Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 июня 2023 г. 20:39

253

3.5 Роман-недосказанность

Мне нравятся люди, способные придумывать новые сюжеты и коллекционировать такие подробности жизни для своих героев, которые делают выдумку реалистичной. Для меня именно этот талант во многом делает пишущего человека писателем, и Ж.Э. Агуалуза – неплохой пример тому. Из крошечных молекул повседневности он уже во второй книге пытается построить своеобразную ДНК современной Анголы. Не думаю, что это получилось в полной мере, но читается погруженно, а местами даже перестаешь различать грани реальности и фантазии. Все придуманные сюжетные линии сплетены в весьма самобытный узор, так что если бы даже книга не несла никакого внутреннего посыла, я бы все равно ее прочитала – в поисках атмосферы.

«Теория…» не только симпатична по своей стилистике, но и насыщена эпизодами из жизни своих героев, а если прибавить к этому еще и погружение в исторические ангольские реалии, которые просто так вряд ли смогли бы завладеть читательским вниманием, то получается просто «картина маслом». В ней есть всё: гражданская война, погромы, негритюд, контрабанда алмазов, политизированный криминал, беспризорники, странная женщина, заточившая себя в квартире на много лет, загадка с запиской на лапке почтового голубя, собака Призрак, убиенная обезьяна Че Гевара и т.д. Ж.Э. Агуалуза рассказывает разные истории как бы по отдельности, но вместе они сплетаются в некое цельное повествование, объединенное героями и событиями. В широком смысле слова это гуманистическая книга о вечных человеческих ценностях: любви, одиночестве, совладании с самим собой, понимании, дружбе, прощении.

И все-таки «Продавец прошлого» понравился мне намного больше. В нем было больше метафор и больше смысловых оттенков. В «Теории…» мне всего было слегка недо-: недоставало динамики, внутренней философии, ангольского колорита, харáктерности героев и, как ни странно, психологичности. Она вся была как красивые и, наверное, имеющие внутренний потенциал наброски, но собранные торопливой рукой в надежде, что многоплановость и читательская фантазия сделают свою работу, и линии сплетутся в нечто более масштабное и гуманистическое, чем просто история Анголы и ее граждан. А у меня не сплелось, я так до конца и воспринимала их разрозненными и неполными. И еще в книге, где столько страдающих персонажей, на удивление мало эмоциональности, а читателю, как ни крути, нужны катарсисы. Я не пожалела, что прочитала, но, наверное, нужно было «делать паузы в словах».