Больше рецензий

Jedaevich

Эксперт

по ложной слепоте, множественным лицам и фукаццу

22 мая 2014 г. 17:03

1K

5

Эту книгу Николая Никулина не первый год известный человек Артемий Лебедев в своём блоге в частном порядке рекомендует как лучшую книгу о войне. Пришлось ознакомиться, и хочется в конечном счёте поблагодарить господина Лебедева, что это произошло - мимо книги можно было бы пройти и не заметить.

А между тем это действительно лучшее, что можно прочесть не только о Великой Отечественной Войне, но и вообще о противостоянии человека, стихии и государственной машины. С оговоркой, правда - лучшее мемуарного характера. Сейчас, по прошествии времени, когда у одних поколений уже отболело, а у следующих поколений произошло принятие прошлого и даже начата новая оценка, переоценка и осмысление войны с самых разных позиций, такие книги, как "Воспоминание о войне" - неизбежная необходимость. Потому что реализм, прописанный в книгах вроде этой - это точное и тонкое отражение реальности, ужаса тех событий, на грани объективного и субъективного, без перегибов - рядом с таким какие-нибудь "Благоволительницы" Литтела - это всего лишь философское размышление о роли простого смертного в истории, а опусы господина Тарантино - мультики эпохи клипового мышления.

Мне книга показалась очень близкой и интуитивно понятной в силу личностных обстоятельств. Николай Никулин, тот человек, которым он был в начале войны - молодой парень, душой склонный к искусству и всему хорошему, что может предложить развитая, прогрессивная цивилизация. Вынужденный в силу известных обстоятельств нырнуть в бурю, развязанную на высших политических уровнях и принесшую страдания миллионам людей. И вот эти страдания, видения и миражи он проносит на своих плечах. Всё, что испытывает человек с тонкой психологической организацией, все до глубины души (а местами, честно, почти до слёз) выедающие нутро события - это попытка ответить на вопрос, что же человека делает человеком. И в отдельных моментах это настолько убедительный ответ, что и добавить к нему нечего. А иногда - не менее убедительное троеточие.

Что в книге особенного? ВОВ - тема популярная, как в литературе, так и в кино, не затухающая. От героической и ура-агитационной до чернушной "штрафбатной" и "смершевой" эпизоды войны в последнее время рассматриваются под самыми разными углами. "Воспоминания о войне" на фоне всего этого попадают в особую болевую точку. Это мокрая тряпка, которой резко бьют по лицу, и эффект значительный. Миллионы погибших на войне - это не цифры в сводках Совинформбюро и учебниках истории, не абстрактные и безликие слова, понятия и лозунги. У Никулина, учитывая, что мемуары пишутся в 1943 году - это заляпанные кровью, грязью, окруженные смертью, голодом, гниением тысяч трупов настоящие люди, каждый день которых готовит им только смерть. Или ранение, чего практически каждый ждёт с радостью. Это настоящий ад, в котором проявляется вся глубина омута под названием "человеческое нутро".

Хочется поблагодарить за честность. Николай Никулин к выходу книги пишет, что перечитал собственные записи, и поразился, насколько деликатно он тогда описывал на самом деле нечеловеческие происшествия, насколько вежливым пытался оставаться во время, когда и людей-то не было, а были просто безымянные "иваны", статистические боевые единицы. Вот это подкупает. И замечания будущего искусствоведа Эрмитажа в отношении отдельных персонажей - они здесь настолько по делу, настолько в них видно вот это наше славянское: иногда стойкость, иногда духовность, а иногда повальный кретинизм, и рабское мышление, и способность на подлость к ближнему, шкурные интересы и много чего ещё... Очень, очень хорошее зеркало, чтобы избавиться от ложной мифологической про-советской агитпродукции и сделать попытку посмотреть в него. Особенно с позиций 2014 года, когда люди, в основном братья-славяне, кажется, забыли, чем является война, и что она способна с собой принести.

А ещё в частном порядке я получил хорошую прибавку мыслей к той жизненной позиции, почему мне внутренне никогда не хотелось благодарить ветеранов за победу, почему я всегда считал это позёрством. Надо же найти объяснение в таком неожиданном месте, при всём уважении и абсолютно без черноты и обвинительного тона.

P.S. По части издания книги - вышедшее в 2010 году издание "Государственного Эрмитажа", есть подозрение, в бумаге будет достать сложновато - зато оно прекрасно существует в электронной форме. Бумажная же версия в 2014 году только что вышла в АСТ/Харвест вот в этом издании .

В любом случае книгу я категорически рекомендую. В том числе, для начала можно ознакомиться с цитатами из книги.

Комментарии


Замечательная рецензия! Беру в хотелки


Собираюсь эту книгу прочитать, один очень хороший человек посоветовал. Теперь еще быстрее возьмусь, спасибо))


Всегда на здоровье )


Спасибо большое. очень захотелось прочитать книгу.
А ещё... Я ни в коем случае не провожу параллель (ну, хотя бы потому, что эту книгу не читала), но после Вашей рецензии почему-то вспомнилась "Баллада о бомбере" М. Веллера.


"Балладу о бомбере" не читал, в свою очередь, уже старик Джедаевич, так что спасибо, вполне возможно, что гляну на досуге, о чём речь. И спасибо за комментарий )


почему мне внутренне никогда не хотелось благодарить ветеранов за победу

и почему же?


Тем, что абсолютно неоднозначна роль ветеранов в этой победе. Которую и победой-то назвать язык не поворачивается. Настоящие герои, заслуживающие наград, умерли в ходе войны - все, кто заслуживал добрых слов. Вполне возможно, что эти награжденные, все или большая часть - штабные крысы и тыловики, которые, что вероятно, ни одного боевого выстрела не сделали. А награды... награды у нас власть любила раздавать всегда. И по делу, и без него. Мысль всегда была приблизительно такой. После мнения Н.Никулина она только стала крепче.


вообще странная мысль, что настоящие герои обязательно только те, кто погиб в этой страшной войне... да, вероятно среди ветеранов есть и такие, как вы говорите, но всех под одну гребёнку...


Под одну гребёнку моего персонального сомнения - от этого ничего страшного не произойдёт.


Так это не была победа?! А кто же победил в войне? Кто поднимал страну из разрухи? Только не говорите, что одни политзаключенные? И, в конце концов, Вы чей внук? Или Вы не русский, а русскоязычный? И еще... рядом с автором не было людей, а была безликая масса, чем мне эти воспоминания не нравятся.


А это была победа? )
Понимаете, когда по причине в том числе малого профессионализма советских военачальников погибло около 30 миллионов человек, составлявших лучший генофонд Советского Союза, самые храбрые, самые выносливые, самые отважные молодые - и не очень - люди, после чего осталось выжженое поле и огромное количество одиноких советских женщин - которое как раз и занималось восстановлением страны, налаживанием связей, рождением детей и восстановлением населения СССР; когда государство было отброшено на десятилетия назад, а население так и не смогло, судя по количеству до сих пор поднимаемых проблем, до сих пор оправиться от осознания собственной незначительности - на чём пытается играть уже и современное российское руководство; когда общество до сих пор функционирует (более - а кто-то менее сносно) между царём и сумой-тюрьмой... то в чём она, Победа - в хронологическом и временном контексте? В том, что на одного убитого врага потратили десять своих, брали, фактически, измором? В том, что русский медведь? В том, что земля-матушка? Это слишком неоднозначная ситуация - и раньше было греховно поднимать неудобные вопросы - "главное, что Победа!". Спустя годы становится очевидно, что не так уж всё и хорошо было, есть - и вполне возможно будет. Другие государства, та же Германия, смогла признать свои ошибки, переварить, наказать, учесть. И живёт жизнью современного государства, наказывая фашистов внутри страны, и прочие проявления противоправности человеческому. А в нашей стране с некоторых пор стали сажать в тюрьмы за то, что исповедуешь точку зрения, расходящуюся с точкой зрения Партии (в широком смысле).

"Кто поднимал страну из разрухи?"
Кто воевал - кто поднимал страну из разрухи.
Это разные вопросы, где связь?
Поднимал тот, кому удалось выжить. Кто приезжал в Советский Союз работать. А не "тот, кто победил", по умолчанию. Если вам там угодно на это посмотреть.

рядом с автором не было людей, а была безликая масса
Вы, видимо, читали какую-то другую книгу, потому что рядом с автором 1. постоянно были люди, на чьих частных примерах и разворачивается его личная история в ходе войны, и 2. в контексте войны они все были безликой массой, каждый день погибающей толпами. Как это обычно на войне и происходит.

Учитывая, что мысли автора хорошо ложатся на современную ситуацию, где государству снова становятся безразличны широкие общественные массы, это просто напоминание, тревожный звонок.

Да и у правды всегда чуть больше сторон, чем Одна, декларируемая нашим современным сверхавторитарным государством, местами - лично вождём Пу, и в целом - правительством, кажется, не способным справиться с экономикой, культурой и вопросами развития собственной страны.


Занимаетесь демагогией?! Значит погибли лучшие, а вернулись люди, не заслуживающие Вашего уважения и благодарности? "Настоящие герои, заслуживающие наград, умерли в ходе войны - все, кто заслуживал добрых слов. Вполне возможно, что эти награжденные, все или большая часть - штабные крысы и тыловики, которые, что вероятно, ни одного боевого выстрела не сделали. А награды... награды у нас власть любила раздавать всегда. " Это же Ваши слова? Один из вернувшихся Н.Н. Никулин, один из ПОБЕДИТЕЛЕЙ! Кому-то несомненно повезло. Вероятно один из них Ваш родственник? Ведь Вы на этот вопрос так мне и не ответили? ) В интернете огромное количество умников и просветителей, самодовольных гордецов, которым не хватает самого главного- любви к человеку, среднему, с их точки зрения, человеку. И наконец приведу отрывок из письма Антона Павловича, любимого мной человека. "Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр. Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям — интеллигенты они или мужики, — в них сила, хотя их и мало. Несть праведен пророк в отечестве своем; и отдельные личности, о которых я говорю, играют незаметную роль в обществе, они не доминируют, но работа их видна; что бы там ни было, наука все подвигается вперед и вперед, общественное самосознание нарастает, нравственные вопросы начинают приобретать беспокойный характер и т. д., и т. д. — и всё это делается помимо прокуроров, инженеров, гувернеров, помимо интеллигенции en masse1 и несмотря ни на что." Добавлю еще, что мой отец воевал. Воевал под Сталинградом, дошел до Берлина. И простите, если ненароком обидела.


Да что вы так банально мыслите ) Я говорю: "нет черного и белого", вы мне тут же: "раз не черное, так что, белое?". Я где-то сказал, в императивной формулировке, что вернулись не заслуживающие благодарности? Не говорил. Не приписывайте мне не моих слов и не моих мыслей.

Приведенные вами слова - это пересказанные цитатности автора книги - которому я скорее склонен верить в увиденной картине тогдашнего мира. Даже при всей его субъективности: для меня это Смуглянка из сами знаете какого фильма.

Господин Никулин не имеет отношения к моим родственникам. Но я мыслю схожим образом. С тем молодым человеком, который пишет его дневник в далекие 40-е. Подвергая сомнению, скепсису, анализу, чувству, как отзывается внутри, как резонирует. У большинства солдат ВОВ со стороны СССР, увы, не было такой роскоши - им предписывалось просто действовать.

" и отдельные личности, о которых я говорю, играют незаметную роль в обществе, они не доминируют, но работа их видна; что бы там ни было, наука все подвигается вперед и вперед, общественное самосознание нарастает, нравственные вопросы начинают приобретать беспокойный характер и т. д., и т. д. ". Приведенные вами слова Чехова хорошо ассоциируются и с господином Никулиным тоже, к слову.

Мой отец воевал / Дед воевал / Прадед воевал. Какой-то там ещё кто-то с горы воевал.
Да какая разница. Какая. Разница. Что вы функционал жизни мешаете с пониманием жизни. Время было такое. Два идиота, а вместе с ними и ещё парочка, не договорились друг с другом, а погибли в итоге миллионы. Настолько жестко погибли, что это до сих пор травма, ещё поколения на полтора, по крайней мере. Если бы у вашего отца была возможность предотвратить войну - он бы ей воспользовался, чтобы спасти миллионы жизней? Другие его друзья воспользовались этой возможностью? Все нормальные люди бы воспользовались. А идиоты не воспользовались. Это трагедия. Воевали люди не потому, что это хорошо и доблестно, а потому, что иначе истребили бы, возможно, вообще всех. Трагедия XX века, трагедия человечества, трагедия отдельно взятого народа, трагедия самой жизни, что достижения науки, техники, промышленности, используются во вред человечеству, да ещё и таким образом.

Вот и господин Никулин приблизительно об этом - смотрит взглядом художника, отстраненного наблюдателя - и тут уже неважно, что он непосредственно участвует во всех этих бойнях. Его книга - она не о войне. Она о Жизни. Если эту мысль трудно разглядеть, постарайтесь вглядеться чуть пристальней. Возможно, удастся преодолеть скепсис и рассмотреть там бьющееся сердце.


1. Приведенная мной цитата из письма Чехова. Ваше сравнение Чехова со Смуглянкой - нечто. )) 2. " Что вы функционал жизни мешаете с пониманием жизни. Время было такое. Два идиота, а вместе с ними и ещё парочка, не договорились друг с другом, а погибли в итоге миллионы."
Вы всерьез верите, что дело в парочке недоговорившихся идиотах? Это правда?! Надо почитать учебник истории для историков. )) Но если честно, то меня удивляют некоторые персонажи рвущиеся во власть, особенно женщины. )))
3. "Воевали люди не потому, что это хорошо и доблестно, а потому, что иначе истребили бы, возможно, вообще всех."
Думаю, что это так, но не забывая о том, что были и бросавшиеся на амбразуры. И таких было не мало. Недавно награждали офицера, прикрывшего на учении подчиненного своим телом от взорвавшейся гранаты. Безусловно, что далеко не каждый на это способен, для многих из нас нет ничего дороже жизни
4. "Его книга - она не о войне. Она о Жизни. Если эту мысль трудно разглядеть, постарайтесь вглядеться чуть пристальней. Возможно, удастся преодолеть скепсис и рассмотреть там бьющееся сердце."
Это всего лишь фраза, которая мне кажется нарочитой. ( ) Война не может быть над жизнью, она и есть жизнь. И для автора воспоминаний война важный отрезок жизни. Нужно обладать изрядной долей смелости, чтобы рассказать о событиях своей жизни публично,к тому же в них безусловно просматривается и сам человек. В рецензиях к книгам, кстати - тоже. )) Н.Н. Никулин замечательный человек и заслуживает уважения. Спасибо, что не оставили мои комментарии без внимания.


1. Не Чехова со Смуглянкой, а Никулина.
2. Я вполне серьезно в это верю. Было множество предпосылок не допустить войны. Но она произошла. Народ виноват? Вряд ли. Значит, вожди. Люди, принимавшие решения. Это если искать виновных по существу и по форме.
3. Думаю, такие исключения только подтверждают правило и обосновывают ценность жизни. Колокол Гаусса.
4. Война - это не жизнь. Война может стать образом мысли и образом жизни, но это не жизнь. Тьма - это просто отсутствие света.

И вам спасибо за внимание.


"Прошлое дарит нам удивление, а не утешение." ( Д. Гранин "Мой лейтенант")


"Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем". (В.Г. Белинский)


Вот теперь могу сказать большое спасибо за рецензию. Поскольку именно с Вашей подачи разыскала книгу и наконец-то прочитала ее. Великая вещь!


Очень рад пригодиться. И книга действительно... настоящая. С вот этим пульсом и ощущением пролетающей мимо жизни. Безо всякого художественного, фактически, элемента, что даже еще более ценно.


Советчик-то ваш, Лебедев, наказан судом на 1 миллион рублей по делу об оскорблении памяти Великой Отечественной войны. Исчерпывающая характеристика для советчика "лучшей книги" о ВОВ.


Мухи-то с котлетами путать не надо. К Лебедеву вопросы были в части записи о Бресте. Конкретно эта книга здесь при чем? Правильно, ни при чем. И о ней каждый может составить собственное мнение, а не в привязке к личности одиозного блогера.


Эту книгу Николая Никулина не первый год известный человек Артемий Лебедев в своём блоге в частном порядке рекомендует как лучшую книгу о войне. Пришлось ознакомиться, и хочется в конечном счёте поблагодарить господина Лебедева

Совет от подлеца-блогера, позволяющего себе грязные высеры в сторону подвигов ВОВ, логичнее воспринимать как антирекомендацию.


То есть то, что книгу написал не знаменитый трольблоггер, а многолетний уважаемый научный сотрудник Эрмитажа, человек тонкой душевной организации, и написал ещё в сороковых годах, будучи в самом центре военной свистопляски, никакого отношения к делу не имеет, я правильно понимаю?

К тому же подвиги ВОВ, если вы ещё не поняли, а точнее то, что за ними скрывалось все эти годы - это чуть ли не геноцид славянского народа руками собственных же правителей. Маркировать это великой победой, когда погибло 30 миллионов человек - это разгром, уничтожение лучших представителей народа, самых сильных мужчин, прекрасных женщин, детей. Нет черного и белого, всё слишком неоднозначно - об этом как раз книга Николая Никулина.

Да и ваша позиция дурацкая - не читал, но осуждаю. Сталин, знаете, сгубил миллионы людей, но вот с Максимом Горьким крепко дружил. На качество прозы Горького личность Сталина и масштабы его действий никак не влияют. Это самостоятельное явление. Вот так и с книгой Никулина.


То есть то, что книгу написал не знаменитый трольблоггер, а многолетний уважаемый научный сотрудник Эрмитажа, человек тонкой душевной организации, и написал ещё в сороковых годах, будучи в самом центре военной свистопляски, никакого отношения к делу не имеет, я правильно понимаю?

А вы мухи с котлетами не путайте))) Разговор был начат о Лебедеве и о его гнилой натуре, о книге, которая была написана в 1975, а не в 40-х годах, и об ее авторе мы с вами еще и не начинали говорить.

Да и ваша позиция дурацкая - не читал, но осуждаю.

А здесь вы глубоко заблуждаетесь. А убедиться в этом можете здесь


Прочитал ваш отзыв.
У нас здесь разные идеологические позиции. К тому же вы подошли к книге с заранее сформированным предубеждением и включенным режимом поиска ведьм.

Книга написана простым советским человеком, которому чужда Война как явление - и это очень хорошо в книге отражается. И так и должно быть. Война - это всегда идиотизм, разрушение психики, насилие и боль - и любой нормальный человек это понимает и чувствует. Если вы этого не увидели в книге, а увидели только несовершенство излагаемой позиции (что вполне естественно, учитывая, что автор - а) абсолютно обычный человек, б) молод на момент участия в описываемых действиях), мне вас уже даже не жаль. Сейчас такое время, что люди просто разучились чувствовать и вместо того, чтобы поверить в то, что И ТАКАЯ точка зрения - это тоже правда (потому что нельзя сказать - друг, ты чувствовал НЕ ТАК, ты чувствовал неправильно), могут слегка вы***ваться и доказывать абсолютно непонятно что и абсолютно непонятно кому. Подвиг советского народа? Это не подвиг, а величайшая трагедия в истории русского народа. Культ личности Сталина? Развенчан. История пишется победителями? Доказано. Красная армия не так уж и хороша и совершала отвратительные вещи как во время войны, так и после ее окончания (не важно, что не только она одна = все такие)? Доказано и задокументировано. Про то, что в послевоенное время мемуары и вообще точки зрения, отличавшиеся от линии партии, содержавшие неугодные властеимущим подробности, не печатались, а люди, их декларировавшие, всячески преследовались как враг народа и антисоветчики, я даже упоминать не буду.

Сейчас другое время. Когда уже отболело, и возможно оценить, что всё было не то, что не так - а весьма вероятно, не совсем так, а в деталях - совсем не так, как это вырисовывалось годами. Становятся доступны архивы, в том числе и секретные, открывается новая информация.

Не надо видеть русофобское там, где его нет. Если, конечно, вы не член партии "Единая Россия" или фанат Путена. У этих-то товарищей всё понятно и хорошо. Давно и навсегда.


К тому же вы подошли к книге с заранее сформированным предубеждением



Ровно на столько же, насколько и вы. Только разница предубеждений между нами в 180 градусов.
Ведь вы правильно заметили, что

У нас здесь разные идеологические позиции.


Я не поклонник Путина и не член "Единой России", более того считаю, что любое государство - это насилие над человеком, но и все же необходимое зло в условиях человеческого общества. Но считаю, что, если к тебе домой пришел какой-то лох с тонкой душевной организацией и говорит, что деды твои были сволочами, чему он сам был свидетель, то стоит уебать ему по зубам, а не жать ему руку в порыве благодарности за такие "откровения". Потому что от моих дедов у меня другая информация и я склонен верить именно им.

А про войну написано не мало правдивых книг, рассказывающих как было, но без включения идеологической подоплеки и собственной ненависти ко всему советскому. Хотя бы вот Виктор Некрасов - В окопах Сталинграда Напечатана, кстати, в 1946 году.

Можно сколь угодно обвинять друг друга в поверхностном взгляде на вещи, но ведь никто не убедит друг друга в своей правоте. Так ведь?


1. Разница предубеждений.
У меня предубеждения не было. Потому что мне не нравится ни товарищ tema, ни его ЖЖ.

2. "Потому что от моих дедов у меня другая информация и я склонен верить именно им."
Это ваша личная субъективная правда. Если вы хотите иметь на неё право, тут же стоит признать право других людей иметь право на точку зрения, отличающуюся от вашей - вплоть до отличающейся на 180 градусов. Из таких кирпичей и противоречий складывается нормальное здоровое человеческое общество.

3. Идеологическая подоплека возникла в наше время, время оппозиционных битв, время Навального, время, когда словосочетание "голубой щенок" имеет какой-то подтекст. Интерпретация текста в угоду какому-либо мнению не влияет на само наполнение текста. В книге Никулина вы видите ненависть, а я вижу огромное количество человеколюбия, например. И это один и тот же текст в одном и той же редакции.

4. Безусловно. Такой цели нет, собственно, вообще никакой цели нет. К тому же это тот самый случай, когда объективной истины или нет, или она довольно недосягаема. Поэтому и существует куча субъективных отношений и восприятий.


Предубеждения есть всегда, человек далеко не чистый лист бумаги, если он сторонник либеральных ценностей, то будет одно восприятие события, у патриота будет другое. А так как мы все уже далеко не дети с их чистым сознанием, значит и воспринимаем сообразно своим убеждениям.
Идеологическая подоплека уже присутствует в тексте и Никулин сам прямым текстом вовсю гнобит СССР без всяких интерпретаций со стороны читателей. Человеколюбие там тоже есть, правда, к одной собственной персоне.

когда объективной истины или нет, или она довольно недосягаема. Поэтому и существует куча субъективных отношений и восприятий.

С этим соглашусь, об этом я и говорил в своей рецензии - человек, насмерть перепуганный войной и не влившийся в боевой коллектив, не может дать адекватную оценку, происходящему вокруг себя, а воспринимать мемуары такого человека за истину в последней инстанции просто глупо.


Если это камень в мой огород, то перечитайте предыдущие сообщения, где я говорю вам о ровно обратном. Это вы воспринимаете информацию от ваших дедов как истину в последней инстанции. Вам удобней так считать - ну, хорошо. Считайте. Но реальность не настолько односложна. Вы своими комментариями отменяете право человека чувствовать так, писать так и воспринимать всё так. И вот на это вы права не имеете никакого.

И сводите как раз к вашей персоне - "если мне кто-то скажет, что было не так, я ему по морде дам". Это не ради истины - если истина [даже субъективно] для вас такова, тогда чего вам беспокоиться. Такие реакции - только ради вашего собственного эго. И даже в этой интерпретации вы поступаете ровно как человек, которого сами же и осуждаете за узость взгляда.

А мнение высказывать может каждый.


Ладно, унесло уже нас от главной темы порядочно в область метафизики, переходить на личности и заниматься псевдофилософствованием я не намерен, благодарю за дискуссию и всего хорошего.


Взаимно. Удачи и новых приятных чтений.


Пожалуй, это единственная рецензия из всех, которая заслуживает внимания, и которая, по всей видимости, отражает мое мнение в том числе, поэтому мне хотелось бы просто сделать ряд дополнений в этом комментарии.
Мне было тяжело читать эту книгу, потому что я постоянно ставил себя на место автора. И этот экзистенциальный шок, боль и бесконечная эмпатия преследовали меня до последней страницы, нередко заставляя утонуть в безысходности, ужасе и слезах.
Николай Никулин чрезвычайно чувствительный, умный, честный, справедливый и достойный человек. Мемуары преисполнены сантиментами, которые обычный человек, заботящийся лишь о своей шкуре, не способен отрефлексировать не только внутри себя, но и найти им выражение на бумаге. Не ошибусь, если скажу, что только тот, кто хорошо знает русский язык, способен оценить силу используемых автором языковых средств, немым эхо глубины чувств проносящихся через историю: секунды, минуты, годы переживаний и со-переживаний. Не говоря уже о том, что чисто лингвистически произведение санкционирует истинность самого себя, можно заметить, что его оппозиционность господствующему (до сих пор) тоталитарному режиму позволяет внимательному читателю причислить его к тем фундаментальным трудам, беспристрастно живописующим (бес)человечность, (не)гуманность, (бес)сознательность и (без)ответственность.
Очевидно, что понять автора в полной мере способен также только тот, кто воспринимает мир во всем его бесконечном многообразии и безобразии, и тот, кто пребывает в безразличии по отношении к устойчивости конечных определений.

Прочитав комментарии и другие рецензии, я понял, почему у большинства так бомбит, и почему оно так не любит читать правду. Пожалуй, этому можно найти три причины:
1) Атрофирование чувственного начала, неспособность поставить себя на место Другого и неконнотированно пережить события иных лет.
2) Низкий уровень абстрактного мышления и чудовищная необразованность, не позволяющие понять метафизические и философские проблемы, поднимаемые Никулиным. Уверен, что для большинства из комментаторов изречение "Как после Аушвица можно есть ланч?" -- поверхностный вопрос, не требующий осмысленного внимания.
3) Постулирование чужого опыта (в сильной степени ангажированного государственной машиной) в качестве первостепенно истинного и правильного. Именно поэтому они не видят судьбы простых людей, которые являют собой "чуть больше", чем отдельный подвиг во имя эфемерных догм и победы, оплаченной миллионами жертв и израненных, измученных судеб. В правде они видят дегероизацию и инфернальный бунт против великой и святой войны, в недвусмысленном намеке на похуизм высших чинов -- агрессию по отношению к СССР и вождю и идеологическую подоплеку, в грубом отзыве о бесчинстве российских солдат -- благой образ немецко-фашистско захватчиков. В их глазах чудовищная пелена, готовность развязать новую войну, вера в царя и безверие в способность меняться самому, озлобленность, желчь и пренебрежение к Человеку.

"Но что же с этим делать?" -- вопрошаю Я, мысленно обнимая Николая Никулина, -- наверное, пытаться сохранить в себе самое светлое, доброе и возвышенное. Не потерять человеческий облик и оставаться достойной личностью до конца и во всех своих проявлениях. А также пытаться вразумить своих близких, так как "мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека -- всегда можно".


Спасибо вам большое за такой комментарий и за такую позицию. Особенно за позицию. В последние пару лет встречая человечное и пацифистское, почти удивляешься - не многим хватает внутренней культуры противостоять внешним обстоятельствам, дурным людям и пагубным тенденциям. Но, слава Б., они есть, были всегда и будут тоже.