Больше рецензий

17 сентября 2023 г. 17:13

596

4 То ли мерзость, то ли святость

Всякий раз, когда читаю сборник "Темные аллеи", противоречивые чувства буквально разрывают меня. С одной стороны, восхищение бунинским словом, правда, иногда оно начинает утомлять, как иногда утомляет Лев Толстой, то ли дело Чехов или Куприн, их слог мне нравится практически всегда, за что и ближе мне Куприн, чем Бунин, а с другой, автор намеренно не дает моральной оценки, да ведь дело не в этом, что не дает, например, Чехов или Куприн, или Мопассан тоже не дают, тоже отстраняются, но вот только любовью отношения героев назвать сложно, да, иногда есть любовь, но чаще страсть, вожделение, не останавливающееся ни перед изнасилованием, ни перед предательством, цинизмом, обманом, лицемерием, двуличием. Недаром так называется этот цикл рассказов, речь о темной стороне любви, о темной стороне души человека, где вечно идет битва между Богом и дьяволом. Человек не цельное существо, он противоречив и даже самому себе не понятен. Где мужчины, где женщины, которые ни разу в жизни даже в мыслях не поддались искушению изменить любимой или любимому? Только в рыцарских романах, оторванных от реальности можно встретить таких героев. В настоящей жизни их не встретишь. Но один грешит и идет по жизни как свинья, другой, если споткнется, то мучается, а если не мучается, то все равно, не живет по-свински. Байрон, Пушкин, Блок в личной жизни купались в грязи, но не старались из грязи вылепить божество. А тут Бунин в оправдание себе сказал, что зря многие оценивают его эти рассказы как порно, значит, ханжи эти люди, значит, прошла мимо них любовь, не испытали они все стороны любви, иначе не судили бы со своей колокольни.Но как же тогда оценивать самого Бунина, который был возмущен до глубины души "Лолитой"Набокова, писателя в своем филигранном владении словом не уступающем ни Бунину, ни Куприну, ни Чехову? Значит, кроме чисто литературных достоинств, каждый читатель поневоле оценивает для себя произведение любого писателя и с точки зрения каких-то моральных основ, приемлемы эти основы или нет. Очень часто подобные препятствия становятся и на моем пути.Десятки лет в моей библиотеке ждут прочтения всемирно известные или скандальные книги, но открыть хотя бы первую страницу и начать читать я не могу. Не люблю читать про мужеложство, даже если это любовь, не могу про вампиров, или про технику соблазнения, с трудом читаю про лагеря смерти, хотя иногда приходится, чтобы знать и не забывать. И потому лежат непрочтенными и мемуары палача Самсона, и "Лолита"Набокова, и воспоминания Сальвадора Дали, и жизнеописания Казановы, написанные им самим, и много-много подобной литературы. Не виноват же я, что не лежит у меня душа к этим книгам, хотя разумом я понимаю, что все же лучше знать и де Сада, и сказания о Дракуле в художественной обработке и произведения о любви мужчин. Не виноват же Чайковский или Тенесси или Моэм или Миллер, что любили не только женщин (Чайковский вообще женщин не любил), но вот музыка и книги от этого не пострадали, лишь бы не читать мне подробности их личной жизни, и все будет нормально. Вот и с Буниным, с его циклом, который он сам очень высоко ценил, и сказать по правде, есть за что, у меня вот такая замысловатая история взаимоотношений или вернее, моего отношения, потому как Бунину все равно, нравятся мне его эти рассказы или нет, у него и так море почитателей и этих его рассказов, и творчества его в целом. Да и сами рассказы очень разные при том, что вроде бы об одном и том же. Некоторые очень люблю и перечитываю, от других же коробит и воротит. Выскажу крамольную мысль: кто знает, появились ли бы эти рассказы, если бы не два обстоятельства, первое из них, когда личная жизнь у Буниных пошла втроем, как у Маяковского с Бриками, и познал он в полной мере, как делить себя, свое тело, сердце и душу с двумя очень ему близкими, но по-разному , женщинами, и второе, когда вовсю в Европе загремела самая страшная в мировой истории война, от которой спрятаться можно было лично для него только в описании темной стороны любви или как ее еще там назвать, назвать то, чему нет названия, или оно есть, но не полно передает суть этого явления.
Ну, а теперь пару слов об одном из рассказов этого цикла, а именно о рассказе "Натали". Рассказ великолепен в целом, но некоторые длинноты, обороты в некоторых предложениях, а их было не так уж мало, меня напрягали, тяжело их было преодолевать. Сам сюжет, где молодой герой, обуреваемый гормонами, проводит горячие ночи, хоть и без окончательного обладания, с двоюродной сестрой, а днем лжет всем своим поведением по уговору с ней и под ее давлением, что они лишь брат и сестра, а сердцем вроде как любит другую, причем полюбил с первого взгляда и на всю жизнь, можно сказать, роковая и единственная любовь, в том смысле, что такое уже никогда не повторится в его жизни, так вот сюжет вызывал резкое отторжение. Но Бунин есть Бунин и за его слог оценка "хорошо".

Комментарии


Да, долго читала и думала над Вашкй рецензией. Любовь можно представить по-разному и воспринять написанное по-разному, исходя з своего опыта. Писатель должен это понимать. Когда целиком , кроме мемуаров, прочитала Бунина, воскликнула: "Я большей эротической литературы не читала и не знаю!". Под его пером любовь красива. Хочется любить, быть любимой, ошибаться, ....А вот пошляка у Бунина не помню, за то и люблю его книги. А в "Лолите" совсем не увидела чего-то нелицеприятного. Не бойтесь, Сергей, её прочесть интересно просто с точки зрения стиля Набокова. Так себе...Я, как вы, не могу читать о постельной грязи. Так когда-то книгу Ивлина Во забросила от ужаса. И ещё: может, неприятные книги или заранее отпугивающие лучше отдать/продать, а заставить полки приятным? С уважением.


А Энтони Берджесс как-то сказал: «Когда-то я даже воображал себе, что рай — это такая страна, где всякий раз с утренним чаем тебе подают новую книжку Ивлина Во».


) отлично сказано: но в этих словах истинный Бёрджесс, судя по его книгам. Но каждому своему.


Спасибо, Катя. Но я не против Бунина, во всех его рассказах и повестях нет ни малейшего намека на пошлость, это один из самых целомудренных писателей в изображении любых сторон любви, страсти и похоти или того, что кажется любовью и похотью, меня покоробил сам герой, который мог предаваться усладам телесной любви по ночам с одной девушкой, а днем постоянно вел себя как горячий, но скромный обожатель другой, причем его небесная и единственная и неповторимая любовь прекрасно уживалась с ночными утехами, не вызывая особого самобичевания. Вот это и вызвало во мне категорический отпор, а вовсе не сам автор. Автор только изобразил весьма распространенный тип отношений. Как можно любить и клясться в любви, сохраняя при этом неверность? Это какая-то шизофрения просто.


Спасибо, ДОпоняла теперь) А , может, неясно поведение героя тем, кто подобным образом не поступает, отсюда человек кажется омерзительным. Его поведение противоречит канонам православия и , вообще, нравственным заветам. Отсюда ужас. Бунина жизнь в любви известна, быть может, он, создавая рассказ, хотел оправдать себя/покаяться/ найти ответ,кто ж он такой из-за поведения?... вот не помню отношения писателя к религии, что она ему об этом говорила? С уважением


Я специально не интересовался этим вопросом, но судя в целом по творчеству Бунина, он с огромным трепетом относился и к Богу, и к русской православной церкви. Мне лично это не близко. Могу только сказать в несколько ином плане. Личность Христа мне очень симпатична, отношусь к нему как к исторической личности, мне так же очень симпатичны и канонические Евангелия. Но религиозным человеком себя не считаю, хотя в Бога верю. Обряды любых церквей мне просто интересны, но не более, также с уважением отношусь к чувствам религиозных людей. То есть мой подход скорее подход историка и человека, пытающегося понять устройство мироздания, не придавая особого значения обрядам и верованиям. Скажу больше, описания религиозных обрядов меня напрягает и хочется скорее миновать такие страницы.


Не со всем согласен, но рецензия отличная. Крик души о книгах, можно сказать.


Спасибо. Это и был крик души.


Эмоциональные рецензии, на мой взгляд, самые интересные. Через них четко просматривается тот, кто их пишет. И, порой бывает, мысли и душевные переживания автора рецензии бывают более глубоки, чем само произведение, на которое написан отзыв.


Полностью за! Знаете, у Сергея такие. И сама могу писать лишь на волне чувств. Когда желания нет-нет волны- то могу написать через неделю, две, месяц ... При этому Магда говорю,что пишу вовсе не рецензию,а эссе. Это иное. С уважением


Слегка пробежалась по Вашим рецензиям, Сергей - Вы очень интересно "цепляюще" пишете, при том что я не очень люблю читать рецензии и редко это делаю.
Мимо этой пройти не могу, слишком во многом солидарна, поэтому хочется поделиться!

Всякий раз, когда читаю сборник "Темные аллеи", противоречивые чувства буквально разрывают меня. С одной стороны, восхищение бунинским словом

Абсолютно похожие чувства у меня к Бунину. Читаю "Тёмные аллеи" постепенно в череде рассказов других писателей. И как доходит до Бунина очередь - ну как в грязи вывалилась, а слог чудесен.

Недаром так называется этот цикл рассказов, речь о темной стороне любви, о темной стороне души человека, где вечно идет битва между Богом и дьяволом.

Ага, я тоже так считаю и писала ровно так в каком-то отзыве

иногда утомляет Лев Толстой, то ли дело Чехов или Куприн, их слог мне нравится практически всегда, за что и ближе мне Куприн, чем Бунин

На Толстого у меня слабость, напоминающая любовь (шучу), но к слогу его любовь точно есть, я просто залипаю и не могу оторваться. И даже его мятущаяся и противоречивая душа мне симпатична, ничего не могу с собой поделать)

С Чеховым иногда бывают сложности, у меня даже есть в историях статья, как я к нему отношусь по-разному. Но в целом, преклоняюсь, конечно, дома собрание сочинений, пока не прочитаю всё, не остановлюсь.

Куприн - ещё одна моя любовь. Взяла в руки Куприна - сто процентное попадание, ни разу не разочаровалась. Он любит военную тему, потому что сам военным был. А мне как женщине, вроде, эта тема должна быть не очень - но нет, всё интересно и бесподобно!

И потому лежат непрочтенными и мемуары палача Самсона, и "Лолита"Набокова

Та же история с "Лолитой" Увы, не хочу касаться даже и погружаться в дебри таких отношений, мне хватило "Камеры обскура". Но рассказы Набокова читаю регулярно, и отношения у меня с ним почти как с Чеховым.

Где мужчины, где женщины, которые ни разу в жизни даже в мыслях не поддались искушению изменить любимой или любимому? Только в рыцарских романах, оторванных от реальности можно встретить таких героев. В настоящей жизни их не встретишь. Но один грешит и идет по жизни как свинья, другой, если споткнется, то мучается, а если не мучается, то все равно, не живет по-свински. Байрон, Пушкин, Блок в личной жизни купались в грязи, но не старались из грязи вылепить божество.

Очень близки эти рассуждения, будто мои мысли, спасибо)

А тут Бунин в оправдание себе сказал, что зря многие оценивают его эти рассказы как порно, значит, ханжи эти люди, значит, прошла мимо них любовь, не испытали они все стороны любви, иначе не судили бы со своей колокольни.

Да, я тоже об этом где-то читала, и тоже не очень поняла эти оправдания. Уж лучше бы сказал - что показал не самую чистую сторону любви. Все герои у него в этом цикле, особенно мужчины похожи своим непонятным, несколько развратным отношением к женщинам..

Сам сюжет, где молодой герой, обуреваемый гормонами, проводит горячие ночи, хоть и без окончательного обладания, с двоюродной сестрой, а днем лжет всем своим поведением по уговору с ней и под ее давлением, что они лишь брат и сестра, а сердцем вроде как любит другую, причем полюбил с первого взгляда и на всю жизнь, можно сказать, роковая и единственная любовь, в том смысле, что такое уже никогда не повторится в его жизни, так вот сюжет вызывал резкое отторжение. Но Бунин есть Бунин и за его слог оценка "хорошо".

Согласна! Писала тоже рецензию на этот рассказ, так эмоциональненько у меня вышло, довёл немного меня Бунин на тот момент :)

Извините за длиннющий комментарий, просто много точек соприкосновения оказалось. И спасибо за интересную рецензию)


Ух, целый трактат написали на мою рецензию!) Радует совпадение мыслей и точек зрения. Насчет Льва Толстого у меня отношение к нему, наверное, как у вас к Чехову. Знаю, что он гений, но, например, "Анна Каренина" для меня выше, чем "Война и мир", уж слишком навороченым и тяжелыс слогом написана его главная эпопея. Помнится, он сам в конце жизни был ею недоволен. Психология героев, конечно, шедевр, но для меня, выскажу крамольную мысль, следить интересней было не Волконским, не Пьером, и не за Наташей, а как ни странно за батальными сценами. Не согласен я с трактовкой Наполеона, и с тем, что главное решает в сражении. Есть и вопросы к философии Толстого и к его отстраненному подходу к наблюдению за человеческими страданиями как материалу для своих произведений. У него, как по мне, не обижайтесь на меня, разум и наблюдение часто перевешивало сердце и эмоции, слишком много в нем было от головы. Я думаю, каждый имеет право не понимать или не соглашаться с великими. Например, Толстой не любил и не понимал Шекспира, а Ахматова не понимала и не любила Чехова, ну и что с этого они не перестали быть для нас ни Ахматовой, ни Толстым, а о Чехове и Шекспире мы думаем свое, не совпадающее с их взглядами, верно? Мы, кстати, с вами на этом сайте в меньшинстве в отношении к "Темным аллеям", многие просто проходят мимо тех проблем, о которых мы с вами не боимся говорить открыто, видно, очень давит авторитет Бунина. Я в жизни тоже не такой бунтарь, как в литературе, но всю жизнь высказываю оценки в литературе, не признавая, нравится или нет это большинству, мои оценки могут не совпадать с общепиинятыми, зато я это я, а не Петров или Сидоров. И все мои рецензии всегда написаны без обиняков, что чувствую и думаю, о том и говорю, главное не врать. Вот так и живу в жизни: не вру, хотя могу промолчать) А мне нравятся ваши отклики, даже если в чем-то и расходимся, но это нормально)Спасибо за такой эмоциональный и открытый отклик, тем более, что чужие рецензии вы читать не любите)


"Войну и мир" давненько читала, надо бы перечитать и поновой осмыслить уже с сегодняшними мозгами..

У него, как по мне, не обижайтесь на меня, разум и наблюдение часто перевешивало сердце и эмоции, слишком много в нем было от головы. Я думаю, каждый имеет право не понимать или не соглашаться с великими.

Да ну.. С чего мне обижаться, Вы что? ;) Я на мнение о писателях никогда не обижаюсь, это ж не обо мне)) Наоборот, прислушиваюсь, интересна всегда иная точка зрения. Возможно и правы про Толстого, я сама с ним во многом не соглашалась, просто подходят его тексты для моего восприятия и глубина мыслей нравится. Вот хоть Достоевский мне тоже нравится, но не люблю его, как Толстого. Устаю от него, слишком он слишком "размазанный" (эпитет так себе, но не знаю как сказать)... Да и вообще любят ведь не за, а вопреки)

И все мои рецензии всегда написаны без обиняков, что чувствую и думаю, о том и говорю, главное не врать.

Я тоже, но стараюсь не критиковать самих писателей особо, мягко говорю о том, с чем не согласна, авторитет и уважение к ним давит (кто я такая). А их героев - да, тоже не боюсь критиковать, у меня всегда своё мнение, и оно, надо сказать, для меня всегда в приоритете, доверяю себе)

эмоциональный и открытый отклик

Да, грешу этим, особенно открытостью) Борюсь даже иногда с этим, надо бы быть более сдержанной и прикрытой, чтобы не обижаться на частое отсутствие такой же отдачи от людей в ответ. Но, пока получается плохо))


Конечно, где-то вы правы, мне тоже всю жизнь моя открытость выходит боком. Не все и не всегда нужно выкладывать людям, тем более в открытый доступ. Человека можно просто почувствовать из процесса общения с ним, даже если он молчит о чем-то, то можно понять и его молчание тоже. Мы все люди, у каждого из нас есть своя жизнь , свои обязательства и т.д. и т.п. Даже страны проживания и историческая обстановка имеют значение. Но если люди понимают друг друга, то понимают и эти ограничения. Так что не нужно все говорить.А умный поймет и так)