Больше рецензий

20 июля 2023 г. 16:44

381

5

А. П. Чехов "Размазня".
Если кто-то принимает рассказ за юмористический, то не я. Мне тяжело назвать те произведения Чехова, где он добродушно смеётся над чем-то или кем-то. Разве что, в рассказе "Налим"...
Чехов очень точно, хоть и грубо, определил тип людей, которые молчаливо в свой адрес принимают всё: выговоры, злость, оскорбления, упрёки, унижения, которые часто кем-то высказаны без повода. Такие "размазни" слушают, молчат, кивают, если надо, соглашаясь. Большинство из них не таят при этом злобу на несправедливость в их адрес. Они поплачут после, выплеснув горе, и снова окажутся "размазнями", ничего не предпринимая для изменения ситуации. В рассказе Антон Павлович показывает это, но хозяина демонстрирует в очень интересной позиции.
Герой честен, ведь говорит от первого лица. Его так "душит" молчаливость, несопротивление гувернантки, что он сам излагает эту ситуацию.
"Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца...",-медленно произносит. Что он делает в паузы? Думает, думает о том, что и как сказать, как же вывести Юлию Васильевну из этого "замороженного" состояния. Герой ни разу в беседе (лишь в финале) не повысил голос, тем более не кричит, задумчив. Ждёт её реакции.
"Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..".,- как чуток к психологическому состоянию другого Чехов! Этим ценна его проза. Героиня "вспыхнула", "затеребила". Глаголы действия в бездействии... Попытка есть у гувернантки противостоять сказанному, защитить себя, но она не доводит её до конца.
В другой момент после монолога героя
"Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок её задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!.." Здесь уже внешне героиня не пытается защититься, она сразу принимает роль жертвы: "покраснела", "задрожал", глаза влажные и т.д.
Эти изменения в мимике, жестах Юлии Васильевны связаны напрямую с теми доводами, которые приводит хозяин. Судя по ним, он готовился к встрече с гувернанткой или/и хотел показать ей, насколько она не ценит себя. Фраза "но-ни слова!" повторяется Чеховым не один раз. Она подчёркивает ожидания хозяином сопротивления от гувернантки, но их нет.
"Четыре дня Коля был болен", "Три дня у вас болели зубы". "А на Новый год вы разбили чашку с блюдцем- минус два рубля. Чашка стоит дороже. Бог с вами",- это доводы очень мелочного хозяина, как Гобсека. Всё, что он упоминает, может быть с лёгкостью забыто работодателем, ведь к гувернантке как специалисту у него нет претензий ни в чём. Юлия Васильевна за переживаниями этого не видит.
"-10 января вы взяли у меня 10 рублей. -Но я не брала.-Но у меня записано!" И вновь Антон Павлович использует повтор: "Но у меня записано!" Эта фраза "как красная тряпка" используется хозяином: он её предъявляет в качестве защиты сказанного, в то же время он ждёт реакции гувернантки. Но и тут-тишина, борьбы за себя у неё нет. В результате Юлия Васильевна за свои труды получает одну восьмую часть заработка: "И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.
— Merci, — прошептала она". Снова Чехову помогает глагол со значения движения: "прошептала". В нём действие, которого нет. В итоге образ Юлии Васильевны выглядит для кого-то из читателей комично, кто-то её жалеет. "Дрожащие пальчики" передают внутреннее волнение.
Все попытки хозяина "растормошить" гувернантку, дать ей повод громко заявить о своих законных заработанных рублях не дают результата. Именно поэтому он из внешне спокойного хозяина, медленно излагающего доводы, превращается в кричащего мужчину:
"Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.
— За что же merci? — спросил я.
— За деньги…
— Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?
— В других местах мне и вовсе не давали…". Как много восклицательных знаков в его речи! И тут же этот интеллигентный человек употребляет неблагородное "чёрт возьми"! Ярость выплеснулась.
"Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазнёй?
Она кисло улыбнулась, и я прочел на её лице: "Можно!" В его словах смешаны и удивление от её поведения, и возмущение её смирением, из-за которого она "ограблена" им. "Я попросил у неё прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому её удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла… Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!"
Чехов...В рассказе писатель о многом сказал. Для меня важно, чтобы Юлия Васильевна поняла: не каждый раз встретятся такие хозяева, как рассказчик. Он понял суть гувернантки, не обворовал её. Но такие, как он, единицы... Героиня - удобна для вымещения злобы. Она это понимает и,судя по её поведению, не раз столкнулась с этим. С чем в итоге связана потеря ею достоинства, уважения к себе в отстаивании законных прав остаётся за рамки рассказа. Корни этого могут быть в детстве, юности и работе у кого-то.
Отсюда героиня "расплывчата, лишена сил и выразительности". Её облик совсем "стёрт", самости нет. Человек властный, общаясь с ней, чувствует это, пользуясь.
В экранизации Вячеслав Тихонов и Жанна Болотова мастерски передали нюансы в поведении героев.
Как много таких умных, воспитанных Юлий Васильевн...Можно улыбнуться при встрече с ними, а можно задуматься, что их сделало такими безропотными. Возможно, помочь им стать "зубастее", учиться бороться за свои права, дарованные законом.
Спасибо, что читаете. #мысли #пишу #мюсли #литература #слово

Ветка комментариев


Здравствуйте. Вот сейчас читала рецензии на рассказ долго-предолго...Как же много тех, кто именно, как вы написали, видят рассказ: хозяин пользуется властью,а гувернантка тихоня, ьезропотная. А я, сколько не читала, всегда вижу в его поведении урок Размазне. Он не жестокий, выплатил же всё. Он её Учит, как девчонку,давая понять: ведь встретится снова тигр, сожрёт! Экранизация с Тихоновой и Болотовой мне это подтвердила. С уважением.


Очень точно разобрали. Особенно нюансы и оттенки чувств и поведения героев рассказа. Юмор у Антона Павловича, как мне кажется, не ситуационный, а идёт от гениального взгляда писателя на окружающую действительность, которую воспринимать без смеха зачастую невозможно. Но трагические произведения ещё более сильные по глубине воздействия на читателя.


Спасибо. Ещё как влияют. Мы же никогда не задумываемся, что "взмах крыльев бабочки" вершит свое дело. Подбирать слова надо, думать о человеке, а наша суета, жажда власти ли... Творят поганое часто. Чехов учит: помни о том, кому, что, где говоришь. С уважением.


Мне кажется, это урок из серии "по попе ремнем ребенка",а что, тоже учу. Какое он вообще имеет право учить другого взрослого человека?Разве она просила? Хочет дать совет, может попробовать рассказать что-то, но он ее мучает, разве это правильно?

И главное, зачем ей такая наука,разве она станет другой? Он ведь и не был на ее месте, возможно, он просто не может понять себе истинное бесправие такой гувернантки. Вообще называть кого-то размазней, на мой взгляд мерзко,так что его надо было бы поучить вежливости.

Вот стала бы гувернантка скандалить, это разве ей помогло бы?Если изначально у нее униженное положение зависимости от денег хозяина,нет трудового договора, нет управы на него. Только если уволиться,но и тут ведь нужны рекомендации, а остаться без денег,без работы, без рекомендаций проще простого. Поэтому "легко быть сильным", если ты не гувернантка


Все верно! Присоединяюсь. Оба взрослые. Глупый, унижающий урок одного человека другому. Орать, хамить не стал, а так действовал. Но в рассказе, по-моему, та девушка, как я, добра преодолевать сама учиться...а вот , как, не знаю. Мне года два назад психотерапевт в лицо глядя засмеялся на моё "не умею хамть": Ну если вы сами сете в 40 лет помочь не можете" и долгий смех. ... С уважением.


Мне кажется, что вам плохой специалист попался:( Вообще, почему-то в обществе любят призывать давать сдачи, хотя ведь проблема не в том человеке,который вежливый, а в том, кто проявляет агрессию.

А что вы думаете насчёт идеи непротивления злу насилием?


спасибо большое. я даже не знаю, хороший или нет. это государственный диспансер был... к слову, он сказал, что во мне зашкаливает соблюдение социальной морали. вот. а вот об агрессивном человеке вы в точку написали: он же не прав...
насчет последнего...наверное, я из тех, кто точно не скажет. православие говорит не сопротивляться. толстой тоже. а я?..не могу точно, но вот если враг напал на Родину вероломно, что делать?... ведь придется рубить, калечить другого...смогла бы? не знаю. на данный момент, когда мне больно, когда ничего не могу сделать агрессией, даже словесной, то тихо и молча, без объяснений ухожу (так с работой было) а вот если защищать любимого человека, животного-другого словесно покалечу, буду отстаивать того, кого люблю уверена. а вы сами?? спасибо


а вы сами??

мне нравятся идеи Толстого, они хоть и спорные,но в них много утопического в хорошем смысле слова, той реальности к которой хорошо бы стремиться человечеству.

В книгах такие идеи прекрасны, но в жизни все очень сложно и я согласна с Вами, защищать близких, любимых людей нельзя ведь без насилия.


как верно вы написали... только еще вопрос: о какой невозможной реальности написано у Льва Николаевича? С уважением.


Да почти все к чему он призывал выглядит несколько утопично, не знаю сможет ли человечество к этому прийти когда-либо. Начиная от социального устройства государства заканчивая личным поведением человека.
Ведь он призывал отказаться от богатства, от армии, быть терпимее к "иным", от блуда и т.д.

Вы читали Лев Толстой - В чем моя вера? ?Позволю себе процитировать то, во что верил и призывал поверить Лев Николаевич

цитаты

Христос показал мне, что первый соблазн, губящий мое благо, есть моя вражда с людьми, мой гнев на них. Я не могу не верить в это, и потому не могу уже сознательно враждовать с другими людьми, не могу, как я делал это прежде, радоваться на свой гнев, гордиться им, разжигать, оправдывать его признанием себя важным и умным, а других людей ничтожными -- потерянными и безумными; не могу уже теперь при первом напоминании о том, что я не поддаюсь гневу, не признавать себя одного виноватым и не искать примирения с теми, кто враждует со мною.
...
Христос показал мне, что другой обман, губящий мое благо, есть блудная похоть, то есть похоть к другой женщине, а не той, с которой я сошелся. Я не могу не верить в это и потому не могу, как я делал это прежде, признавать блудную похоть естественным и возвышенным свойством человека; не могу оправдывать ее перед собой моей любовью к красоте, влюбленностью или недостатками своей жены; не могу уже при первом напоминании о том, что поддаюсь блудной похоти, не признавать себя в болезненном, неестественном состоянии и не искать всяких средств, которые могли бы избавить меня от этого зла.
...
Христос открыл мне, что третий соблазн, губящий мое благо, есть соблазн клятвы. Я не могу не верить в это и потому не могу уже, как я делал это прежде, сам клясться кому-нибудь и в чем-нибудь и не могу уже, как я делал это прежде, оправдывать себя в своей клятве тем, что в этом нет ничего дурного для людей, что все делают это, что это нужно для государства, что мне или другим будет хуже, если я откажусь от этого требования. Я знаю теперь, что это есть зло для меня и для людей, и не могу делать его.
Но мало того, что я знаю это, я знаю теперь и тот соблазн, который уловлял меня в это зло, и не могу уже служить ему. Я знаю, что соблазн состоит в том, что именем Бога освещается обман. Обман же состоит в том, что люди вперед обещаются повиноваться тому, что велит человек или люди, тогда как человек не может никогда повиноваться никому, кроме Бога. Я знаю теперь, что самое страшное по своим последствиям зло мира -- убийства на войнах, заключения, казни, истязания людей совершаются только благодаря этому соблазну, во имя которого снимается ответственность с людей, совершающих зло. Вспоминая теперь многое и многое зло, которое заставляло меня осуждать и не любить людей, -- я вижу теперь, что все оно было вызвано присягой -признанием необходимости подчинить себя воле других людей.
....
Христос открыл мне, что четвертый соблазн, лишающий меня моего блага, есть противление злу насилием других людей. Я не могу не верить, что это есть зло для меня и других людей, и поэтому не могу сознательно делать его и не могу, как я делал это прежде, оправдывать это зло тем, что оно нужно для защиты меня и других людей, для защиты собственности моей и других людей; не могу уже при первом напоминании о том, что я делаю насилие, не отказаться от него и не прекратить его.

Но мало того, что я знаю это, я знаю теперь и тот соблазн, который вводил меня в это зло. Я знаю теперь, что соблазн этот состоит в заблуждении о том, что жизнь моя может быть обеспечена защитой себя и свой собственности от других людей. Я знаю теперь, что большая доля зла людей происходит оттого, что они, вместо того чтобы отдавать свой труд другим, не только не отдают его, но сами лишают себя всякого труда и насилием отбирают труд других.
...
Христос открыл мне, что пятый соблазн, лишающий меня моего блага, -есть разделение, которое мы делаем между своими и чужими народами. Я не могу не верить в это, и потому если в минуту забвения и может подняться во мне враждебное чувство к человеку другого народа, то я не могу уже в спокойную минуту не признавать это чувство ложным, не могу оправдывать себя, как я прежде делал это, признанием народа над другими, заблуждениями, жестокостью или варварством другого народа; не могу, при первом напоминании о том, не стараться быть более дружелюбным к человеку чужого народа, чем к соотечественнику.

свернуть

да,, Галина. Сейчас долго так читала. Всё вдумывалась... У меня уже давно на полке стоит его книга, где все его нравственно-философские искания, но пока не добралась до нее ( таких книг и авторов много, нет волны). Толстой, видимо, дожил до того момента, когда мог оценить свою жизнь с чистой совестью и ясной головой. очень глубоки и верны его слова. но если отказаться от армии, власти-значит, от государства в целом, ведь они его основа, так? что же будет? если убрать всё одним махом,-хаос...поэтому мысли Толстого верны: начинать надо с Человека, его исправления, нравственной природы. С Добра. Но как? тут каждый должен это сам начать, но такое...утопия. и вы правы, называя данное слово. но для меня все мысли, что выделили для меня, не просто близки, а так понятны. о первом "сознательно враждовать с другими людьми, не могу," точно скажу, что я совсем специально враждовать не умею, не умла. Но неужели Толстой сознательно это делал? Или "радоваться на свой гнев, гордиться им, разжигать, оправдывать его признанием себя важным и умным..."? ужас. мне это и не понятно.. О похоти и мужчинах- ему виднее. понимаю, что приструнить себя мужчинам по их биологическим инстинктам непросто. да, здесь контроль нужен. о соблазне клятвы, что он пишет, не совсем поняла. может, данное другому слово имеется в виду, которое не сдержал? о непротивлении злу мы с вами говорили-здесь у меня идет такая борьба с собой, которая уже переросла в болезнь настоящую, ыедь непереработанные эмоции убивают. и это так. так что как здесь быть: простить зло? а как? когда все в тебе кричит, бушует...? вот я и молчала и молчу, а психика-то мрет. таких, как я, много....помолиться? не поможет-ведь это лишь заглушает на время порыв. может, монахами становятся те, кто понимают: беги от людей, чтобы без суеты пожить, без зла цивилизации? а в итоге толстой спасся как ? ведь ушел отто всех: выход-уйти и так соблюсти свои заповеди? да, галина, много вы откопали у Толстого и ...человека в целом. с уважением.


Думаю, Толстому с юности было свойственно самокопание, желание нравственного самосовершенствования, оттого в его дневниках там много борьба с собой,упрёков себе.

И в определенном возрасте, как принято говорить сейчас, наступил "кризис среднего возраста", когда перестало удовлетворять окружающее, захотелось какого-то принципиального изменения, отсюда его поиски смысла жизни, метания между религиями и т.д.

если отказаться от армии, власти-значит, от государства в целом, ведь они его основа, так? что же будет?

да, думаю это как раз утопия, не изменение к лучшему,а полный отказ -звучит нереально.

не просто близки, а так понятны.

аналогично, для меня очень близки идеи Толстого, книга Лев Толстой - В чем моя вера? была одной из лучших прочитанных, он там очень хорошо объясняет свою позицию.

о соблазне клятвы, что он пишет, не совсем поняла. может, данное другому слово имеется в виду, которое не сдержал?

как я поняла, давая клятву служить Государству/армии человек перекладывает ответственность с себя на начальника, становится марионеткой, поэтому следуя своей клятве творит часто плохое, например, убивая, как солдат, совершая жестокости или как тюремщики,которые арестовывали и держали в заточении людей и т.д. Т.е. Толстой считал, что каждый должен отвечать перед Богом,перед своей совестью, не давай вперёд обещание слушаться/служить царю, государству и т.д.

В общем Толстой сказал А, но надо и Б, которое было бы реально воплотить в жизнь,а вот с этим как раз проблема, нет у него пути для всех,я по крайней мере не увидела.


ой,с как вы глубоко капнули. Вместе с Толстым, конечно. Да, всё верно. Именно Совесть каждого дожна быть первоосновой наших действий. Чехов в той же "Размазне" (возможно!) говорил эдак об этом же: гувернантка, следуя социальным и личным нормам, не хамит, молчит, кивает. Она по-христиански не можеит перечить начальству. Работодатель же не выдерживает и преподносит ей урок жизни... Так что выбор за каждым. А Толстой копал всегда так глубоко... Я сегожня его и Гоголя всполминаю: в их книгах много о том, как военные обязательства и христианская Вера сливаются в человеке. "Не убий" и тут же "пли"... Вот и наша Совесть... Как ей быть? Честно говоря, я так сейчас давно живу: как Душа жаждет одного, большого, от чего вся жизнь перевернется, но Совесть не позволит. С уважением.


Мне нравится Толстой и жаль, что сейчас многие из него делают самодура и тирана, поэтому хочется разобраться,какой он был человек. Надеюсь ещё вернуться и к его творчеству и к биографии, припасены воспоминания его дочерей и книги Басинского,где он о Л.Н. пишет


спасибо. даже не слышала, что такое о ЛНТ говорят... как-то выпала из этого знания. а у него не юбилей грядет? тогда и забудут о плохом в его адрес, надеюсь. сейчас, знаю, Островского А.Н. о книгах Басинского знаю не по наслышке. Когда в книжном магазине работала, все они через мои руки проходили годами. И его же в соавторстве с Дуней Смирновой. последняя тогда фильм сняла о малюсеньком эпизоде в жизни ЛНТ. А Толстой останется Великим для поколений, уверена. С уважением.


А по поводу совести, слушаю аудиокнигу Александр Бек - Волоколамское шоссе и там очень часто это слово встречается, обычно в таком сочетании: честь,совесть и долг. Вот что говорил автор в Баурджан Момыш-улы - Психология войны

Основная цель литературы — просвещать, пробуждать благородные порывы и чувства, воздействовать на совесть, честь, волю, разум, поднимать и воспитывать в человеке одно из главных чувств — чувство долга.

Хотя сейчас часто встречается мнение, что совесть, это некая навязанная вещь, что мораль нужна чтобы было легче управлять людьми и т.д. скорее в отрицательном смысле. И да, наверное и совесть и мораль часто разные бывают людей, интересно изучать в книгах, кто как ее понимает, как моральные принципы меняются со временем


спасибо. сам текст Бека сейчас не помню, ох давно читала. а после у вас прочту эссе. ...о да, человеком с совестью легко управлять, наверное... особенно, если ты выше его по статусу, так, наверное. но как жить без совести? как отличить в целом, где плюс и минус, добро и зло? а для себя как делить? тогда мир машин выходит. Спасибо.


А вы читали Джордж Оруэлл - Дочь священника Там есть история про то,как бесправна девушка перед директрисой школы, хотя у этой девушки есть влиятельная родня, а все же над ней тоже издеваются.


Нет, не читала. Спасибо! Сейчас запишу обязательно. Но когда почту, пока не скажу,я о вашем подарке Кнорре пока думаю) Спасибо.


учиться бороться за свои права, дарованные законом.

а каким законом? Даже в наше время иногда очень трудно что-то законное получить и это стоит огромных нервов. А какой закон был во времена Чехова?

Я все хочу почитать книгу - Прислуга в Российской империи во второй половине XIX – начале XX в. Сборник документов и материалов , может там есть ответ, но почему-то вспоминая Катюшу Маслову, думаю, что никакого закона не было