Больше рецензий

26 октября 2023 г. 12:06

400

2 Ничего интересного, ни про иммиграцию, ни о самом себе автор не расскажет, зато зачем-то неинтересно расскажет о всех своих учителях, бабочках, походя выразит свое негативное необоснованное мнение о нескольких авторах и художниках, до Америки даже не доедем

Перед автобиографией я прочитала русскоязычные произведения автора, поняла что не мое, но "Дар" был неплох и заложил некоторые ожидания от автобиографии. И автор меня разочаровал.

И раз Набоков берет на себя смелость и право проходится по художникам и авторам, то и я позволю себе назвать его неприятным и душным типом, а его писанину распиаренным переоцененным графоманством. И в отличие от Набокова я даже аргументирую свое мнение:

1) Это очень скучное произведение. Я взялась за чтение, ожидая рассказ про сложный период жизни Набокова и России, про тяготы иммиграции и как они преодолевались, о писательском пути автора, может, как создавались те или иные известные произведения. Ничего это здесь нет. Зато есть целая глава про бабочек, перечисление всех "нянек" барчуков и много, много, словесных экзерсисов, под час бессмысленных и коверкающих русский язык.

2) Автор походя (но думаю выверено "для хайпа") опустит пару художников и авторов. И даже если допустить что он имеет некое право (по мне, так сомнительное) на критику писателей, то кто его сделал знатоком изобразительного искусства? И ладно бы это была обоснованная критика, или просто личный вкус автора, или пусть даже тонкое издевательство, нет это топортное обзывательство, а ля, "Иванов дурак". С чего, почему, а главное зачем, останется загадкой.

3) Как в прочем и вся сознательная жизнь автора. Так период жизни после иммиграции (Набокову 20) занимает от силу 3 последние главы, но чего-то интересного или раскрывающего автора там тоже нет. В прочем, может это объясняется тем, что автор не хотел рассказывать неприглядную сторону своей жизни и внутреннего мира, а приклядной не было. Я додумала и что).

4) Казалось бы, хуже уже не будет, но тут Набоков решил рассказать о лучшей шахматной задачке, которую он придумал и "попробовал эту тему объяснить не знающему шахмат читателю". Ля какая ца-ца, конечно читатель не знает шахмат, и конечно несмотря на это, ему будет интересно почитать, что же там Набоков нах*евертил.

5) Себя и своих родных автор описывает исключительно в розовых тонах, но все равно истинную натуру не скроешь. Например, автор рассказывает как "впрыснул нужную взятку в нужную крысу". А кто Набоков сам в этой метафоре? Крысиное говно? Грязь и помои, которые ест крыса? Ну в принципе видно так и есть, или автор просчитался с метафорой?

6) Что в прочем, очень часто, и если включить логику и критическое мышление, словесные кружева Набокова очень часто бессмысленны и беспощадны (в плане тяжеловесности). Вообще язык Набокова, конечно, очень на любителя. Например, меня еще корежило от неоднократных "трусиков" на взрослых мужчинах. Зато он придумал какое-то новое слово "крестословица", которым, судя по всему, очень гордился, и которое, оказывается, "крепко вошло в обиход". Вон оно как, а мужики то и не знают.

А про жизнь в Америке вообще ничего не было. На отъезде из Европы заканчивается книга. Видно автор ещё рассчитывал что-то урвать, но зная свой говнистый характер решил просто не гадить где ест.

В общем Набоков скучный и плохой писатель, автобиография "никчемная". Моя рецензия - мое мнение


Комментарии


Да ведь и "Дар" был таким же: те же бабочки (которые задолбали, при всём уважении к сим славным тварям), то же ускользание в поэтизированную рефлексию (опустим, что обычно герои Набокова - alter ego самого автора), тот же барчук с розовым детством, тот же снобизм, та же критика коллег (правда, завуалированная). Забавно, кстати, но я тоже обратил внимание, что Набоков часто называет мужские трусы трусиками. Возможно, в его время это был правильный вариант, но в любом случае - не припомню, чтобы другие авторы так обращали внимание на эту деталь одежды. Но тут уж, как говорится, "у таракана усики - у мальчугана трусики", так что не подкопаешься, в отличие от пресловутых нимфеток, которые у Набокова в том или ином виде всплывают в что-то около 5 произведениях.


Возможно я Дар восприняла лучше, потому что я от него ничего и не ожидала, мне даже понравилась история родителей, что-то было в этом небанальное, местами трогательное. Но вот сейчас я уже и не вспомню что. Критика коллег там мне показалась более тонкой и умной, а тут как-то топорно. Мне не особо понравились Камера обскура, Дама, валет, туз  (и из-за тем нимфеточек в том числе) и Приглашение на казнь (просто не мое).  Дар после них зашёл хорошо. Но было ожидание, что автобиография должна быть ещё лучше, ещё ступенечкой, развитием темы, а тут скорее откат



К слову сказать, Набокова иногда сравнивают с Газдановым, и вот роман последнего "Вечер у Клэр" чем-то похож на эмигрантскую прозу Набокова, в том числе темой отца. Я когда читал, то аналогичные страницы "Дара" сразу пришли на ум.


Умиляют страдальцы эмигранты, которые своими руками уничтожили страну, а потом быстро убежали, оставив народу расхлебывать их революционный задор.