Больше рецензий

4 августа 2023 г. 16:16

207

4 В обход привычных правил

Начинала читать книгу с некоторым предубеждением, не уверена, что до конца избавилась от него в процессе чтения. Всё дело в том, что в арсенале неудобных тем у Пиколт появилась тема однополых браков.

Зои, имея за плечами опыт семейной жизни с Максом, несколько выкидышей и мертворожденного недоношенного ребенка, в сорок лет вдруг осознает себя лесбиянкой.

Правда, она всё время сравнивает свою нынешнюю жену с бывшим мужем и даже делает вывод, что если бы со стороны Макса встречала подобные заботу и понимание, то и развода бы не было. Инициатором развода, впрочем, был именно Макс, осознавший, что больше не хочет быть отцом, а Зои не оставляет попыток стать матерью.

От книги странное ощущение. Она как будто о проблемах однополых пар, о трудностях, с которыми сталкиваются такие люди, об ущемлении некоторых их прав, осуждении в обществе. С другой стороны, если не делать акцента на сексуальной ориентации, это роман об обычных человеческих взаимоотношениях. Даже характеризуя свои чувства к Ванессе, Зои обращает внимание в первую очередь на общечеловеческую, эмоциональную составляющую, а не на чувственную. В данном случае влечение - следствие теплых дружеских отношений и взаимной поддержки, но не их причина.

Пиколт постоянно лавирует между разными точками зрения, выводя на сцену адвокатов, церковников, педагогов, учёных, при этом не отдает предпочтения ни одной из них.

Ванесса и Зои не являются воинствующими представителями ЛГБТ - они всего лишь хотят быть вместе и воспитывать ребёнка, биологической матерью которого является Зои (эмбрионы остались после последнего ЭКО). Но доказать на это право предстоит в суде, поскольку без согласия биологического отца это невозможно.

Тему гомосексуальных отношений, внутри которой решаются поднятые в романе проблемы, разумеется, игнорировать не получится, но всё-таки внимание постоянно привлекают другие маркеры: безусловность материнской любви, умение некоторых из всего сделать религиозное или политическое шоу, отверженность непохожих.

Ни один из персонажей не вызывает безоговорочной симпатии: ни впадающий в запои Макс, оставивший жену сразу после смерти сына, ни одержимая Зои, ни Лидди с Рейдом, навязывающие свой стиль жизни. На их фоне выделяется, пожалуй, Ванесса, которая честна с самого начала и до конца. По иронии именно Ванесса тот камень преткновения, из-за которого возникла сама ситуация.

Сцены судебных заседаний безоговорочно хороши. Образы судьи и адвокатов каждый по-своему великолепны.

Финал укладывается в рамки сентиментальной любовной мелодрамы и компромисса.

Интересный автор и неблизкая спорная тема, с одной стороны, не позволили оставить книгу недочитанной, с другой - снизили качество впечатления.