Больше рецензий

17 сентября 2023 г. 17:13

599

4 То ли мерзость, то ли святость

Всякий раз, когда читаю сборник "Темные аллеи", противоречивые чувства буквально разрывают меня. С одной стороны, восхищение бунинским словом, правда, иногда оно начинает утомлять, как иногда утомляет Лев Толстой, то ли дело Чехов или Куприн, их слог мне нравится практически всегда, за что и ближе мне Куприн, чем Бунин, а с другой, автор намеренно не дает моральной оценки, да ведь дело не в этом, что не дает, например, Чехов или Куприн, или Мопассан тоже не дают, тоже отстраняются, но вот только любовью отношения героев назвать сложно, да, иногда есть любовь, но чаще страсть, вожделение, не останавливающееся ни перед изнасилованием, ни перед предательством, цинизмом, обманом, лицемерием, двуличием. Недаром так называется этот цикл рассказов, речь о темной стороне любви, о темной стороне души человека, где вечно идет битва между Богом и дьяволом. Человек не цельное существо, он противоречив и даже самому себе не понятен. Где мужчины, где женщины, которые ни разу в жизни даже в мыслях не поддались искушению изменить любимой или любимому? Только в рыцарских романах, оторванных от реальности можно встретить таких героев. В настоящей жизни их не встретишь. Но один грешит и идет по жизни как свинья, другой, если споткнется, то мучается, а если не мучается, то все равно, не живет по-свински. Байрон, Пушкин, Блок в личной жизни купались в грязи, но не старались из грязи вылепить божество. А тут Бунин в оправдание себе сказал, что зря многие оценивают его эти рассказы как порно, значит, ханжи эти люди, значит, прошла мимо них любовь, не испытали они все стороны любви, иначе не судили бы со своей колокольни.Но как же тогда оценивать самого Бунина, который был возмущен до глубины души "Лолитой"Набокова, писателя в своем филигранном владении словом не уступающем ни Бунину, ни Куприну, ни Чехову? Значит, кроме чисто литературных достоинств, каждый читатель поневоле оценивает для себя произведение любого писателя и с точки зрения каких-то моральных основ, приемлемы эти основы или нет. Очень часто подобные препятствия становятся и на моем пути.Десятки лет в моей библиотеке ждут прочтения всемирно известные или скандальные книги, но открыть хотя бы первую страницу и начать читать я не могу. Не люблю читать про мужеложство, даже если это любовь, не могу про вампиров, или про технику соблазнения, с трудом читаю про лагеря смерти, хотя иногда приходится, чтобы знать и не забывать. И потому лежат непрочтенными и мемуары палача Самсона, и "Лолита"Набокова, и воспоминания Сальвадора Дали, и жизнеописания Казановы, написанные им самим, и много-много подобной литературы. Не виноват же я, что не лежит у меня душа к этим книгам, хотя разумом я понимаю, что все же лучше знать и де Сада, и сказания о Дракуле в художественной обработке и произведения о любви мужчин. Не виноват же Чайковский или Тенесси или Моэм или Миллер, что любили не только женщин (Чайковский вообще женщин не любил), но вот музыка и книги от этого не пострадали, лишь бы не читать мне подробности их личной жизни, и все будет нормально. Вот и с Буниным, с его циклом, который он сам очень высоко ценил, и сказать по правде, есть за что, у меня вот такая замысловатая история взаимоотношений или вернее, моего отношения, потому как Бунину все равно, нравятся мне его эти рассказы или нет, у него и так море почитателей и этих его рассказов, и творчества его в целом. Да и сами рассказы очень разные при том, что вроде бы об одном и том же. Некоторые очень люблю и перечитываю, от других же коробит и воротит. Выскажу крамольную мысль: кто знает, появились ли бы эти рассказы, если бы не два обстоятельства, первое из них, когда личная жизнь у Буниных пошла втроем, как у Маяковского с Бриками, и познал он в полной мере, как делить себя, свое тело, сердце и душу с двумя очень ему близкими, но по-разному , женщинами, и второе, когда вовсю в Европе загремела самая страшная в мировой истории война, от которой спрятаться можно было лично для него только в описании темной стороны любви или как ее еще там назвать, назвать то, чему нет названия, или оно есть, но не полно передает суть этого явления.
Ну, а теперь пару слов об одном из рассказов этого цикла, а именно о рассказе "Натали". Рассказ великолепен в целом, но некоторые длинноты, обороты в некоторых предложениях, а их было не так уж мало, меня напрягали, тяжело их было преодолевать. Сам сюжет, где молодой герой, обуреваемый гормонами, проводит горячие ночи, хоть и без окончательного обладания, с двоюродной сестрой, а днем лжет всем своим поведением по уговору с ней и под ее давлением, что они лишь брат и сестра, а сердцем вроде как любит другую, причем полюбил с первого взгляда и на всю жизнь, можно сказать, роковая и единственная любовь, в том смысле, что такое уже никогда не повторится в его жизни, так вот сюжет вызывал резкое отторжение. Но Бунин есть Бунин и за его слог оценка "хорошо".

Ветка комментариев


Не со всем согласен, но рецензия отличная. Крик души о книгах, можно сказать.


Спасибо. Это и был крик души.


Эмоциональные рецензии, на мой взгляд, самые интересные. Через них четко просматривается тот, кто их пишет. И, порой бывает, мысли и душевные переживания автора рецензии бывают более глубоки, чем само произведение, на которое написан отзыв.


Полностью за! Знаете, у Сергея такие. И сама могу писать лишь на волне чувств. Когда желания нет-нет волны- то могу написать через неделю, две, месяц ... При этому Магда говорю,что пишу вовсе не рецензию,а эссе. Это иное. С уважением