Больше рецензий

20 августа 2023 г. 18:53

Лучшее на Лайвлибе

206

5 Парни, девушка и машина - философия и история по-ремарковски.

Для меня чтение Ремарка - это чтение на исходе лета. Вообще, ремарковские книги не то чтобы были полны оптимизма и желания узнать, что же там дальше и чем все закончилось - почти всегда ты и так угадываешь сюжет и понимаешь, что ничего хорошего героев в ближайшем будущем не ждет. Война, туберкулез, замаскированное иронией и меланхолией отчаяние. И жажда жизни, подобно одуванчику, пробивающему асфальт, продирающаяся сквозь тоску и смерть.

"Если бы у нас не сохранилась хотя бы крупица понимания красоты, все было бы потеряно"

А, ну еще алкоголь, конечно. Ремарк - это прямо энциклопедия по способам употребления крепкого алкоголя. В "Трех товарищах" герои предпочитают ром, который "сама жизнь", в "Жизни взаймы" (и далеко не только в ней) - кальвадос, ну а персонажи "Черного обелиска" выбирают водку. Все это льется рекой, и сопутствует как трагедиям, так и редким солнечным дням в жизни героев.

"Три товарища" - один из самых раскрученных и читаемых, хотя возможно и не самых интригующе-интересных романов. Что у нас есть по главным персонажам, т.е. товарищам?

1. Робби (Роберт) Локамп - автомеханик, 30 лет, прошел Первую мировую, пытается жить каждым днем. От безденежья спасается игрой на рояле. Все отлично с чувством юмора, а еще - он, возможно, альтер-эго автора. В течении романа все глубже влюбляется в Патрицию Хольман. Так и хочется добавить - дружит или пытается дружить со всеми, до кого дотянется, даже если его дружбы не очень-то и ждут.

2. Отто Кестер - бывший военный летчик, нынешний владелец автомастерской и в целом ее мозг и финансовый центр. Любит, горячо и взаимно, автомобили.

3. Готтфрид Ленц - тоже выживший в пекле мировой войны солдат, сослуживец Робби. Отлично разбирается в машинах, гораздо хуже - в современной ему политике. На его беду, решает разобраться в ней чуть получше. Знает, где найти лучшие, а значит бесплатные, розы в городе. Последний романтик, по мнению его друзей. Тот еще меланхолик с точки зрения автора рецензии.

4. Автомобиль "Карл" -

"старая колымага с высоким кузовом".

Перерожден и пересобран в гараже трех товарищей, после чего с гордостью стал четвертым по важности персонажем в этой истории. "Отто и Карл", "Карл и Пат", "Карл и Готтфрид"- как о человеке говорит о нем Робби. В умелых руках "Карл" способен, вероятно, вписаться в любой поворот и обогнать практически любое подвернувшееся на дороге авто. В неумелые его еще не заносило.

И, разумеется, персонаж 5 - Патриция Хольман, классическая ремарковская девушка. Канонически красива, канонически же трагична (девушки у Ремарка вообще редко доживают до 30). Обладает удивительным талантом становиться своим парнем в любой компании, одинаково хорошо вписываясь в атмосферу оперной ложи, элитного денсинга и придорожного кабака. Как о Пат поэтично говорит один из завсегдатаев местной забегаловки - "Серебристая звездная чешуйка, повисшая над грохочущей бездной".

Однако атмосферу "Трех товарищей" создают не только и не столько главные герои. Персонажей здесь множество, и исчезающе мало из них даже не счастливых - а не до предела несчастных людей. Истории иных сопровождают нас на протяжении всего романа, истории других заключены в одном эпизоде, в одном предложении, что делает "Трех товарищей" не просто рассказом о злоключениях "тех, кто вернулся с Войны", но и срезом зыбкого времени Германии конца 1920-начала 1930х годов. Еще нет в полной мере НДСАП, еще но все ищут "не политику - религию", еще Германия не знакома с Гитлером и ко, но потихоньку появляются те, кто считает что

"мне, немецкому мужчине, не подобает извиняться перед иностранцем"

и те, кто в пылу идейной борьбы готов застрелить любого. Дикая инфляция, безработные греются в музеях. Обесценивание марки, семейные самоубийства от беспросветности бытия. Туберкулез, проституция, голод, невозможность устроиться на работу... Приморские пансионы и швейцарские санатории, закаты, в которых видится непостижимое божественное сочувствие ко всем страждущим, и отчаяние, которое не преодолеть молитве, но которое, кажется, отлично топится на дне рюмки. Может быть, иногда "Три товарища" весьма отдают студенческими философствованиями на кухне, когда алкоголь почти закончился, а желание говорить только усилилось, и все кажется прекрасным, объяснимым и требующим немедленно поделиться открывшейся истиной с соседом. А может быть, это просто сборник отличных тостов, к которым для чего-то приплели историю, политику и любовь.

"Знание делает человека свободным, но и несчастным. Давай выпьем за наивность, за глупость и все, что к ним относится, - за любовь, за веру в будущее, за мечты о счастье - за божественную глупость, за потерянный рай..."