Больше рецензий

13 марта 2014 г. 22:11

1K

5

«И в кого только ты такой уродился?!»
«Если будешь себя так вести, никто тебя замуж не возьмёт!»
«Прекрати реветь, а то брошу тебя сейчас прямо на улице!»
«Вот будут у тебя такие же непослушные дети, тогда вспомнишь меня!»
Помню, в университете на парах по педагогике подобные фразы нам приводили вскользь как примеры своего рода «запрещённых приёмов». Ещё помню, как в разговоре с одной усталой мамашкой в ответ на своё замечание о запрещённых приёмах я услышала: «А что ещё делать? Иногда их иначе и не заставишь слушаться». Ещё помню, как одна учительница давала нам, робким практикантам, добрый совет: «Если вы их не запугаете, то не сможете ими управлять!».
Частенько слово «воспитывать» мы, не задумываясь, употребляем в смысле «читать нравоучения», «отчитывать», а то и «наказывать». («Ну, пора взяться за твоё воспитание», — скажет иной папашка, зловеще складывая пополам ремень. «Хватит меня воспитывать!» — может возмутиться взрослый человек, услышав в речи собеседника авторитарные нотки.) А вот что говорит американский психолог Мартин Селигман, которого, кстати, любит цитировать автор этой книги:
Воспитывать детей значит гораздо больше, чем исправлять их недостатки. Это значит находить и поддерживать их лучшие качества.

Одна из основных мыслей, которые неустанно защищает Юлия Гиппенрейтер: воспитание — это не крайняя мера, которую следует применять, когда ребёнок вдруг нарушает родительское спокойствие. Воспитание — это долгое непрерывное и не всегда сознательное взаимодействие взрослой и детской души. По сути, каждую минуту, которую мы проводим с ребёнком, мы его воспитываем — своим собственным поведением, незаметно для него и зачастую, к сожалению, для самих себя. Поэтому воспитание детей — это ещё и во многом самовоспитание.
Напомнить нам об этом в первую очередь и призвана эта книжка. Наверное, поэтому она оформлена как учебник для средней школы: с цветастой обложкой, невнятными аляповатыми картинками и особо важными утверждениями, выделенными в рамочки или отмеченными значками. Взрослый читатель, взяв эту книгу в руки, почувствует себя школьником, и поделом — ибо в вопросах воспитания экспертов нет. Вспомню ещё одну цитату нашей незабвенной преподавательницы по педагогике: «Каждый ребёнок — отдельная личность, которой нужен особый подход. Поэтому опытных родителей не бывает и быть не может».
По сути, какой-то единой уникальной концепции в этой книге нет. Есть изложение основных широко известных в узких кругах концепций гуманистической педагогики, любопытные, иногда озадачивающие, иногда трогательные примеры из педагогической и бытовой практики (выдержки из писем читателей и реже — из личного опыта автора), хорошие и яркие цитаты не только из научных работ, но и из художественных произведений, что лично для меня было ценнее всего. Никогда не думала, что так увлекательно проанализировать, скажем, рассказ Цветаевой «Сказка матери» или отрывок из мемуаров Мандельштама с точки зрения детской психологии.
В целом всё это — лишь иллюстративный материал, собранный, чтобы сделать более наглядными самые простые мысли: помните, что мы воспитываем детей не для того, чтобы заставить их вести себя, как нам удобнее, а чтобы помочь им вырасти самостоятельными, счастливыми людьми, поэтому важно не только чтобы они слушались, но и научиться слушать их самим. С одной стороны, печально, что людей всё ещё нужно этому учить. С другой стороны, хорошо, что хотя бы есть кому лишний раз напомнить нам об этом. Просто чтобы самим детям не приходилось давать нам таких вот «уроков на всю жизнь», как описывает одна из читательниц:
В одно прекрасное утро я, как всегда, тороплюсь и дергаю всех. А дочка сидит, задумчиво натягивая колготки, и говорит: «Когда вырасту, детяв рожать не буду!». Я остановилась как вкопанная. «Почему?!» – спрашиваю. «Потому что с ними так плохо!» – отвечает она.

Большое спасибо Martovskaya за полезный совет в флэшмобе 2013!

Ветка комментариев


кстати, вы удивитесь, но тут я бы согласилась.


Не знаю, не знаю. Я слышала, что есть такое мнение, согласно которому ребёнок получает жуткий стресс и великое разочарование на всю жизнь, когда узнаёт, что Деда Мороза не существует, но я очень благодарна своим родителям, за то, что они говорили мне, что он есть, подарив тем самым незабываемое ощущение чуда и сказки, которое само собой включается у меня до сих пор вконце декабря, хотя я уже знаю, что Деда Мороза не существует. Хотя, знаю умом, а где-то в душе до сих пор живёт уверенность, что существует он, просто я уже выросла и ко мне приходить не надо, но это, возможно, издержки коллективной памяти, коллективного бессознательного и иже с ним..
А как у вас происходило расставание с Дедом Морозом?


мне в какой-то момент довольно нетактично сказали, что его нет, так что мой случай можно, наверное, отнести и к стрессовым. бывает ещё, если ребёнок застукает родителя, подкладывающего под ёлку подарки или оторвёт папе приклеенную бороду — тоже ведь стресс))
сейчас, будучи в некоторой степени взрослым человеком, я не очень понимаю, чем сказка про Деда Мороза лучше простых и искренних подарков от любящих родителей.
впрочем, совсем не критикую такой сказочный подход. очень во многом это просто зависит от культуры.


Какой ужас же. А разве не большим стрессом будет то, что у всех детей в окружении, в школе, детсаду и т.д. дед мороз есть, они его ждут и верят в него, а у конкретного одного ребёнка эту незамысловатую сказочку отняли во имя невнятных психологических примочек? Мы живём в мире, где дед мороз - это культ, и не вижу ничего плохого в этом. На меня вообще никак не подействовало это "ужасное" открытие. И я не верю, что это кого-то на самом деле травмировать может.


То есть, по-вашему, у ребёнка вообще должно отсутствовать понятие "чудо"? Ведь это не только к новому году относится.


Помню, как спорила с ребятами. Говорила, что Дед Мороз существует, если они не верят, значит к ним просто он не захотел прийти.
И думаю, что я в тот момент была счастливее тех,кто уже не верил.
Дед Мороз - древнейший мифологический персонаж, нам положено в него верить.


Хотя ладно, насчёт того, что верить положено я загнула.


чудо — понятие растяжимое, всё-таки.


Ну не сказала бы, что прямо вот положено, но это добавляет радости ребёнку.


Мой комментарий как раз о том, что оно должно быть и плохо, если у всех чудо будет, а у ребёнка продвинутых родителей нет.


С вами я согласна, мой вопрос был адресован автору рецензии, видимо я ошиблась и не туда ответила.


Вот я не помню, чтобы когда-нибудь верила в Деда Мороза, но праздник Нового года создает все равно настроение чуда. Я уверена, что детям для счастья Дед Мороз не обязателен


согласна, не такая уж это существенная травма из возможных, но и сильно зацикливаться на дедморозе тоже смысла не вижу.
вот я себе в децтве благополучно придумала Снежного Льва, достойная замена, щитаю х)


Не знаю, что в данном случае значит "зацикливаться на дедморозе". Приносить подарки как бы от него - это, наверное, не значит зацикливаться.


наверное, нет. во всём нужна мера. возводить в культ тоже, имхо, не стоит, и уж тем более использовать его в качестве воспитательного «палкопряника», как часто делают («к непослушным детям дедмороз не приходит» или ещё симпатичнее «непослушных он забирает в мешок», вот вам и бабайка).
в конечном итоге повторюсь, не вижу принципиального педагогического преимущества дедморозовых подарков перед родительскими и писем дедморозу перед молитвой доброму Боженьке (да, у меня было во многом религиозное воспитание, с этого, пожалуй, стоило начинать).


Я категорически против навязывания религии с детства, это видится мне куда более серьёзным просчётом, чем какой-то мифологический персонаж с мешком. Сеять свою веру в неокрепший ум кажется мне отвратительным.


как предсказуемо)
ну давай только без резкостей, ладушки? есть разница между навязыванием религии и религиозным воспитанием в семье. и неужели заставлять детей верить в дедмороза гуманнее, чем заставлять их верить в Бога? по большому счёту разницы нет, на мой взгляд. там культ и сям культ, твоё же слово использую.
тем более, что культ дедмороза разработали в советские годы в противовес Рождеству, но это так, между делом.


и неужели заставлять детей верить в дедмороза гуманнее, чем заставлять их верить в Бога?


Заставлять верить?
Что предсказуемо? Где резкости? Это моё личное мнение. Я считаю, что нужно предоставить ребёнку право самому прийти к вере или безверию. Мне такую возможность предоставили, хотя не скажу, что у нас в семье сплошь атеисты. И в деда мороза меня никто не заставлял верить,я вообще не помню, чтобы этому придавали какое-то особое значение. Пару дней в году разве что.

Предсказуема как раз эта обиженная реакция, как будто я предлагаю всех верующих сжечь или запретить.
Нет желания продолжать.


Разрешите с вами не согласиться. Деда Мороза в советское время не разработали, а, как бы, воскресили. Это славянский мифологический персонаж, владыка царства мёртвых.
Дед, потому что предок, а мороз, потому что там холодно. Детские стишки и песенки когда-то были задабриванием этого персонажа.
Это рождество в своё время привязали к празднику зимнего солнцеворота, важнейшему для славян поворотному моменту в календарном цикле, и в рождественской символике полным полно архаических символов.
Если интересно, дам ссылку на культурологическую статью о ритуальном и мифологическом контексте праздника Нового Года.


давайте, было бы любопытно, хотя в целом я в курсе основного контекста.
допустим «воскресили», я неточно выразилась. ключевое слово у меня было «в противовес».


http://mith.ru/alb/mith/newyear.htm


мерси)


разумеется, напрямую никто не заставляет, тут я конечно неудачно выразилась, ну скажем, прививать веру, окей. но а что бы и не предоставить ребёнку возможность верить или не верить в дедмороза или оленя рудольфа, раз уж на то пошло. я всё к тому, что между культом и культом разницы по существу нет, они взаимозаменяемы.

предсказуема резко отрицательная реакция, как только появляется слово «религия». тебе отвратительно, а я вот с детства привыкла, тащем.

мы впрочем ушли от темы. предлагаю в качестве компромисса остановиться на том, что в каждой культуре свои общепринятые обычаи, и в нашем контексте дедмороз уже прочно прижился, так что лишать наших детей этой сказки негуманно и бессмысленно, а остальное зависит от конкретного случая, и в каждой семье педагогические методы в конечном счёте выбирают по себе. иногда к сожалению, иногда наоборот.
спасибо за дискуссию.


А за чем во всём искать педагогические преимущества?
Преимущество в подарках от Деда Мороза в том, что они от сверхъестественного существа, но педагогика тут не при чём.


ну у нас как бы тема педагогическая была, поэтому я с этой точки зрения смотрю.
с точки зрения ребёнка — дед мороз это, конечно, здорово. как, впрочем, и любая хорошая сказка.


А чем плохи подарки любящих близких, я не понимаю. Чем лучше какой-то персонаж?


Честно говоря, я не знаю, как вам ответить. Могу лишь привести аналогию. Например, зачем читать сказки, мистику, фантастику и мифы, ведь можно ограничиться реалистичными рассказами о жизни? Ведь "Анна Каренина" или рассказы Чехова не хуже "Рыбака и его души" или "Мастера и Маргариты", но произведения из второго разряда ворошат то иррациональное, что осталось в нас от наших предков. Возможно на тех же струнах для кого-то играет и сказка о Деде Морозе.
Ведь многие дети верят, что существуют гномы и эльфы, что куклы ночью оживают, что помимо привычного слоя реальности существует нечто ирреальное, скрытое от глаз, а подарок под ёлкой является доказательством существования чудес. По крайней мере, так было в моём детстве.


вот и я недоумеваю.


религия в принципе отвратительна, тащем. особенно её навязывание. деда мороза, к слову, не помню, чтобы кто-нибудь кому-нибудь навязывал. а религию - получите, распишитесь.


дедмороз ваш — грязный взяточник! он тебе подарог, а ты в него верь, значит, за это?!


дедмороз и без вер всяких подарки приносит, ибо добр он. а боженькам всяыким ещё молиться надо, фуфуфу.


добр как же, вот одной девочке он подарил плюшевую лошадь и рафаэлку, хотя она просила белого коня и принца. и всё потому, что она, видите ли, весь год плохо себя вела! *рыдаэ*


Мне, думаю, повезло: без травм обошлось. Я ведь уже в три года читать научилась, поэтому, когда года в четыре мне сказали, что Дед Мороз — сказочный/литературный персонаж, у меня никакой ломки :)) не возникло. Он есть! Просто он сказочный. Так что в настоящей жизни его нет. Но это ничего не меняет.


уже в три года читать научилась

дай пять =) тем не менее, с дедморозом мне это не помогло, наверное, потому что «разочаровалась» я довольно поздно, лет в шесть, что ли О.о но твоё объяснение отличное, собственно, так оно и есть)


Даю ^^
А что, это хороший способ для родителей, которым надо как-то помягче разочаровать ребёнка.


Из дневника Просперо:

"Дорогой Артем! Поздравляю тебя с Новым годом. И с тем, что ты стал совсем большим. Ведь ты даже читать уже умеешь. Это здорово! Вот только мой подарок тебе - прощальный. Мое волшебство - оно ведь только для маленьких. Но некоторые взрослые сами умеют творить волшебство. Это мои тайные помощники. Ты тоже можешь стать одним из них. Каждый, кто делает что-то, от чего другому хорошо - волшебник. Главное мое правило - не проси награды, и оставайся если можешь, невидим.
Попробуй свои силы. Подарок - не всегда вещь. Порой достаточно просто улыбки и поддержки. Рукопожатия. Добрых слов. Оглянись внимательно. И ты почувствуешь, кому трудно. Кому нужно чудо. Кому нужна помощь. И ты узнаешь, как это здорово и приятно - быть волшебником не только на новый год
Жду твоего новогоднего решения. Твой Дед Мороз."

Не помню точно, когда и как перестал я верить в деда Мороза. Знаю только, что сегодня в восемь лет ребенку продолжать в него верить ужасно трудно. Нашему удается как-то. Однако, нам разыгрывать шоу все сложнее. Вот и решили написать все как есть. Честно. Чтоб и репутация Деда не пострадала, и на будущий год не выглядеть совсем уж глупо. Подарок в большом зеленом мешке под старой черной елью у дома ждет. Последний раз. И письмо золотыми чернилами на лазурной бумаге ждет. Волшебство не должно прерываться.


отлично.
помню, у меня тоже было красивое письмо от деда мороза, даже помню, как оно выглядело, но содержание почему-то совсем не отложилось. может, там тоже было какое-то ненавязчивое прощание, а я не вкурила.
вообще, очень милая идея — превратить прощание с дедом морозом в «инициацию». главное, отчётливо это обозначить и на словах тоже.

а у Гиппенрейтер, кстати, есть похожий пример, когда родители «прислали» дочери-лентяйке письмо от имени Редьярда Киплинга со стихотворением «Горб верблюжий, такой неуклюжий». подействовало, что удивительно, хотя девочка была уже подросток.


"...благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками".
(Александр Грин "Алые паруса")


никак иначе)