Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июня 2014 г. 15:19

2K

3

В Чешской республике не любят россиян. Да, сейчас на российских инвестициях крепится их экономика, но все равно - не любят. Те, кто родился позже танков или кто не любит, но терпим и вспомнил русский язык, которому учили в школе, хорошо трудоустроены. Наверное, они понимают, что сегодняшние россияне к ним с танками не врывались, так же как мы понимаем, что сегодняшние немцы не нападали на нас.

Кундера и его герои тоже не любят нас, тогда - советских людей. Оно понятно, конечно, почему. Изменение устоев, экономики, идеологическое давление, попрание национальных традиций. Никто не любит, когда ему причиняют добро. А талант приспосабливаться к тому что не можешь изменить - приходит не сразу. Вот нам больше от самих себя досталось и мы развили в себе способность приспособиться к любым условиям. Еще и посмеяться можем. Чехи же - обиделись. Я понимаю, попранная свобода слова, самовыражения. Но свою карьеру и призвание под откос пускали они из принципа удовлетворения духовных потребностей, а не от необходимости выживать. Герои этой книги ведут себя как птички в клетке, отказывающиеся есть и петь, обрекая себя на гибель. Зачем? Кому от этого хорошо или плохо? Как кисейные барышни, ей богу.

Да, мне не понять, я ведь не чешка. А что, Кундера писал только для чехов? У меня сложилось впечатление, что да.

Тема нелюбви к советскому влиянию - фон книги, ее двигатель. Наравне с экзистенциализмом главных героев. А экзистенциализм какой-то физиологический, до срамного. Как ни странно, ближе всех автору - дама по имени Тереза, которой не мешало бы просто попить антидепрессанты. О ее мироощущениях больше всего. Ни о бабнике Томаше, ни о добряке Франце, ни о творческой душе Сабине мы столько не узнаем, сколько о ранимой, преданной жене Терезе. Полагаю, автору она ближе всех, а у меня желание откреститься, забыть скорей этот ее сентиментальный, депрессивный внутренний мир и фатальные сновидения.
Роман построен очень специфично. Точнее - закручен. Герои передают по эстафете свои переживания и чем дальше, тем они откровенней, пока эстафета не упирается в тупик. Что бы этот тупик оттянуть, он добавляет нам еще мироощущения и второстепенных героев. Остановись автор на первом забеге и мне бы очень даже понравилось. Но он отправляет своих героев снова и снова, а сито мыслей все мельче и мельче и нам читателям не просто разжуют, но и переварят материал, что бы никакого инакомыслия или двоякого толкования. А в сюжете то ничего нового не происходит! Он все тот же, что и в начале! И сам сюжет - скромные будни с печалями и радостями обычных людей!...

Глава с описанием предсмертных мук собаки и ее усыплением - чистой воды манипуляция, слезовыжималка. Еще повод вернуться к теме нелюбви, с которой я начала - в варварском Союзе, в городах, собак расстреливают, а в Чехии просто убивают нежеланный приплод. Если говорить об аргументации - почему же Союз это зло - то этот аргумент единственный, согласно повествованию. Здесь не про причины, а про следствия. Это жанр плача. Не просто с эротическими, а физиологическими неприятными подробностями.

Ветка комментариев


Жалобно и эмоционально - это да, согласна. Кундера не предлагает никаких рецептов и моделей (да и мог ли предложить?.. не знаю, не уверена), но снова и снова переживает/проживает болезненную ситуацию. Как на кушетке у психоаналитика проговариваются страхи. Иногда саможаление тоже нужно.

И разве танки и цензура - это не хуже само по себе?.. Это же и есть ад.

Да, немцев им не за что особо любить. В империи Габсбургов никаких прав у чехов не было, даже язык практически был вытеснен из употребления.


Собственно, я не умаляю их потерь, ни в коем случае. Мне кажется, что подняв такую тему, как угнетение его народа, он ее недоработал. Являясь национальным голосом, изобразил это все однобоко и плаксиво. Я про то что у читателя, не чеха и не россиянина, может сложиться впечатление, что дело только в цензуре и танках, хотя это не так. Само по себе это ужасно, не спорю. И чехов он изобразил сентиментальными комикадзе. Готовыми мазохистски растоптать собственные судьбы ради права говорить свободно. Мне они кажутся истеричными у него. Хотя на деле это же не так. На деле - они все перетерпели и победили. И победила их разумность, а не истеричность. В общем, мне его подача материала не понравилась. Резонирует с моими впечатлениями о стране и ее людях.
У каждой страны своя судьба, иногда входить в состав империи значит остаться в живых, закалиться и почувствовать свою особенность.


Да, я понимаю, что вы имеете ввиду. Но ведь это мы с высоты сегодняшнего дня видим, что победила разумность, а когда книга писалась, железный занавес ещё висел над Восточной Европой.

иногда входить в состав империи значит остаться в живых, закалиться и почувствовать свою особенность.
Звучит внушительно. Но знали бы вы, насколько это режет. Во-первых, любая (почти) империя будет пытаться как раз стереть особенности. А во-вторых, странно звучит сама формулировка "остаться в живых".


Я не в восторге от мироустройства, когда сильный поглощает слабого, но он был, есть и будет. Как бы цинично это не звучало. Конечно, принципы справедливости, признания за каждым право на индивидуальность не зря придуманы, может быть кого-то притормозят в амбициях, заставят оглянуться.
Но если вспомнить Римскую Империю, что стало с Карфагеном, Дакией? А что стало с тогдашними Британией и Германией? Одни сопротивлялись и пропали с карты, другие подчинились, набрались ума у своих завоевателей и построили в результате свои империи. Конечно, страшно знать что произошло с другими коренными народами в результате имперских политик, но это опять таки жестокость нашего мира. И произошло это в том числе из-за несоответствия уровней развития. И уничтожили бы их не те, так другие.
Я не о том, что империализм это хорошо, а о том, что это неизбежно. А раз неизбежно, надо искать выгоды.


Так-то оно вроде бы верно. Хотя я бы не сказала, что римлянам удалось поставить Британию под свой контроль - сколько владели, столько их восстаниями и донимали. И я уже не говорю о том, что фундамент Британской империи к римлянам отношение если и имеет, то очень опосредованное (а я бы сказала, что вообще никакого). Но речь, собственно, не об этом.
Всё выглядит просто и логично, когда мы отвлечённо рассуждаем о каких-то абстрактных народах. Когда дело касается нас - включаются ещё и эмоции, и личное отношение. Всё отнюдь не так просто, к сожалению.


Да. Поэтому на эмоции Кундеры у меня включились свои)) я же тоже имею на них право.

Насчет бриттов и германцев я бы поспорила. Они привнесли в их жизнь города, подтянули под себя общественное устройство, научили администрированию, перескачив этапы в развитии. Сыновей вождей забирали в Рим, в качестве заложников, и воспитывали на римский манер. Ну и мобилизация, объединение разрозненных племен для сопротивления. В Великобритании многие города имеют ту, римскую планировку и легендарные личности императору Константину и Елене ( есть версия, что она британка по крови). И по моим личным наблюдениям, англичанам очень даже симпатична мысль,и то что римляне имели влияние и то что их прогнали.
Так то, конечно, намерено Рим не делал никаких действия для их становление. Они вопреки выросли. У них, конечно, поучиться отношению к истории.


Так все имеют право на эмоции, конечно. :) Но мне самой проще понять Кундеру, хотя я и не во всём с ним согласна.

Всё упомянутое - это скорее вопрос культуры. До создания полноценного государства прошло ещё немало времени и событий. И то, чему "научили" римляне, так и не смогло помочь перед лицом нового вторжения (англы, саксы и прочие).

А так да, я знаю, что англичане трепетно относятся к своей истории. Фото с детками-легионерами прелестное. :) Видела что-то похожее в интернете, но сейчас не найду.


Вы очень интересный собеседник, спасибо))


Спасибо. :) Я могу сказать про вас то же самое. :)


картинка Godefrua
Фото в тему: город Честер, можно сказать на границе римских завоеваний, рядом Уэльс. Построен римлянами, бастионы, улицы, дороги, канализация в очень хорошем состоянии. У местных жителей фишка гордиться римскими корнями. Дети не просто нарядились легионерами, они еще и гимны на латыни пели.

Комментарий удалён.

Боюсь, мне нечего вам ответить. Все, что думалось по этому поводу, есть выше, в комментариях. Простите.

Комментарий удалён.

Таких людей я только в книгах встречала. Ну, и памятники видела реальным персонажам. В реальной жизни не встречала. Тех людей, кому дороже свободы и независимости ничего нет. А вы?

Имхо, в Чехии они больше выждали. Выждали момент. Я не в осуждение, не презрение и не восхищение, просто констатирую наблюдение.

Комментарий удалён.

Я про современников.
Ну что ж. Были такие, Боннер так вообще жива. Мотивация у них была не только стремление к свободе и независимости. Хотя, может именно такой и поэтому долго не прожили. В отличии от Боннер.
Странный диалог у нас с вами. Мне кажется, беспредметный.

Комментарий удалён.

О каких фактах речь!? Мы в социальной сети, а не в судебном процессе. Может, я вообще безумна и брежу. Нельзя быть таким легковерным. Все равно что газеты читать. Или заборы.

Крайне неприятная дама была. Лучше в подробности не вдаваться. Все таки, мертва, как и изобретатель бомбы. Это их дела.

Комментарий удалён.

Нет, вопросов больше нет. Благодарю за развернутые ответы.


Подумала я и скажу: мои мысли это отчасти зависть, что им есть на кого обижаться, нам же не кого. И отчасти снисхождение, что у них наладилось, а у нас еще нет. Мы же не можем себе позволить даже пожаловаться. И мало того, что мы расхлебываем дела наших недавних предков, так еще и отвечаем в библейском смысле, сын за отца. Ведь везде, в социалистическом лагере нас поминают недобрым словом, если не считать кое-какие совсем уж бедные страны.


Есть такое. На самом деле излишняя обидчивость тоже не к лицу, особенно на высшем уровне. Одно дело знать и помнить, совсем другое - постоянно подпитывать неприязнь.

Комментарий удалён.

Чехословакию и в те годы воспринимали как союзную и дружественную, но заграницу, сегодня и подавно. Ну а насчёт языка - это актуально по отношению к любой стране.

Комментарий удалён.

И?.. Я отнюдь не одобряю советскую акцию 1968 года (и из моих комментариев к рецензии это очевидно).

Комментарий удалён.

Мне вы это зачем рассказываете? :) Я читала не одну книгу про пражскую весну и документальные фотографии и хронику тоже видела.