Больше рецензий

Skamandr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 августа 2009 г. 09:39

296

5

Пятнадцатый век, Сервантес еще не подвел последнюю черту под романом рыцарским, Испания еще не освобождена от мавров и далека от единства, только что пал второй Рим, на этом фоне каталонский рыцарь Мартурель берет и творит своего Тиранта, выходца из той самой Бретани, откуда некогда явился миру и Ланселот (климат что ли располагающий там? или так достовернее звучит?). В "Тиранте" и историзма закралась изрядная доля (Константинополь правда туркам отдавать Мартурель не желает, вот и отправляет туда своего непобедимого героя, но опять-таки основываясь на подлинной истории). Пусть география в романе путана, так все-таки 15-ый век, однако, Константинополь, Африка, Турция, Англия и прочие Берберии более-менее на своем месте. Куртуазия пресловутая вроде как присутствует, и герой вот непобедимый, и классический ряд могучих рыцарей и прекрасных дев во главе с самой что ни на есть прекрасной (настолько ни от мира сего, что чуть что так сразу в обморок), однако, на всем этом замешан еще и уровень взявшийся из неких иных источников (от Бокаччо до видимо каталонской литературы того периода). И вот уже из-под плаща этой самой куртуазности вылазят на свет божий практически дремучие инстинкты, и идеальный герой выпадает из боевого строя по причине далекой от достойной для рыцаря без страха и упрека, и вместо классических платочков используются совсем уж неожиданные знаки внимания, и рыцари с проткнутым затылком ведут себя затем весьма резво, и победы военные одерживаются скорее с помощью смекалки, нежели чистого героизма, и комизм имеется, и сатира, причем внутри самого романа. И много всяческих источников используется, даже Аристотеля вспомнили, не говоря уже о греческих богах (хотя до Ренессанса еще надо немножко подождать). Концовка тоже достаточно оригинальна и скорее нетипична для жанра (можно аналогии даже провести с Ахиллом, а в любовной линии с Ромеи о Джульеттой, судьба, которую так упорно испытывает Тирант, все-таки находит его весьма неожиданным и подлым образом).
Забавно, но в отзывах на снятый по роману фильм (похоже весьма сомнительной художественной ценности) критики упорно отмечают, как ценил "Тиранта" сам Сервантес. Интересно, это основано только на том, что роман упомянут в "Дон Кихоте"? "Тирант" же скорее развивает другую возможность перерождения рыцарского романа: переход от идеального мира к реальному.