Больше рецензий

11 августа 2023 г. 11:38

220

4 История другого немца

О подобном вам никогда не станут рассказывать в школах, хотя именно такие книги обязаны быть на уроках по истории. По вполне объяснимым причинам мы с малых лет не получаем исчерпывающих сведений о том, какая опасность таится в любой диктатуре и каких немыслимых монстров рождает она на свет. Людям недостаточно говорить о том, что тот или иной вождь был опасен в связи с тем, что убил множество сограждан и развязал войну, потому что в такой манере это ничем не объясняет его сущность, психологию, манеру поведения и мотивацию, приведшую целые государства к периоду полураспада и катастрофы, едва не похоронившей мир под грудой мертвых тел.

Допустим, что мы беремся за изучение злодеяний Адольфа Гитлера, но что нам для этого будет нужно? Сначала нам важно обратиться к тем, кто жил при его правлении, а также видел своими глазами результат его политики, заключавшейся в том, чтобы заново пошатнуть устои миропорядка, в котором можно диктовать немыслимые по всем меркам правила, щедро приправленные ущербной манией величия, ксенофобией, а также яростным антисемитизмом и агрессивной бесчеловечностью. Подобные выводы рождаются не на пустом месте, особенно если мы возьмем за основу историографию Себастьяна Хафнера, пытавшегося дать наиболее доскональный анализ фигуре фюрера, развязавшего в истории человечества одну из наиболее разрушительных войн на свете.

Нужно понимать, что любой правитель - это клубок неразрешимых противоречий, а в случае с Гитлером мы сталкиваемся еще и с непримиримой идеологией, возникшей из абсурдных заявлений о реваншизме, былом величии и возрождении Германии из пепла времен. Если вам известны итоги первой мировой войны, то вы легко поймете, что страшные речи диктатора сеяли зерна вражды и ярости среди немецкого народа еще до того, как он пришел к власти. Поначалу его называли этаким "мессией", быстро исчезнувшем после провала "пивного" путча в начале 1920-ых годов. Тогда его упекли за решетку, где ему самое место, но история порой откалывает жуткие номера, которые имеют привычку по-особому влиять на ход истории.

Хафнер неотступно следует за Гитлером, пытаясь шаг за шагом идти за ним по хлебным крошкам. Писателя волнует тот факт, что по существу его главный герой должен был стать отринутым европейской цивилизацией, ибо его ужасающие взгляды на тот момент имели лишь малое число сторонников, жаждущих отыграть время назад, где немецкая армия могла достичь того, чего ей не дали сделать в 1918-м году. Фюрер мечтал о том, что его рейх будет простираться по всему миру, а истинные арийцы поведут следом за собой остальные народы, которые предварительно будут очищены от евреев, славян, цыган и прочих только лишь потому, что те разъедают основы любой государственности.

Очевидно, что для любого здравомыслящего человека эти жуткие и бредовые инсинуации будут явным бредом, что поначалу категорично отвергалось в широких слоях населения Германии. Возможно, что подобные идеи ни за что не прижились бы, если бы правительство Веймарской республики было бы решительнее и сплоченнее, что совершенно не отвечало действительности. Мягкотелые министры играли с Гитлером, задабривая настоящего маньяка в тот или иной момент, начисто забывая о том, с кем они ведут разговоры. Злодей рвался к власти не для того, чтобы сделать жизнь общества лучше, о нет! Общество было нужно ему для очередной военной авантюры, которую, к сожалению, он смог довести до конца.

Придя во власть, Гитлер начал продвигать параноидальные идеи о "мировом господстве", уничтожении евреев и объединении Германии, для чего и произвел аншлюс Австрии, а также захват Судетской области в Чехословакии. По его словам, это было необходимо для того, чтобы защитить проживающих там немцев, которых всячески обижать, третируют и притесняют (что в ходе современных событий звучит особенно похоже и зловеще). Все эти трехкопеечные махинации были лишь прелюдией к более страшным делам, будь то война против Франции, бомбежки Англии или решение еврейского вопроса, созревшего в изуверских умах нацистских преступников где-то в 1942-м году.

Себастьян Хафнер пытается сказать нам, что действия большинства диктаторов схожи между собой. Они могут отличатся внешне, но их подлая и низменная сущность остается неизменной. С Гитлером нельзя было играть в поддавки, ведь любой негодяй отползает обратно в нору лишь тогда, когда ему дают достойный отпор. В те года Европа откровенно лебезила перед фюрером, что дало ему лишней уверенности в том, ради чего он, собственно, и затеял свои преступные злодеяния. Оставаясь откровенным бандитом, он ни во что не ставил международное право, нарушал прежние договоренности и соглашения, плевал на Лигу нации и прочие организации. Сейчас его бы назвали беспринципным беспредельщиком, каковым он, естественно, и являлся...

Конечно, Гитлер проявил себя умелым оратором, демагогом и организатором, что ему обычно ставят в плюс, но не стоит забывать о том, что все эти достоинства были направлены на то, чтобы превратить Германию в самую настоящую военную машину, где люди превращались во вторую нефть. Нацисты уничтожили конституцию, распустили рейхстаг, запретили множество партий, избавились от выборов и вторглись в частную жизнь. Об этом Хафнер подробнее рассказывает в "Истории одного немца", а пока стоит послушать его в рамках жизни другого, более растиражированного австрийца, считающего себя, тем не менее, самым верным солдатом Германии. Незадавшийся художник, прошедший горнило первой мировой войны, после захвата власти сравнил себя с целой страной, наплевав на мнения окружающих.

Его идеология, безусловно, преступна и жестока, но тем-то она и заворожила многих немцев, ведь при нацизме нет никакой личной ответственности, если практически все поступают одинаково, не забывая при этом славить вождя, возводить его в абсолют и учинять сущие зверства во славу его имени. Вспомните, как убежденно кричал Гиммлер: "У меня нет совести! Моя совесть - Адольф Гитлер!", и все встанет на свои места. Не нужно сомневаться, к тому же рефлексировать и корить себя за то, что происходит вокруг. Гитлеризм извратил понятия нравственности и морали, отменив любую культуру и свободу воли отдельно взятого индивидуума. Механизм такой власти прост: безропотно подчиняйся, делай то, что тебе говорят, а также не забывай докладывать о тех, кто хоть как-то пытается сопротивляться.

Анализ Хафнера достигает наибольшей точки глубины именно в тот момент, когда после всех приведенных доводов подводит читателя к участи самой Германии. Не нужно думать о том, что Гитлер возродил из пыли 1920-ых годов тяжелую промышленность, армию и флот в связи с глубочайшим альтруизмом, ведь все эти инструменты ему нужны были для еще одного кровопролития, когда по его логике все народы существуют лишь для войны. Мир важен только для стариков, трусов и предателей, жаждущих умереть в теплых постелях, а не на поли брани. Таким образом, Гитлер автоматически стал синонимом войны, чьи ужасающие размеры давно стали образцовым примером того, что случается со странами, если к власти в одной из них приходит натуральный псих и параноик.

Настолько ужасный человек без труда отдаст приказ об уничтожении миллионов, дабы насладиться своим предназначением. Он подведет любую теоретическую выкладку, он будет говорить о превосходстве рас и народов, ему не доставит труда, чтобы построить концлагеря, возродить тайную полицию и устроить пытки несогласных. Более того, подобный диктатор почти всегда развяжет войну с целью расширения границ влияния, а если блицкриг, спецоперация или другой вид насилия пойдет не по его плану, то он с легкостью пожертвует своими согражданами. С этой точки зрения поражает цинизм Гитлеру к собственному народу, когда он сказал одному из своих министров, что в случае проигрыша он не прольет ни одной слезы по немцам.

Хафнера стоит послушать, ибо он видел собственными глазами приход Гитлера к власти. Сначала втихую, но потом все громче и громче глашатаи этого монстра стали заявлять о своих страшнейших преступлениях. Их можно понять, ведь если нет отпора, то чувство ответственности притупляется, а аппетиты все растут и растут. Германия пережила настоящий террор и насилие, к этому ее привели сложившиеся обстоятельства, вслед за которыми произошла казнь не только евреев или цыган, но и самих немцев. Общество распалось на части, обычно это происходит почти всегда. Одни поддерживали, другие сторонились, третьи бежали прочь из страны, пока еще это можно было сделать. Ведь когда у руля стоит сущий дьявол, то средств противостоять ему у обычного обывателя не так уж и много.

Безусловно, история прихода Гитлера к власти и его преступлений, о чем было написано много книг, дает пищу для размышлений. У Себастьяна Хафнера основными итогами становятся мысли о том, что никогда нельзя отдавать государство в руки тех, кто старается напирать на такие понятия как величие, например, господство или насилие. Чувство превосходства застилает глаза лишь немногим, но потом сваливается на голову оставшихся как снежный ком. Прибавьте к этому еще и ежедневную мощную пропаганду, которая гремит отовсюду - из радио, газет, афиш, и вот гремучий коктейль будет почти готов. Ведь что посеешь в огромном количестве людей, то среди них и прорастет. Фюреру удалось продать народу лживый концепт, идеология которого позволяла убивать соседей, изменивший мир до неузнаваемости.

Итог: возможно, что тень диктатора и по сей день пожинает плоды его ожесточенной деятельности. Его режим был низвергнут, однако как мы можем сегодня убедиться, история ничему так и не научила людей. Как только ушли из жизни очевидцы тех бесчинствующих событий, их же потомки снова схватились за оружие и начали стремительно истреблять друг друга. Сейчас книгу Хафнера можно прочитать хотя бы для того, чтобы отгородить от себя весь тот ужас и его закономерные последствия, которые так или иначе, но все-таки настигнут всех нас. Все это уже было, приемы стары как мир, что никак не отменяет тот факт, что люди опять обвиняют друг друга в нацизме и пытаются продать миф о превосходстве как единственно верный. Очевидное заблуждение, которое однажды уже чуть было не спалило в огне остатки нашего гуманизма.