Больше рецензий

1 июля 2023 г. 21:17

128

3 Триллер категории "Б"

Что отличает по-настоящему гениальное произведение от просто "хорошего" или откровенно посредственного? Отчасти слаженность, органичность, убедительность самого произведения; отчасти оригинальность, уникальный взгляд на те или иные элементы своего жанра. Как очевидно из заголовка рецензии, "Головоломка" этими качествами не обладает.

Роман большей частью посредственен и необязателен, в нём нет каких-то оригинальных идей - он просто препарирует элементы жанров триллер и "ужасы", причём делает это местами скупо и неубедительно. Но если читатель всё-таки рискнёт ознакомиться с данной работой, то свою долю "фана" всё-таки получить сможет. Ведь в его второсортности тоже есть своё очарование.

Начать стоит с того, что главный сюжетный поворот автор зачем-то намеренно тыкает читателю на протяжении всего романа. Догадаться в "чём там дело" не сможет только ленивый - вопрос лишь в логическом объяснении твиста, которое Тилье предоставляет в конце произведения.

Но к чести автора на протяжении романа он всё-таки уводит от него своё внимание и небезуспешно поселяет зерно сомнения в читательскую голову - так ли всё однозначно, как это кажется? Но всё равно хотелось бы что-то более изощрённое и неоднозначное, чем уже давно набивший в культуре оскомину

В этом, пожалуй, наиболее сильная сторона истории - неоднозначность. До самого конца нет чёткой уверенности, что всё развивается тем или иным образом. Разные герои вызывают противоречивые впечатления - в определённый момент кажется, что каждый может всадить нож в спину.

Что касается героев, не только главных, в целом для второсортного триллера они оставляют хорошее впечатление. Нет чёткого деления на хороших и плохих, у каждого свои мотивы, каждый может проявить как свои лучшие, так и худшие качества. Но, опять-таки, без глубин и сюрпризов - не стоит искать в них какой-то сильной противоречивости и неоднозначности, а также видеть параллели с реальными людьми. Они скорее напоминают более-менее сносно прописанных персонажей фильма категории "Б" - выполняют функции, реагируют, когда и как нужно, в соответствии с киношными канонами. Но не более того.

И всё таки смазывает о них впечатление пресловутая концовка с жёванным-пережёванным

спойлер
бойцовским клубом
свернуть

, благодаря которой персонажи

спойлер
гроша ломанного в итоге не стоили
свернуть

Теперь о наполнении самой истории. Сюжет получился местами рванным и неровным, немногочисленные ключевые события и повороты затеряны в разбавленной каше из "перевалочных пунктов", другими словами филлеров, которые должны погружать в атмосферу, задавать экспозицию и расславлять "чеховские ружья". Сюжет разделен на довольно короткие главы (это плюс), так что фокус внимания за главу не успевает рассеяться и появляется (часто, но отнюдь не всегда) желание узнать, что же было дальше - так как часто главы заканчиваются клиффхенгером. Таким образом накал напряжения постоянно сохраняется и филлеры работают вполне сносно. Но повествование портит...

Язык

И это главный минус романа. Книга написана очень скупо, некрасочно, неубедительно - словно наркоман под кайфом в спешке пересказывает события минувшей ночи. Описания очень бедные, нет образности - и нет, речь не идёт об подражании каждого произведения "Войне и миру" с детальным описанием всего и вся. Просто хочется больше деталей обстановки и персонажей - больше мелочей, нюансов, благодаря которым ты представишь себе картинку в голове и скажешь - верю.

В качестве примера (не из книги): нужно описать комнату. Как пишет Тилье (не буквально): комната была большой и белой, в центре неё стоял стол и стул. Увлекательно, не правда ли? (нет).

Вероятно, это было сделано для большей динамики, чтобы сюжетный клубок не стоял на месте и продолжал постоянно разматываться. Но нет же - описания действий героев довольно скупые, механические, рваные. Пример: он поднялся по балке, перелез, спрыгнул. Словом, из "Головоломки" бы получился недурной сценарий, но именно как художественное произведение оно не работает.

Но есть в языке автора и более-менее удачные моменты - описание мыслей, эмоций героя, когда ему страшно, он кого-то подозревает и сам себе объясняет почему. А потом ещё оспаривает свою позицию. Это вносит живости в повествование, придаёт ему какой-никакой убедительности.

Что же в итоге? В итоге имеет довольно проходной триллер категории "Б", для любителей жанра пойдёт. Есть пара хороших идей и моментов, особенно

спойлер
ситуация с электрошоком и предательством одного из "друзей героя" получилась очень впечатляющей и оригинальной
свернуть

, но сюрпризов ждать не приходиться. Просто неплохой триллер, чтобы поглотить и забыть.