Больше рецензий

7 июля 2023 г. 19:18

356

2.5 Живая смерть и виолончелист

Любовь спасёт мир! К такому небольшому и банальному выводу я пришёл в конце книги. Действительно, а что будет, если влюбиться в смерть, в ту самую что ни на есть настоящую живую смерть (живая смерть - да, такой вот каламбур ), в человеческом обличии, так ещё не просто влюбиться, а умудриться переспать с ней. Додуматься да и осмелиться написать такое решиться наверное не каждый, хотя от современной литературы ожидать можно многое.

“Перебои в смерти” мой второй подход к произведениям лауреата Нобелевской премии португальца Жозе Сарамаго. Первым произведением стала “Слепота” прочитанная пару лет назад, сюжет правда уже несколько позабылся, но ярким пятном остался необычный стиль автора. Он довольно своеобразен: в нем отсутствуют построчные диалоги, нет привычно пунктуационно оформленной речи героев, всё идёт сплошным текстом, добавим ещё предложения по полстраницы и почти отсутствие абзацев. Всё это создаёт, конечно, свой уникальный стиль и почерк, но к нему надо привыкнуть. Хорошо, что книги небольшие по объёму, поэтому потерпеть можно - ведь всё же главное это содержание.

“На следующий день никто не умер.”

отличное первое предложение сразу обозначающее суть проблемы. С наступлением нового дня свершилось то, о чем испокон веков мечтали многие, а именно бессмертие. Те, кто ещё вчера был при смерти, сегодня просто не уходят в мир иной. Такое развитие событий ставит в неловкую, даже в кризисную ситуацию многие отрасли - больницы переполняются, похоронные агентства остаются без прибыли, да и страховщики бьют тревогу ведь - зачем страховать свою жизнь, если знаешь, что не умрешь. Под удар кризиса попадает даже церковь и религия в целом

“Тогда слушайте, господин премьер-министр, в оба уха: без смерти нет воскресения, а без идеи воскресения нет религии. Вот дьявол.”

И конечно же, куда без тех, кто ищет во всём этом выгоду

“Но жизнь – она так уж устроена, что рядом с теми, кто смеётся, всегда отыщутся те, кто плачет, причём, как будет явствовать из нижеследующего, причина для смеха и слёз – одна и та же.”

Так и проходит добрая половина книги словно трактат о жизни без смерти.

Далее в книге плавно вырисовывается более выраженная сюжетная линия, я бы даже сказал love story между самой смертью и простым смертным-виолончелистом (а может не простым?). Интрига и забавный юморок позволяет не забросить книгу на полпути и успешно дойти до конца.

Вот так плавно и протекает повествование, которое довольно неожиданно и немного резко заканчивается. Закрываешь книжку и в голове очень смешанные эмоции и мысли. Однозначно тема серьёзная, важная с огромным потенциалом для развития мысли, но увы - не хватило. Многие вопросы для меня остались открытыми, хотелось бы услышать мнение автора, более детальный подход, но он решил оставить всё на суд читателя..

Забрасывать Жозе Сарамаго не буду, автор достоин того, чтобы его читали, поэтому к ознакомлению рекомендую. Там уж как у кого пойдёт.