Больше рецензий

Ms_Lili

Эксперт

и амбассадор книг, написанных на русском языке

6 сентября 2023 г. 11:32

5K

4 Корморан Страйк и Клоака Интернета

Джоан Роулинг любит посраться с кем-нибудь в Твиттере, и ей самой нередко там прилетает по голове. После выхода ЧЧС ее критиковали за большой объем (тут не поспоришь) и «показное самобичевание».

Большой объем беспокоит и меня и как минимум с выхода «Случайной вакансии». ЧЧС если и больше «Дурной крови», то незначительно, оба в районе 45 часов в формате аудио. Я вам больше скажу, даже каждая книга Гарри Поттера, начиная с 4 части, уже представляет собой увесистый кирпич. Мой немецкий «Орден Феникса» уже содержит 1019 страниц. Объем становится скорее характерной чертой прозы Роулинг.

Показное самобичевание? Сначала мы возмущаемся, почему белые писатели пишут о проблемах небелого населения, а потом запрещаем Роулинг писать о травле. Роулинг говорит, что история Эдди Ледвейн не связана с ее собственной историей, но в это сложно поверить. Кто хоть как-то связан с творчеством, тот понимает, что в нем всегда есть частичка от автора, и Роулинг, конечно, здесь кривит душой.

Но я хочу заступиться за Джоан Роулинг. Я искренне считаю, что она имеет право написать о своем опыте художественную книгу и позволить вымышленной героине прожить сколь угодно утрированные вымышленные события, сколь угодно похожие на реальные. Джоан Роулинг не должна умереть от руки фаната, чтобы иметь право написать книгу о женщине, которая умерла от руки фаната. Она может как угодно конвертировать пережитую травлю в творчество, и мы не совсем вправе утверждать, что Эдди Ледвейн страдала больше, чем сама Роулинг. Мы этого не знаем, мы этого не можем оценить. Аргумент «Эдди убили, а Роулинг нет» я считаю уместным, но некорректным.

Если говорить о травле онлайн или оффлайн, то она похожа на забитие камнями, до сих пор практикуемое в некоторых странах. Оно существует неспроста и служит для размывания ответственности. Женщина, скорее всего, не умрет от одного брошенного камня. Она, может быть даже, не умрет конкретно от твоего камня. Но она точно умрет после сотни камней. Может, это будет какой-то удачный камень, который удачно попадет. Но рано или поздно ее настигнет камешек, который станет последним, он будет небольшим и будет брошен слабо, но он сделает свое дело - он добьет ее. И жертва не будет знать, кто его бросил, и тот, кто его бросил, тоже не будет этого знать. Там, где виноваты все, ты виноват уже не так сильно. Тоже самое с травлей, мы не знаем, какое обидное слово станет последней каплей для человека, будет ли это слово, сказанной от ненависти, или просто в качестве разрядки после тяжелого дня. И то, что Роулинг свой последний камень еще не получила, не дает нам права обесценивать и оценивать ее страдания.

Разумеется, Роулинг - не самый удачный пример жертвы культуры отмены. Скорее, она - ошибка выжившего. Благодаря известности и таланту она смогла выплыть из каждого скандала, в который попадала. Люди слишком любят ее творчество, они готовы отменить Роулинг, но не ее миры. Таким запасом любви обладают не все знаменитости, а у простого человека нет такой поддержки и подавно. Роулинг выгребла, а учительница, выставлявшая фото в купальнике - нет. Регина Тодоренко выгребла, а кто-то другой, менее известный человек, сказавший гадость, потерял все (и я даже не могу назвать его имя, потому что даже не помню).

И тем не менее, несмотря на все сказанное, я действительно не считаю, что мир катится в бездну и завтра нас заставят делать какие-то ужасные вещи, чтобы не обидеть какие-то меньшинства или группы. Мир долгое время был несправедлив по отношению ко многим категориям населения, и сегодня, когда маятник полетел в другую сторону и посшибал всех с ног (кого-то справедливо, кого-то сшибло за компанию, кого-то, пожалуй, и справедливо, но чрезмерно), нам может показаться, что этот маятник никогда не остановится и будет дальше сносить головы невиновным. Однако, я верю, что это не так.

Есть модель конфликтов акция-реакция: в ответ на акцию с одной стороны следует реакция с другой стороны. Если стороны пропорционально отвечают на действия друг друга, нам кажется это справедливым. Если реакция интенсивнее акции, то последующая реакция будет еще интенсивнее, и мы получим эскалацию конфликта. Если реакция будет чуть менее интенсивной, то мы постепенно выйдем на деэскалацию и последующее затухание конфликта. Мне кажется, по идем по этому пути и проходим через сложный и мучительный этап нормализации. Я думаю, что это единственно возможный путь немного приблизиться к справедливости.

Пара слов о книге. Она была очень интересная, персонажи невероятно подозрительные. Однако, конец меня расстроил. Никакого часового объяснения что к чему, типаж убийцы - стереотип на стереотипе, финальная схватка - вылазка в реальный мир - напоминает другую известную сцену из одного фильма (я не назову ни одного имени, иначе вы сразу поймете, что это за сцена). Большую часть расследования Страйк и Робин проводят в интернетах, копаясь в инсте, твитере, форумах и чатах, и это не самые приятные места на свете. Но, повторюсь, было интересно, и за это спасибо!