Больше рецензий

27 июля 2023 г. 23:16

142

Начну с книги “Мор, ученик Смерти”, Терри Пратчетт. Это не первый заход читать Пратчетта, но первый удачный, предыдущие пару романов не зацепили, даже не стала дочитывать (Ура! Научилась откладывать неинтересную книгу!). Книгу взяла на буккроссинге, т.к. увидела популярного автора, в названии интересующее меня слово Смерть, и подумала “А почему бы и да!”. Оказалось, что это первая книга цикла про Смерть. Ожиданий от книги не было никаких вообще, начала читать и мне понравилось ВСЕ! Читается легко, необычные метафоры, игра слов, сюжет разворачивается довольно предсказуемо, но мне все равно захотелось прочитать и другие книги из цикла. Автор действительно погружает в свои миры, я то уж точно там нашла для себя местечко.

Действие происходит в плоском мире, планете в форме диска, расположенная на спинах четырех слонов, несомых плывущей в космосе гигантской черепахе.
16-ти летний нескладный подросток Мор не может ужиться на ферме отца, лишний рот, от которого никакой пользы. Отец решает отдать его в подмастерья, надеясь, что хоть кто-то научит его делу. И вот находится странный представитель похоронного агентства (в таком виде Смерть предстал перед отцом), желающий получить Мора в ученики. Ну что ж, так тому и быть, всегда будет клиентура, занятие тихое, денежное и полезное. Мору же Смерть явился в своем настоящем виде - скелет в балахоне. С этого начинается ученичество Мора.

Смерть, АНТРОПОМОРФНАЯ ПЕРСОНИФИКАЦИЯ, как он сам себя называет, существует с момента появления первого живого существа в мире. Он создал себе дом с садом и фонтаном в одном из измерений, и живёт там с дочерью и управляющим. Каждую ночь Смерть берет косу, седлает коня Бинки и делает свою работу - забирает души у умершего тела. У Смерти нет чувств, нет тела, нет ощущений, он делает свое дело, тем самымподдерживая равновесие в мире. Могу предположить, что уже довольно давно у него появилось желание понять человечество, мотивы поступков людей, их жизнь. Для этого он и создал дом, усыновил спасенную девочку, налаживает свой "быт" и в определённый момент решил взять ученика, чтобы высвободить себе время на хобби и мирскую жизнь. Как ни удивительно, но у Смерти есть guilty plesure, он любит поесть, пофилософствовать и кошек. Чтобы понять людей, он начинает делать то, что нравится людям - напиваться, танцевать, играть в азартные игры, а вот плотские удовольствия ему не доступны, так как для этого нужна плоть. Несмотря на безуспешность своих исследований, Смерть проявляет очень человеческие качества в отношениях и в своих решениях. А одно из состояний, которое он испытывает, как никто другой во всех мирах, - это одиночество. Возможно, его попытки очеловечивания - это способ не быть одиноким.

Мор - нелепый подросток, который довольно быстро привыкает к необычной жизни и работе. Приняв служебные обязанности от Смерти, он в первую же рабочую смену нарушает правила, предотвратив убийство очаровавшей его принцессы, тем самым нарушив равновесие в плоском мире. Мир трещит по швам медленно и верно, но пытается самовосстановиться и вернуться к целостности. Теперь перед новоиспеченным преемником Смерти стоит задача исправить свою оплошность, одновременно сохранив жизнь принцессе, и скрыть произошедшее от Смерти. К этой же задаче подключается и нелепый волшебник, и сама принцесса, приёмная дочь Смерти, и даже его конь.

У каждого героя свои интересы, которые не совпадают с движением пространства - как можно скорее восстановиться и сделать "как было". Разворачивается история про то, как каждый своими действиями и словами может влиять на будущее и мир, вступая в противодействие с этим самым миром, у которого есть свой сценарий развития событий.