Больше рецензий

23 июля 2023 г. 14:41

392

5 Игра в одни ворота

Я вот что заметила: классика – кем бы из писателей она ни была бы представлена, - это не столько произведения о любви, сколько о невротических отношениях, потому что в них (за редким сключением), любовная интрига или сюжет рука об руку идут то со страданием, то с терпением, когда не нужно и не следует терпеть, то с изменой, то ещё счем-то. Роман Ги де Мопассана «Жизнь» в этом смысле не исключение.

Кто-то, наверное подумает, что я собралась раскритиковать книгу в пух и прах, начав вроде бы не совсем лестно, но это не так. Книга может нравится или нет, но как правило, она всегда даёт пишу для размышления. Роман «Жизнь» эту почву удобрил с лихвой, а Мопассан прекрасно рассказал эту историю.

Не буду говорить о том, какие чувства вызывают главные герои книги, потому что всё, что с ней или с ними произошло, лежит гораздо дальше рамок простой читательской жалости. Тут было бы интересно размышлять над тем, как, за счёт чего вобществе, стране - родины французского Просвещения, в аристократичской (то бишь хорошо образованой) среде сохранялось довольно архаичное представление об устройстве семейной/брачной жизни; чем и как подавлялось женщиной её само – или осознание того, что всё идёт не так, как думалось; насколько в обществе того времени было в порядке вещей наступать  себе на горло, свои желания, как женщинам, так и мужчинам?..

Что знали они тогда о выборе? Был ли он вообще? Если да, как часто им могли воспользоваться и кто, то есть, каким должен был быть человек по складу характера, чтобы решиться воспользоваться им?

В рамках семейной драммы, расскаанной нам Ги де Мопассаном, становится понятно, что героиня, к своему несчастью, не была из числа людей, которые видели бы в этом выборе - будь он правильно поставлен или сформулирован, - некий выход, давший бы ей внутренне освобождение от этих неприятных, тяжёлых пут, которыми она за время брака оказалась скручена, опутана с головы до ног, отчасти «благодаря» самой себе; а наш герой, представлявший другой вид крайности, пользовался этим выбором на все 100, правда, в очень узком, своеобразном смысле.

Вот так и жили: под одной крышей, но два совершенно разных человека, с совершено разными понятями о морали, зато в браке. Это можно было бы ещё назвать жизнью, как бы это не доставяло неприятностей друг другу, но и тут ведь всё пошло не так: и первая брачная ночь Жанны, принесшая ей и первое разочарование; и первые проявления истинной натуры Жульена де Ламара, оставленные ей без внимания в силу возраста, характера – ой, Господи, да сколько таких жан и в наши дни, ещё ведутся на таких жульенов! Ничего ведь ного по сути. Люди в этом смысле не меняются; ребёнок горничной, родившийся на глазах у её хозяйки и много другое.

Далее события развиваются по накатаной, ибо иголку в мешке не спрячешь, она всё равно где-нибудь, да вылезет, а то и уколет. И Жанна укололоась очень больно.

Типичная история для многих женщин, будучих «слепых» до определённого момента. Эта не укор сказано – это тенденция, не прекращающаяся на протяжении всей истории человечества и отношений между полами. Но собственно, в чём могла она найти утешение? Каков набор их был в 19 веке? Религия, с её регулярными посещениями церкви, мессы, исповедями перед святым отцом или прямой дорогой в монастырь?

Благотворительность? Для благотворительности нужны силы, которых у Жанны нет. Есть пустота, измена мужа, ощущение что ты им предана, и ни одного близкого человека, готового поддержать. Ну разве что отец, который, в отличие от больной телом и мягкотелой  по характеру матери, ещё в состоянии возвысить свой резкий голос. Возвысить ещё может, поменять что-либо нет. В конце-концов, это не его жизнь, а жизнь дочери. Ей и решить.

Но и это особо не помогает, так как сама Жанна, возможно, не осознавая того, выбирает бесконечные срадания, стараясь заполнить пустоту в своей душе и жизни, не только не решаясь на разрыв брачных уз с Жульеном, собирающим обильный урожай чувственных наслаждений в чужих постелях, но желающей снова иметь от него ребёнка! Не потому что он ей нужен сам посебе, для радости, а потому что для неё он средство не чувствовать себя брошеной, преданной, ненужной, одинокой...

С этим ничего не получается, как не получается и с уже повзрослевшим первенцем, ставшим для матери не столько радостью, сколько головной болью. Это понимаю все - писатель, Розали, читатель, - кроме матери. Да вобщем-то не удивительно так как этот роман про что угодно, но не про любовь, ибо если она там и проявляется, то лишь к сыну Полю, но и здесь это игра в одни ворота, так как ему ничего от матери не нужно кроме денег. Шкурно,  зато удобно, особенно когда ты осаждаем кредиторами...


Источник