Больше рецензий

29 мая 2014 г. 15:25

360

4

Начну с того, что меня сложно удивить модной нынче литературой-про-евреев: здесь я разбираюсь - читала и Зингера, и Шолом-Алейхема, и Бабеля, и израильских авторов, причём последних в оригинале. Не говорю о дамах-пишущих-о-евреях, коих в русскоязычном литературном пространстве нынче много - одни Рубина и Улицкая чего стоят.
Да и вообще, с евреями у меня отношения... сложные. Хоть и родственные.

Кроме того, я читала у Севелы когда-то "Зуб мудрости", и он мне, юной барышне, вчера вставшей со школьной скамьи, почему-то тогда страшно не понравился.

Поэтому к этой книге я приступала настороженно и с усмешкой: мол, удивите меня, господин Севела, расскажите что-нибудь интересное, помимо вечного "евреи - народ избранный", темы Холокоста, темы гонений и прочих характерных черт литературы-про-евреев.

Книга долго раскачивается. "Долго запрягает, да быстро едет", по совсем не еврейскому, а вполне русскому старому обычаю. Первые рассказы, скорее всего, не впечатлят - они довольно топорно сделаны, и многие из них давят на привычные болевые точки в надежде получить привычную реакцию на них читателя. И ощущаешь себя тоскливо, как на кухне у малознакомого дальнего родственника, который развлекает тебя рассказами про своих бабушек, дедушек, тёток и племянников.

Где-то с середины книги начинается что-то невообразимое. Байки еврейского Мюнхгаузена, если можно так выразиться. Ну как можно поверить в сумасшедшую историю "еврейского осведомителя" с казацкой фамилией Полубояров, которого погубил его длинный язык?.. А в рассказ о еврее - муже графини?.. А в историю "потомка Чингисхана", еврея, выдавшего себя за татарского сапожника и сшившего в лагере для военнопленных любовнице немецкого офицера такие прекрасные туфли, что, даже когда обман раскрылся, его не расстреляли?..
"Слушаешь" - читаешь - с усмешкой, не везде веришь, не на каждом рассказе останавливаешься, многие просто пролетают мимо. Но что-то цепляет, чёрт побери! Цепляет так, что рассказы глотаются на одном дыхании. Чему не может не способствовать плавный, певучий русский язык.

Приятно удивило то, какой спектр проблем охватил автор. Тут вам не только Катастрофа европейского еврейства, местечки и еврейские комиссары Союза, - тут вам и израильские войны, и одиночество эмигранта в Европе, и непростые отношения с прибалтами и немцами. Даже про израильтян, уезжающих с исторической родины (и не на "доисторическую", а просто в поисках лучшей жизни - в США, например) есть:

...нью-йоркские евреи обожают своего брата израильтянина, когда он живет в Израиле и выигрывает войны, что доставляет им неслыханную радость. Но когда он убежал из Израиля и хочет стать таким же, как они, — издалека обожать свою родину, они дружно поворачиваются к нему спиной и даже не хотят смотреть в его сторону. Он оскорбляет их лучшие чувства.


В общем, господин Севела, хоть особенно ничем и не удивили, - но было интересно.