Больше рецензий

7 июня 2014 г. 15:44

70

5

НЕДО-ВЕРИЕ

Отелло от природы не ревнив — напротив: он доверчив
А.С.Пушкин

ВНИМАНИЕ СПОЙЛЕРЫ!

Да, собственно говоря, итог всей этой трагедии известен многим. Простодушный Отелло задушил оклеветанную Дездемону. Однако несмотря на кажущуюся ясность, в этой истории всё намного глубже и интересней, чем принято считать.
Хотя, стоит признать, что главный герой очень старался быть любящим и чистосердечно не видел в своей супруге ничего, что бы могло навлечь на неё подозрения. Он больше жил чувствами, нежели рассудком. Поэтому не удивительно, что не искушенный в светских разговорах и не видящий злого умысла он совершил убийство. Но засомневался он, пржде всего, не в любимой, а в том, что достоин её любви. Надо доверять себе. Дездемона также была исполнена самых искренних и добрых чувств и лишь пыталась помочь бедному лейтенанту восстановить честь, но при этом сама не заметила, как неожиданно ей пришлось отстаивать уже свою. Кассио же и вовсе, подобно Отелло, простодушен, а к тому же ещё и неопытен. Радриго также стал лишь жертвой и источником денег для злодея. Удивительно, что вся эта доверчивая компания парадоксальным образом кончает полным недоверием друг к другу.
Единственным отстранённым участником всей этой истории является Яго - не просто коварный клеветник, который из мести строит интрги вокруг обошедшего его мавра. Им движет не только желание испортить жизнь своему сопернику. С психологической точки зрения всё гораздо глубже и интересней. Дело в том, что насчёт самой его супруги Эмилия ходили слухи, что мол, Отелло был с нею близок. Этот фантазм мнительного злодея и ревнивца и сподвигает его осуществить свою проекцию обманутого мужа на своего друга и начальника. Таким образом, Яго не только хочет возвысить себя и унизить другого в социальном, но и нравственном отношении поменяться местами с Отелло. Сделав его ревнивцем, он думает, по крайней мере, сделать себя ещё белее по сравнению с мавром.
В этом проявляется одна из основных черт героев пьесы, да и людей в целом, проэцировть в мир то, что у них внутри. В этом смысле ослабление любви и доверия к жене со стороны заглавного героя становится особенно печальным, поскольку в нём выразилось не столько банальная ревность, сколько нравственное падение, крушение мировоззрения в целом. Вообще говоря, в этой трагедии многие персонажи переживают момент подрыва доверия к себе, утрату чести и т.п. При этом важны не внешние знаки - титул, звание, платок, - но поступки. Для подлинного счастья супругам следует доверять именно последним. Дела порою говорят о человекек гораздо красночечивее, даже о том, о чём он боится даже помыслить. И, конечно же, следует доверять своим половинкам и любить друг друга. Не смотреть по сторонам, не прислушиваться к мнению Другого. Скепсис, воплощением которого является Яго, убивает всякую искренность и непосредственность отношений. Отелло был прав, говоря, что изводить себя и другого ревностью не стоит, но он всё же по недальновидности сделал гораздо худшее.
P.S. Как конфликт двух абсолютных лобовей, не признающих своей неполноты и слабости, - эта пьеса хороша и близна к самой печальной повести на свете о Ромео и Джульете. Не помню, до или после она была написана.