Больше рецензий

be-free

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 апреля 2014 г. 13:58

949

3

Голод из тех понятий, которые никогда не прочувствуешь до конца, если не испытаешь на собственном опыте. Ну, голод. Подумаешь, живот урчит, придешь домой и поешь или перекусишь где-нибудь пирожком. Вот и весь голод. А как это, когда действительно нечего есть, потому что совсем-совсем нет денег, и неизвестно, когда они будут; когда теряешь сознание; когда мысли путаются, а желудок уже даже не болит, просто ужасная усталость во всем теле. И чувство, чувство безнадеги.

«Голод» Гамсуна считается практически гениальным произведением. Возможно. Только у меня с этим писателем стойкая литературная несовместимость. Но постараюсь быть объективной.

Действительно гениальным ходом было сделать ГГ почти сумасшедшим. Не до конца. Почти. Естественно, от недоедания, а то и полной голодовки, у человека вполне могут возникать галлюцинации, поведение становиться неадекватным, а реакции замедленными и странными. Именно через такое мироощущение, через внутренний диалог молодого писателя читатель, даже самый далекий от лишений, может проникнуться той самой атмосферой безнадеги, нищеты и вечного чувства голода. Вот только мотивация для голодания для меня остается неясной у конкретного героя. Почему он не ел? Почему он не работал? Почему он предпочитал находиться в состоянии голодной эйфории? Мне искренне непонятны такие принципы, которые заставляют молодого здорового парня в мирное время умирать от голода. Он не мог нигде работать, потому что он должен был писать. Правда, вдохновение его посещало исключительно в те моменты, когда оголодавший организм вводил героя в состояние легкого наркотического опьянения. Ладно, это выбор героя, его жизнь, в конце концов никаких тяжких преступлений он не совершал, кроме оскорбления окружающих. Но вдвойне непонятно то, что критики-современники Гамсуна видели в таком отказе от работы и добровольной голодовке благородство души и черствость общества. Однако. Не благородство, а лень. И даже если обозвать это принципом, то вполне себе глупым. Ну а черствость общества? Ему бесплатные обеды предлагали? Предлагали, но он не согласился. Сколько денег ему давали чужиелюди или знакомые? Их он иногда брал. То есть взять чьи-то деньги – это не противоречит принципам героя, а пойти и найти себе постоянную работу, а уж в свободное время вдохновляться и писать – противоречит. Это будет мешать творчеству. Естественно, напрашивается сравнение с Мартином Иденом. Что ж, Мартин был человеком реалистичным, герой же Гамсуна (или сам Гамсун) явно оторван от реальности, предпочитая жить в своем собственном мире фантазий с надуманными принципами. И опять скажу, что это его дело, ради бога, пусть поступает как знает. Только общество тут не при чем.

Возможно, Гамсун гениален. Возможно, гениален его "Голод". Просто я в числе тех читателей, кто "не сумел понять", не разделяющих всеобщего восторга. Мне непонятны мотивации героев Гамсуна, непонятны события, которые он описывает. Видимо, мы находимся в разных уголках вселенной "Мировая Литература", и я не знаю языка той планеты, где обитает знаменитый норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии. Что ж, бывает.

ТТТ, тема: "Скандинавская литература". Совет от SaganFra .

Комментарии


Я вот тоже все старалась представить главного героя - реального человека, но не смогла. Это ж как надо было заморочить себя какими-то принципами, чтобы, умирая с голоду, еще отказываться от помощи.
И в конец тоже не поверила. )


Кстати, да. Конец тоже сомнительный. Для человека с таким поведением как у ГГ, решение покинуть город было каким-то чересчур здравым, я бы сказала.


Он бы не рискнул, да. А кто бы его взял такого в полуобморочном состоянии?


Да вот дело-то в том, что Голод надо понимать не буквально. Это только метафора, если Вы подумаете, что ещё можно назвать Голодом, возможно, произведение Вам больше понравится )


Если говорить метафорично о голоде в рамках романа, то мне кажется, что тема недостаточно раскрыта. И опять герой не прилагает никаких усилий (или прилагает их минимально), чтобы "насытиться". Он "не видит" окружающих людей. Ему кажется, что он один такой интересный и умный, а все вокруг не замечают его гениальности. Да, есть за нами, за простыми людьми, такой грешок: не замечать гениальности ближнего своего, пока она не будет доказана. Это аксиома, я бы сказала.

Роман "Пан" Гамсуна был одним из произведений, рассматриваемых в моей дипломной. И уже тогда я поняла, что это просто не мой автор. Тем не менее все еще собираюсь прочитать несколько других его произведений. Вероятно, я просто действительно не понимаю каких-то метафор и иносказаний автора.


мне еще очень доставляло как он поносит всех людей вокруг себя:
его выгнала беременная женщина, которая терпела его неуплаты и кормила месяц? Тварь, швырну ей деньги в лицо. Правда потом подумаю, что стоит вернуться и забрать деньги.
Я сделл милость и дал деньги бедной женщине, продававшей пирожки (ну нафига он вечно швыряется деньгами, кстати)? Пойду и сожру у нее пирожков на эту сумму, когда припрет. А лавочник, которого он обманул - жалкий торгаш, и ему ГГ такого всего глубокого не понять. А мне не понять ГГ =(


Кстати, да. И в первом варианте моей рецензии все эти примеры были. Потом решила их убрать.

Особенно удивительно, что критики (современники Гамсуна) в один голос утверждали, что ГГ никого не обвиняет и вообще прощает общество. Интересно, за что. Это, скорее, обществу стоило бы снисходительно относиться к его чудачествам. Что, в общем, большинство из окружения ГГ и делали.


видимо, не понять нам с Вами всей глубины этой книги, и впрямь. По-моему он ленивый пиздострадалец и все тут (простите за французский, но более емкого слова придумать не могу). Мне более того кажется, что он не идет работать просто потому, что тогда он не сможет страдать. Это ж работать придется. Это ж деньги будут - пошел и поел, и одеяло чужое закладывать не надо.


Естественно, напрашивается сравнение с Мартином Иденом

+


Думаю, гг смогут понять только писатели и другие творческие люди.