом историю мира Барнс выворачивает иронично-пугающей изнанкой. Иначе как объяснить, что начинается эта история с переиначенного, "разоблаченного" сюжета о Ное-спасителе, а завершается зарисовкой о рае, из которого хочется "выпилиться". От начала до конца история мира — какое-то недоразумение, так, мистер Барнс? Бог — фикция, праведники неправедны, верующие — фанатики, бредущие к пустоте.

Вроде как автор пытается дать альтернативу, уравновесить зло добром, так сказать. И вставляет интермедию. О любви. Любовь всё спасает, всё наделяет смыслом и т.д. И тут же читаем: "Религия и искусство должны отступить перед любовью". Ну какая попсовая фраза. (Как и следующая за ней, про то, что благодаря любви мы больше, чем просто мы. Какой-то ванильный статус для ВК, извините.) То есть любовь — это такое совершенно отдельное чувство, которое никак не проистекает из чувства веры или из чувства прекрасного? Ее что, можно как-то отделить от религии и искусства, да и вообще от живой жизни? Тут у нас любовь, а вот тут мы храним картины? Я, например, не могу сказать, что картины Айвазовского должны отступить перед любовью. Или что Бах с его музыкой, или мама с ее колыбельной - не любовь. Это искусство, это любовь. В общем, вопросики. О религии, которую Барнс как-то очень подростково пытается дискредитировать, я уже молчу. Это так положено, если хочешь быть модным автором. Вы не подумайте, что это во мне говорят оскорблённые чувства верующего. Нет, меня не оскорбило ничего сверх меры, никакого нарочитого богохульства там нет. Там просто вечная жвачка из стереотипов, которая ну такая скучная... Лучше уж один умный, энергичный богоборец, чем эти унылые, вооруженные однообразными стереотипами постмодернисты.

Однако же, несмотря на все эти замечания, повторю, что чтение любопытное. Я люблю конструкторские выкрутасы с текстами, аллюзии, сквозные мотивы, калейдоскопичность. В этом смысле книга действительно примечательна. А если у вас не возникнет таких же тёрок с содержанием, как у меня, то роман вообще порадует наверняка. Так что познакомиться не мешает.