Больше рецензий

18 июля 2023 г. 16:22

352

5 «Дневник обезьянки» Джейн Биркин и её вечная борьба за любовь

Джейн Биркин — актриса и певица, долгое время была женой Сержа Генсбура. Она вела дневник с 11 лет. В «Дневнике обезьянки» Биркин даёт частный взгляд на свою жизнь. Британская аристократия, cвингующий Лондон, парижская богема — всё это здесь есть. Но главное — борьба актрисы за признание.

Джейн Биркин знают как актрису, которой принадлежат придыханные стоны в легендарной песне Сержа Генсбура Je t’aime... moi non plus. Её имя носит роскошная сумка от Hermès. А её дневники названы в честь плюшевой обезьянки Манки, которая была рядом с Джейн с раннего детства. Актриса не расставалась с этой игрушкой до тех пор, пока не умер Серж Генсбург. Тогда она положила обезьянку с ним в могилу. К тому моменту они уже десять лет не были вместе. Это было большое проявление любви, одно из многих.

Согласно словам Биркин, дневниковые записи остались неизменными. Она удалила немного, лишь то, что «могло обидеть других». Пропущенные моменты актриса дополнила своими комментариями и анекдотами, которые приходили ей в голову во время чтения, а также важными для неё воспоминаниями. Таким образом, книга даёт очень интимный взгляд на мир её мыслей. Кроме того, это отличное путешествие в поздние 50-е, 60-е и 70-е годы, в мир британской аристократии, Свингующего Лондона, а затем и французской богемы.

Биркин выросла в «хорошем доме», с няней и учёбой в интернате, а также с частыми поездками за границу — Франция, Италия, круизы по Средиземному морю. Отец Дэвид Биркин принадлежал к «буржуазии торговцев», мать Джуди была актрисой и настоящей красавицей. У них было трое детей — брат Джейн Эндрю, которого она любила больше всех, примерно на год старше неё, успешный сценарист и режиссёр; через четыре года после Джейн родилась её сестра Линда.

Безжалостно к себе
С другими Джейн Биркин была мягкой и бережной, но только не с собой. Болезненной нитью, проходящей через все годы, тянется её неуверенность в себе. Это ощущение неполноценности появилось с одиннадцати лет, когда она начала учиться в интернате. Джейн считала себя плохой ученицей, плохой женой, плохой матерью, плохой актрисой. Она считала себя безобразной, с маленькой грудью и кривыми ногами.

Только так можно объяснить её спешную и раннюю свадьбу со знаменитым и очень успешным композитором Джоном Барри. Когда они познакомились, ей было только 17, а Барри - 30. Если такой успешный человек желает её — это даёт стимул её уверенности. Однако, его влечение не длится долго. Уже очень скоро она пишет в своём дневнике, как мало он уделяет ей внимания, как мало она удовлетворена. Зато как много плачет, наносит себе вред из отчаяния, устраивает сцены. В ответ Барри лишь раздражается. Вскоре после рождения дочери Кейт, в августе 1967 года, она уходит от мужа и возвращается к родителям. Ей тогда было только 20 лет.

«Опустившийся, странный Серж»
В 1968 году брак Биркин и Барри расторгается. К тому моменту она уже встретила Сержа.

Я только что снялась во Франции в фильме «Лозунг», главную роль в котором сыграл человек, которого я люблю. Его зовут Серж Генсбур. Он немного странный, но я его люблю.

С французским художником, провокатором, многогранным талантом Джейн Биркин будет жить вместе до 1980 года. Эти отношения будут полны сильных чувств, падений, вечеринок, алкоголя, скандалов. Это своеобразная жизнь джет-сета с концертами и съёмками тут и там, проживанием в отелях и самолётах. Они веселятся, танцуют и пьют с Клаусом Кински, Михаилом Барышниковым, Наной Мускури и Матье Карьером, Аристотелем Онассисом, Романом Полански и Миком Джаггером.

В июле 1971 года рождается Шарлотта Генсбур. Её и старшую сводную сестру Кейт часто берут в путешествия и также часто оставляют с разными нянями.

Даже если Джейн Биркин чувствует себя любимой и желанной рядом с Сержем Генсбургом, к ней возвращаются старые мысли. Она снова ощущает себя мелкой, часто только как приложение к гениальному художнику. Биркин много делает для того, чтобы угодить Сержу, чтобы держаться наравне с ним, позволяет другим мужчинам лапать себя, пока Серж рядом и говорит: «Пусть». Она покупает для него секс-игрушки, терпит его капризы. Но он падает в бездну и каждый день пьёт. Он говорит, что «это его жизнь и я скучная, раздражаю его этим».

«Быть по-настоящему любимой»
Когда в сентябре 1980 года Джейн Биркин, наконец, встречает французского режиссёра Жака Дуайона, начинаются эмоциональный американские горки. Она наслаждается его любовью, удивлена, что можно «быть по-настоящему любимой». Но разрыв с Сержем труден, иногда кажется невозможным. Джейн мечтает о любви втроём, тогда она была бы счастлива, как никогда прежде. Она снова ощущает желание жить, когда ещё недавно «так отчаянно хотела умереть».

Любовь втроём не срабатывает, Жак хочет её рядом с собой, Серж не хочет отпускать. Наконец, в сентябре 1980 года Биркин уходит от Сержа, освобождается от него, его власти, «его авторитета, его высокомерия». Но при этом она не может выкинуть его из головы. Затем она беременеет от Жака. И здесь заканчивается «Дневник обезьянки». В 1982 году рождается дочь Лу и начинается вторая часть дневников.

Практически полное воспроизведение записей в дневнике даёт возможность хорошо узнать Джейн Биркин, увидеть её эмоциональный мир. Биркин-подросток или Биркин-взрослая женщина — на каждом этапе возникает ощущение интимной близости. В «Дневнике обезьянки» она практически не упоминает работу, свои фильмы, театральные постановки. Чаще видны успехи её мужей. С одной стороны, это выглядит трогательно, но с другой — больше болезненно. Местами читать эту книгу сложно из-за многочисленных сомнений в себе, неудовлетворённой жажды любви и признания, самоубийственных мыслей. Будь Биркин моей подругой, я бы обняла её и сказала: «Не нужно так унижаться, ты потрясающая!»

Булочки с маком