Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 сентября 2023 г. 22:21

1K

4.5

Рассмотреть зыбкие, несколько размытые нравственные категории сквозь призму строгой науки - что может быть увлекательнее этого по определению? Несколько разочарованная предыдущей книгой на эту же самую тему ( Филип Зимбардо - Эффект Люцифера: Почему хорошие люди превращаются в злодеев ), за научно-исследовательскую работу Ричарда Рэнгема бралась с некоторым опасением и минимумом ожиданий. Всё-таки есть в мире вещи, не поддающиеся в полной мере научному анализу, для которых трудно собрать доказательную базу и привести убедительные аргументы.

Порадовал ли меня в итоге "Парадокс добродетели"? Безусловно. Показался оригинальным и увлекательным, информация, представленная в книге, была для меня новой. Язык изложения - понятным (по стилю написания, кстати, вообще напомнило эталонный для меня сейчас подобный познавательный нон-фикшн - книгу Роберт Сапольски - Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки ). Такой и должна быть в сущности качественная научно-популярная литература. До высшего балла, правда, книга чуть-чуть не дотянула, о своих замечаниях - разумеется, субъективных, я ведь не эксперт в данной области - расскажу дальше.

В своей научной работе Рэнгем предлагает читателю увлекательный экскурс в мир эволюции человека с точки зрения формирования моральных констант, а перед этим, чтобы еще больше заинтриговать темой своего исследования, напомнит о двух любопытных философских взглядах на человеческое существо: Руссо и Гоббса. Так, один верит в изначальную доброту, второй - в жестокость, оба же признают существенное влияние общества, оказываемое на индивидов. Так какое же все-таки животное человек - добродушное и миролюбивое или же агрессивное? И главное - что сделало когда-то его именно таким?

Понятное дело, в подобных исследованиях не обойтись без всестороннего рассмотрения термина "агрессия" (взяла себе на заметку, кстати, еще одну книгу схожей проблематики - Конрад Лоренц - Агрессия, или Так называемое зло . И вот эту заодно - Ханна Арендт - Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме - слишком уж часто она упоминается авторами нон-фикшен изданий, только подогревая мой интерес к ней). И вот тут-то начинаются первые сюрпризы - книга вообще стала для меня настольным сборником неожиданных открытий.

Открытие №1. Так, оказалось, что существуют разные типы агрессии. Нет, вот это-то, в принципе, логично. Открытие и самое интересное здесь в другом - в том, что разные типы агрессии имеют различный нейробиологический механизм. Реактивный и проактивный типы агрессии имеют разные причины происхождения и протекают в мозге совершенно по-разному! Один результат - убитый человек, а механизмы и причины разные!

Открытие №2. Мы не так уж сильно отличаемся от представителей животного мира. Вернее даже, они от нас. Так, весьма логично было бы предположить до чтения соответствующих глав книги Рэнгема то, что проактивный тип агрессии (к примеру, заблаговременная и расчетливая месть) характерна исключительно для человеческих особей. Как бы не так! Автор развенчивает подобные существующие заблуждения, приводя массу примеров из животного мира, полных жестокости и страданий. Тяжело мне было читать про несчастных шимпанзе, раздираемых соплеменниками. Восьмером на одного...

Открытие №3. Мы не можем с точностью утверждать, злое или доброе животное человек, но зато практически с 99%-ной вероятностью мы можем говорить о том, что человек животное одомашненное. Именно благодаря одомашниванию нам и удалось когда-то снизить бытовавший высокий уровень реактивной агрессии.

Открытие №4. Агрессия тоже может быть во благо, утверждает автор. Например, по отношению к тем, кто грубо и систематически нарушает установленные обществом социальные нормы поведения (так называемая идея смертной казни). Групповая проактивная агрессия, таким образом, делает человека лучше. Люди (в идеале, конечно) боятся совершить преступление, зная и понимая, что их за него ждет суровая расплата.

Из любопытных (и отчасти даже забавных) фактов запомнилось и то, что широколицые люди более склонны к агрессии - разумеется, в условиях сопутствующей ситуации.

Были в книге Рэнгема и моменты, которые показались мне довольно спорными.

1) якобы убийство, совершенное сгоряча, а не планированное заранее, более прощаемо обществом.

2) людям, если верить автору, свойственно испытывать удовольствие от совершения убийств и издевательств над другими. Все-таки подобные утверждения должны подтверждаться более глубокими и систематическими исследованиями, а не ссылками на воспоминания нацистов, которые действительно (охотно верю, кстати!) находили особое, изощренное наслаждение в измывательствах над невинными жертвами.

3) несколько сбивает с толку и противоречивое отношение автора к смертной казни. Упорно приводит аргументы "за", чтобы в итоге, в заключении книги, вынести совершенно противоположный вердикт.

Получила ли я по прочтении книги то, на что рассчитывала? Вполне. Это добротное исследование на одну из основополагающих тем в истории человечества. Кроме того, автор не ограничивается исключительно прошлым. Подобно любому исследователю, он делает и смелые - в его случае еще и оптимистичные - прогнозы. Мы ведь не изучаем зло и добро в отрыве от существующей модели общества и мира. В абстракции и вакууме. Вовсе нет. Внимательно изучив прошлое, заглянув в процесс эволюции, Рэнгем со всей серьезностью заявляет читателям, что мы можем искоренить зло. Для этого, правда, надо очень-очень постараться, но всё-таки это возможно. Процесс одомашнивания человеческой особи не закончен, и через, скажем, 12 тысяч поколений люди, возможно, поймут, что убивать других не выход, научатся более гармонично сосуществовать друг с другом и все акты насилия и агрессии уйдут в небытие. Отчего-то даже хочется в это верить, хоть и кажется с позиций сегодняшнего дня некой утопией, но вдруг?.. ("Жаль только, в это время прекрасное жить не придётся ни мне, ни тебе..." или как там было у кого-то из классиков).

Как известно, кто ясно мыслит, тот ясно излагает. С этим у Рэнгема проблем точно нет. Стройно изложенная и аргументированная система научных взглядов вызывает уважение, восхищение масштабами детально проделанной работы. Здесь точно есть над чем задуматься на досуге. Кроме того, книга позволяет посмотреть на привычные вещи под новым углом и увидеть при этом интересные аналогии между животным миром и человеческим сообществом, понять, откуда "ноги растут" у нашей склонности к агрессии (если верить автору, это все в нас есть). А вот гордиться тем, что мы люди, наверное, по мысли автора, пока еще все-таки рано - не столь далеко мы ушли от животных...

Книга прочитана в рамках игры "Флэшмоб Нон-фикшн 2023"

Спасибо за совет NotSalt_13 Это было гораздо лучше, чем Зимбардо, но до уровня Сапольски всё же чуть-чуть недотянуло)

Комментарии


Рад, что книга дала Вам так много открытий )

"Читайте хорошие книги!" (с)

=)


Этот девиз мне тоже очень нравится)


Мы не так уж сильно отличаемся от представителей животного мира.

Те же обезьяны, только без шерсти. Особенно остатки шерсти "нужны" вокруг заднего прохода (обоим полам), с шерстью на лице когда как.

Процесс одомашнивания человеческой особи не закончен, и через, скажем, 12 тысяч поколений люди, возможно, поймут, что убивать других не выход, научатся более гармонично сосуществовать друг с другом и все акты насилия и агрессии уйдут в небытие.

Маловероятно. Чуть только медицину/ контрацепцию массово наладили - сразу рождаемость упала ниже уровня воспроизводства. Когда остальные подтянутся по уровню снабжения - тоже быстро перейдут в стадию вымирания.