Больше рецензий

17 сентября 2023 г. 14:02

132

5 Аристократ с гнильцой

Предпосылка к великому роману, начиналась словно анекдот: “Собрались, как-то четверо...” Никто даже в серьез не воспринимал задумку о сотворении готической страшной истории, а уж тем более ее публикации. Уговор носил скорее экспериментальный, игровой характер. Мысль и воплощение первых в своем роде рассказов-хорроров можно описать, как игру, потешку, среди высокоинтеллектуальных людей знатного сословия. Эта элита состояла из: Джорджа Г. Байрона, Перси Б. Шелли, его гражданской жены Мэри Уоллстонкрафт-Годвин и Джона У. Полидори. Первый описал и не закончил мистический детектив о двух друзьях. Один просил другого умолчать об обстоятельствах его смерти, а по возвращению домой, герой обнаруживает своего приятеля живым, да еще и сватавшимся к его сестре. Б. Шелли принялся рассказывать о своей юности, но потерял интерес к истории, а его жена напротив, серьезно подошла к предложению Байрона и вскоре мир вздрогнул от пришествия “Чудовища доктора Франкенштейна”. И, наконец, доктор Дж. Полидори, написал рассказ по выдуманной истории Байрона о женщине с голым черепом, наказанную за то, что та, подглядывала в замочную скважину. В будущем, Полидори доведет рассказ до ума и в свет выйдет повесть “Вампир”. Именно этот текст, станет прародителем ужасающего, мерзкого существа, как упырь. Он завоюет интерес публики. Своими острыми, желтыми зубами и черными когтями прогрызет и пророет путь к культовости, а горящими глазами соблазнит миллиарды кротких особ.

В будущем Брэм Стокер возьмет эту блистательную повесть и перекроит на свой лад. Скрупулезно, разобрав исторические особенности и мифологию этого исчадия, из тьмы восстанет знаменитейший “Дракула”.

Начинающий риелтор Джонатан (Джон) Харкер, отправляется в Трансильванию к некоему графу Дракуле. По пути он заглядывает в таверну, где все местные жители всячески пытаются отговорить его от посещения замка на отшибе их городка. Герой скептически относится к поверьям незнакомой местности и решает продолжить путь. Благодаря услугам подозрительного кучера, он умудряется попасть в назначенное место и знакомится с аристократическим управляющем. Протагонист передает графу купчею на дом в Лондоне, и сделку можно было бы считать состоявшейся, но владелец замка не хочет просто так отпускать юношу.

Не смотря на продолговатый стиль девятнадцатого века: растягивания предложений, сентиментальность в мыслях и словах персонажей, уважения к языку, роман даже сейчас читается взахлеб. Он умиляет нравом той эпохи, ее высокими принципами о любви и дружбе, долга, чести и преданности. Как и многие писатели о добре и зле, Б. Стокер стремился противопоставить свет тьме. Его текст, ощущается, как предостережение: веди себя нравственно, чтобы не превратиться в хищника. Роман будто говорит, что приверженность своим принципам отличает нас от животных. Помимо благонравных устоев, текст крайне религиозен, но ни один из героев не чувствуется при этом безвольным болванчиком. В нем присутствуют отголоски эпохи просвещения, так как каждый персонаж стремится взять ситуацию в свои руки. Порой он сдается, но не теряет надежды, не перекладывает ответственность на всевышнего. Данный роман прекрасный образец того, что, если ты потерял самообладание и подался страху, у тебя всегда есть вторая попытка проявить мужество.

И это качество ни отнять, ни у одного из героев эпистолярного романа. Что стряпчий из Великобритании - Джонатан Харкер, что первый охотник на вампиров – Ван Хельсинг, что главный врач психиатрической больницы – Джек Сьюворд – все они ощущаются самостоятельными личностями. Брэм Стокер ловко прописал характер каждого, несмотря на то, что стилистика писем или дневниковых заметок – одинакова. Автор удается сформировать характер, путем оценки со стороны другого героя. Так, мы больше узнаем о гении Ван Хельсинга - через пометки Джека Сьюворда, о ранимости Мины Харкер - через записи ее мужа. Это работает. Персонажи открываются в новом свете, чуть ли ни с каждым новым письмом.

Хоррорная составляющая представляет собой аттракцион ужасов: резня на судне “Димитрий”, убийство детей, леденящее описание лунатизма, сравнимое с перемещением призраков и многое другое. Б. Стокер метко подбирает сравнения с действиями или же внешностью действующих лиц. Его вовремя введенные сюжетные повороты не удивляют, а устрашают, а, если и не пугают, то уж точно вызывают тревогу.

Говоря о злодее, Дракула появляется в романе изредка. Стокер насыщает им первые главы и показывает персонажа по началу, как сомнительную личность, наделенную омерзительными физическими отклонения. По мере развития сюжета антагонист раскроется, но не спеша и в этом плюс его характера. Б. Стокер не вываливает на читателя кладезь информации о злодее. Тот постепенно трансформируется и заставляет зрителя потерять надежду в счастливый конец.

Текст пропитан магией и оккультизмом. Это сложная система знаков и поверий сплетенных в историю о живых мертвецах. Чувствуется влияние трудов Р. Саути, Бюргера и Дж. М. Райнера, но Стокер не уходит и от реализма. Его описание локаций также ясно встают перед нами, как и граф из своего гроба. Уитби, ущелье Борго, Бистрица и многие другие места пребывания насыщенны натурализмом. Писатель гармонично вписывает их географические особенности в контекст мистической истории. Без них текст был бы с большим уклоном в фантастику, а так создается иллюзия действительно состоявшихся событий.

Но минусы тоже присутствуют. В стилистике встречаются положения, где автор растерялся, не завершил плавно главу, проявил небрежность к диалогу, потому что спешил побыстрее описать момент, на который возлагал большие надежды. Но все эти недочеты не влияют на целостное впечатление. Только придирчивые филологи или историки литературы в этих местах почувствуют недоумения.

В остальном же, текс – находка готической прозы. Этот роман обязателен к прочтению для тех, кто неравнодушен к жанру “ужасов”, кто уважительно относится к аристократическому слогу, кто хочет пощекотать себе нервы и понимает, что это полотно - база для всей постмодернистской литературе о носферату. Труд по праву занимает свое место в любом перечне мистических и страшных топов. Он неисчерпаемый источник вдохновения с эротическими и извращенными понятиями о страсти и любви. Это пьянящее чтение с миражами и кошмарами, где в момент погружения в самую бездну рукописи, подступает ощущения, как зыбка грань между жизнью и смертью. А затем это грань обнажается и перед зрителем открывается суть произведения – борьба Бога и дьявола.

Хороших книг Вам и светлого настроения.

Моя оценка 10/10