Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

10 октября 2023 г. 18:16

858

4 Машина для выполнения приказов

Прежде всего, мы должны слушать фюрера, а не философствовать.

Я немного (много) затупила, начиная читать эту книгу. Дело в том, что я, добавив книгу в виш и запомнив, что точно хочу ее прочитать, стараюсь в дальнейшем избегать чтения аннотаций и чужих рецензий, дабы не словить спойлеры (и распространяется эта привычка даже на биографии и другую подобную литературу, где слово «спойлер» не очень применимо). Так вот, почему-то мне изначально запомнилось, что «Смерть – мое ремесло» описывает вымышленного персонажа, некий собирательный образ эсэсовца, историю его становления. И только, когда я прослушала уже значительный кусок книги, до меня дошло, что главный герой – реальное (и очень печально известное) историческое лицо. Да, он выведен под другой фамилией (Рудольф Ланг), но прототипом послужил не кто иной, как Рудольф Хёсс – комендант Освенцима. И с того момента, как до меня дошел этот факт, отношение к книге несколько изменилось.

Дело в форме повествования: оно идет от первого лица, то есть это своего рода «мемуары» Ланга-Хёсса. Он рассказывает нам обо всей своей жизни: детстве в семье со строгим и фанатичным отцом, участии в Первой мировой, попытках найти работу в голодной послевоенной стране, вступлении в НСДАП, дальнейшей работе вплоть до руководства лагерем смерти, ареста и суда.

И отношение у меня сложилось в данном случае очень противоречивое. С одной стороны, такой формат подачи позволяет проникнуть в мысли персонажа, встать на его точку зрения (как бы мало ни хотелось это делать, когда речь идет о подобном человеке). С другой, повествование от первого лица кажется мне приемлемым в двух случаях: когда это реальные мемуары и человек говорит сам за себя, или же когда персонаж полностью вымышленный и за него говорит автор.

Книга Робера Мерля – ни то, ни другое, по сути, это вымышленные мемуары реального лица. И хотя они охватывают и более или менее точно передают все известные факты биографии Хёсса (что плюс), однако оставляют большое пространство для сомнений в тех моментах, когда речь идет о его размышлениях, сомнениях, внутренних проблемах, отношениях с близкими и т.д. Имеет ли все это под собой какое-то основание или же является исключительно домыслами автора? Я не знаю.

Реальный Хёсс до казни успел написать автобиографические записки, и Мерль, как я полагаю, использовал их в своей работе. Правда, не могу сказать, насколько «Смерть – мое ремесло» им соответствует, потому что самих записок я не читала. К тому же, существуют некоторые сомнения в том, что они полностью правдивы и даже в том, что они вообще написаны самим Хессом. Но вот по рецензиям читателей этих самых записок я могу заключить, к примеру, что он там пишет о себе в детстве, как о самом обычном немецком ребенке, дружелюбном, имеющем увлечения и т.д. По запискам можно сделать вывод, что его «очерствение» происходило постепенно, под влиянием войны и прочего.

У Мерля же это совершенно явно не так. В его версии Рудольф Ланг с детства обнаруживает явные психические отклонения. Никто никогда не ставил ему диагноза, но описание его внутреннего мира и поведения наводит на такие мысли: он был фактически социопатом, не обладал ни малейшими проблесками эмпатии, страдал навязчивыми ритуалами, без выполнения которых не мог чувствовать себя спокойно, его преследовали припадки в ситуациях неопределенности, и потому он втройне стремился к такой жизни, когда всегда была бы ясна цель и был бы четкий приказ – что делать, и успокаивал себя монотонными занятиями типа чистки сапог. Все это вдобавок усугубилось «благодаря» его отцу – религиозному фанатику и домашнему тирану, заставлявшему детей каяться по любому поводу и не терпевшему ни малейшего отступления от установленных им правил, даже самых абсурдных (например, ни за что не смотреть в окно, когда его моешь).

Да и позже, уже после того, как Ланг начал работать, а затем отправился добровольцем на фронт, он как будто бы с самого начала не испытывает иных эмоций, кроме страха провалиться, не выполнить приказ, а также стыда за то, что он, по его мнению, проявил недостаточную преданность. Да, еще он испытывает неприязнь, когда приходится прикасаться к кому-либо. При этом вид трупов или «ошибочное» уничтожение деревни, которую перепутали с другой, нисколько его не тревожат.

Так вот, любопытно, были ли какие-то фактические основания у Мерля написать именно так или он это, так сказать, «художественно домыслил». Если второе, то интересно, что он хотел этим сказать. Что только такие люди и могли стать «идеальными» эсэсовцами и сделать там хорошую карьеру? Что нормальный человек с нормальным детством не смог бы настолько бездумно подчиняться приказам и стать фактически машиной для убийств? И не просто машиной, которая может нажать на курок, а мыслящей, деятельной, рациональной, обладающей организаторскими способностями, умеющей придумать способы, как осуществлять «специальную обработку» заключенных с наибольшей эффективностью, при этом думая об этих заключенных просто как о «единицах», а не о живых людях. Но ведь исследования (да и история) показывают, что люди могут творить лютую дичь под влиянием толпы, транслируемых общественных норм или того же приказа, который как бы снимает личную ответственность. Делать такое, что в обычной жизни им бы и в голову не пришло. А так хочется верить, что до такого нормальный человек дойти не способен… Увы. Но, как бы там ни было, версия Мерля имеет право на существование, и прослушала я ее с интересом.

При этом, несмотря на все свои «странности», а иногда даже и благодаря им, в других обстоятельствах это был бы ценнейший и незаменимый специалист, который мог бы прекрасно управлять, скажем, заводом или фабрикой. Или фермой, как он делал некоторое время до вступления в СС. Вся суть в том, что для него при выполнении приказов словно не существовало разницы между производством товаров, выращиванием еды или массовым уничтожением людей. Он абсолютно любое дело, в котором видит свой долг, будет выполнять с немецкой основательностью и скрупулезностью, отдавая этому делу всю свою энергию. Интересно, что, кроме преданности долгу, педантичности и исполнительности, одно из главных качеств Ланга – честность. Он не нарушит слова, даже если это грозит ему смертью, он не станет обманывать даже ради перспективы выйти из тюрьмы, он не станет хитрить, чтобы поменьше работать, даже если уже валится с ног от усталости. И такая честность в сочетании с полной неспособностью отказаться от выполнения приказа, приводит к страшным последствиям. Как справедливо выразился один из героев романа, честные люди – порой самые опасные. Особенно, когда попадают на такую должность, какая была у Ланга и «честно» стремятся как можно лучше выполнять свои обязанности... Он так же честно признается, что эти обязанности ему не нравились, они были «нудными» и неприятными, однако что поделаешь – приказ есть приказ.

Примечательно, что на суде он возмущался, когда его обвиняли в том, что он бил заключенных и охранников. Он протестовал: никогда он никого своей рукой не ударил и, если б увидел, первый бы пресек. Убивали и сжигали людей – такое было, не отрицаю, но ударить – никогда. А когда его обвинили в том, что он за время своей деятельности на посту коменданта убил 3,5 миллиона человек, он педантично поправил, что всего 2,5 миллиона. А на шок от циничности этого заявления возразил, что всего лишь поправил неточность.

В книге Мерль использует жену Ланга в качестве «голоса совести». Она, узнав, чем занимается ее муж (могла ли она действительно не знать? В подробности ее, конечно, никто не посвящал, но догадываться она должна была о многом. Скорее уж, было удобно не думать об этом), задавала ему вопросы, который мог бы задать любой человек в этой ситуации. Но все его ответы сводились к тому, что «я подавал рапорт об отправке меня на фронт, но мне сказали, что я больше пользы принесу здесь, а не выполнить приказ я не мог, поэтому делал то, что делал, каждый должен выполнять свою работу». Он признавал, что уничтожение евреев, вероятно, было ошибочным, но не потому, что убивать вообще плохо, а потому что никак не послужило цели, ради которой, собственно, задумывалось. Точнее, той цели, которую ему внушил в свое время Гиммлер и в которую он, по крайней мере, по его словам, верил до самого конца войны.

Такую вот книгу довелось прослушать: попытка погрузиться в мысли и душу человека, своей деятельностью уничтожившего огромное количество людей, но, по всей видимости, не испытывавшему по этому поводу угрызений совести. Или же затолкавшего их так глубоко под слой уверенности в правильности своих действий, что уже и не достать.

Прочитано в рамках игр:
KillWish, 12 тур, 3/4
Игра в Классики, 21 тур, ход №5

Комментарии


Мороз по кожи от того что прочитала..

У меня на полке Джонатан Литтелл - Благоволительницы книге лет 7, одна из первых появилась, ещё с вырезанными фрагментами, она как камень на моей душе, вот реально. Начинала читать раза 3, последняя попытка продвинула меня до 130 страницы, решила что в любом случае прочитаю в этом году, это было начало 2022, после событий февраля морально не могла взять книгу даже в руки. У меня уже план на нее даже, когда прочитаю, сожгу, буду вырывать по одному листу и сжигать, наверное странно звучит, но то что прочитано на 130 страницах меня убило, а что будет дальше страшно думать, не хочу такое оставлять у себя..


Понимаю... Книга написано намеренно сухо и бесстрастно, от этого впечатление еще усиливается. Когда так спокойно и деловито рассказывают о поставленной перед ним невыполнимой задаче по уничтожению 2000 единиц в сутки, да еще поток транспорта с пленными все увеличивался. В общем, бедолаге приходилось работать день и ночь и пустить в ход все свои таланты, чтобы не сорвать дедлайн и выполнить приказ. Жутко от такого, конечно. Предполагаю, что его записки еще большее впечатление производят, хотя не читала их.

На такое надо морально решиться, ставить себе четкие планы по таким книгам, как мне кажется, бессмысленно... Я о ней слышала не раз, но вот саму - не тянет.


В общем, бедолаге приходилось работать день и ночь

Как будто что то хорошее делал..

Если бы ее не было в бумаге, наверное даже забыла бы про неё, но она такая огромная, всё время на глаза попадается.


А он об этом не думал. В его парадигме существовало только "как можно лучше выполнить порученную работу". Хорошее или плохое - в таких категориях, как, по крайней мере, показалось из книги, он не оценивал свою деятельность.

А задвинуть подальше?)
Ну, если так уж над душой висит, то, думаю, однажды доберешься все же.


Вот это и удивительно, как можно не понимать насколько ужасны его действия и просто выполнять работу.

Задвигала, всё равно мысленно с ней, видимо чтобы отделаться нужно прочитать.


По версии автора, это следствие его воспитания, когда подавлялись все желания и любая свобода действия или слова, всё нужно было делать чётко по инструкции и в соответствии с распорядком и не вякать. И он даже после смерти отца от этого уже не смог избавиться, въелось под кожу. Потому и в армию стремился, там можно выполнять приказы и не думать, что делать со своей жизнью, не делать выбор.
Ну, и, видимо, врождённые черты характера поспособствовали.


Моё мнение, каждый человек делает выбор каждый день, в чем то важном и в самом незначительном. Жизнь это вообще один сплошной выбор. Так вот это был его выбор.


Выбор делать, что тебе говорят, и не думать (точнее, думать только о том, как сделать то, что велели) - тоже выбор, да.


Меня очень трясет от биографий от 1 лица. Что-то автор много о себе возомнил, как то вызывает подозрения.

И личность выбрал одиозную


Ну, так как это всё же не нон-фикшн, а художественный роман, да и имена он заменил, то, в принципе, имеет место быть. И факты, которые известны, более или менее точны, насколько я могу судить. Плюс использовал материалы записок и допросов Хесса. Но да, такой формат в данном случае меня смущает всё же.
Но и впечатление при этом сильное, этого не отнять.


Ну вот и писал бы факт от третьего лица, а не выдумывал предполагаемое


Согласна, но, наверное, тогда не получилось бы такого эффекта присутствия в голове человека. Попытки понимания того, о чем он вообще думал, когда все это делал. Исходя из его собственных слов на допросе (а это уже точно факт) он на вопрос "что вы чувствовали, когда" говорил что-то типа "причем тут чувства, я выполнял приказания". Вот что-то такое Мерль и попытался показать.


Ну вот как раз этого эффекта присутствия в голове реального человека и хочется избежать при чтении. Ну да ладно, главное, что тебе понравилось)


Мне понравилось с оговорками)
Я просто пытаюсь рассуждать и прихожу к выводу, что полностью, наверное, такого не избежать, иначе пришлось бы выпилить все исторические романы.


Возможно. В некотрых романаъ это не так бросается в глаза, видимо


Это да


У автора читала пока только одну книгу, очень понравилось, так что и эта в планах.

Дело в том, что я, добавив книгу в виш и запомнив, что точно хочу ее прочитать, стараюсь в дальнейшем избегать чтения аннотаций и чужих рецензий, дабы не словить спойлеры

как знакомо!)))

однако оставляют большое пространство для сомнений в тех моментах, когда речь идет о его размышлениях, сомнениях, внутренних проблемах, отношениях с близкими и т.д.

вооот, у меня такие же сомнения были, когда в Детях Арбата были вставки со Сталиным.

А так хочется верить, что до такого нормальный человек дойти не способен…

хочется, но увы((


Какую?)

как знакомо!)))

Да, тут мы коллеги)

такие же сомнения были, когда в Детях Арбата были вставки со Сталиным.

Понимаю, но там я это чуть иначе восприняла - как в исторических романах, ну хоть у того же Дрюона, который тоже описывал мысли и разговоры королей и прочих реальных лиц. Так и со Сталиным. Рыбаков хотя бы не стилизовал это под мемуары. А когда от первого лица - тут мне сложно было принять. Причем меня именно смутил момент с подробным описанием детства и психологического давления со стороны отца. Просто это очень существенное допущение и тут хорошо бы знать реальные факты - так это было или нет, и действительно ли Хесс уже в детстве был таким, со всеми задатками идеальной машины-исполнителя. При этом вымышленные диалоги и прочее меня не смутили, понятно, что это художественный роман, где что-то домысливалось. Лишь бы не искажало значимых фактов.


вот эту Робер Мерль - Уик-энд на берегу океана

Ага))

Ну сама понимаешь, это очень субъективно, зависит исключительно от собственного восприятия)


Понятно)

Конечно, кто же спорит)


Не так давно, под впечатлением от "Книжного вора", посмотрела две коротких документалки об Освенциме и Нюрнбергском процессе, и меня еще поразил тот факт, что ни один из обвиняемых не признал свою вину, ни в начале процесса, ни в конце... Язык не повернется назвать всех этих участников людьми.


Да... Это страшно, конечно, до чего могут дойти люди в своем очерствении... Было среди них, кому выпало этим заниматься, и такие, кто не смог этого вынести - добились отправки на фронт (хотя таких "ценных специалистов" отпускать не хотели, еще других обрабатывать и вводить в курс дела потом), или покончили с собой, или сошли с ума. Видимо, до конца (и до процесса) дошли только такие, которые были абсолютно уверены в том, что наличие приказа все объясняет - они не виноваты. Или же что цель оправдывает средства(


Видимо, до конца (и до процесса) дошли только такие, которые были абсолютно уверены в том, что наличие приказа все объясняет - они не виноваты. Или же что цель оправдывает средства(

Похоже, что так. И это страшно, знаешь, в перспективе. Время идет, а человечество не торопится учиться на своих ошибках.


Это правда, к сожалению. Но побуду пессимистом: вряд ли когда-нибудь научится. Всегда найдутся те, кто захотят "повторить" или "взять реванш", или еще что похуже. А в конечном итоге дело всегда в деньгах. Как у Ремарка

Чей-то приказ превратил эти безмолвные фигуры в наших врагов; другой приказ мог бы превратить их в наших друзей. Какие-то люди, которых никто из нас не знает, сели где-то за стол и подписали документ, и вот в течение нескольких лет мы видим нашу высшую цель в том, что род человеческий обычно клеймит презрением и за что он карает самой тяжкой карой.

И еще

Он предлагает, чтобы при объявлении войны устраивалось нечто вроде народного празднества, с музыкой и с входными билетами, как во время боя быков. Затем на арену должны выйти министры и генералы враждующих стран, в трусиках, вооруженные дубинками, и пусть они схватятся друг с другом. Кто останется в живых, объявит свою страну победительницей. Это было бы проще и справедливее, чем то, что делается здесь, где друг с другом воюют совсем не те люди.

Да, как всегда, сражаются и погибают совсем не те, кто все развязал.


Увы...


С другой, повествование от первого лица кажется мне приемлемым в двух случаях: когда это реальные мемуары и человек говорит сам за себя, или же когда персонаж полностью вымышленный и за него говорит автор.

- вот прямо на все 100% согласна! Убивает, когда автор ведёт повествование от первого лица реального человека(( Лишь если в начале книги есть пояснение, что этот реальный человек обратился к нему за помощью в написании биографии. А иначе я такие книги не могу даже нормально воспринимать, всё время хочется спросить автора, откуда такие познания о мыслях и эмоциях заявленной личности?


Ага, есть такое.
В данном случае, конечно, фамилия заменена, поэтому формально это художка и автор имеет право писать, что угодно. Но все-таки ведь совершенно очевидно, о ком именно речь... и это напрягает.