Больше рецензий

12 июня 2023 г. 14:30

361

5 Религиозный эксперимент

Роман «дочь священника» был написан Оруэллом более чем за десять лет до его самого узнаваемого романа – «1984», и, как утверждается в аннотации, он «познакомит вас с иным Оруэллом – мастером психологического реализма». И тем не менее, здесь довольно легко проглядывается прежний, знакомый всем Оруэлл, Оруэлл-социалист.

«Дочь священника» рассказывает, как ни удивительно, о Дороти Хэйр – дочери англиканского священника в захолустном провинциальном городке. Она, будучи единственной женщиной в доме, отвечает за хозяйство, а также за поддержание порядка в церкви, перепечатывание проповедей отца, организацию детских театральных постановок, сборов пожертвований, посещения паствы. И пока она, краснея от стыда, пытается не показываться на глаза мяснику, который уже несколько недель требует возвращения долга, отец отчитывает ее за то, что на завтрак и на ужин она собирается подать всего лишь яичницу. А помимо переживаний о том, откуда же ей взять денег на свежий бекон, Дороти не смеет забывать об истинном смирении, твердости духа и самоотречении, и в этом ей помогают постоянные уколы булавкой, дабы не отвлекаться во время молитвы.

И этот суетный изматывающий водоворот вечно крутил бы Дороти, если бы не случайность: дочь священника теряет память и оказывается в центре Лондона, присоединяется к компании бродяг, выпрашивающих мелочь у прохожих и ворующих кур, и направляется вместе с ними на хмельники, где целое лето будет трудиться как раб на плантациях за какие-то гроши, не помня ни своего имени, ни дома, ни своей веры.

Из маленького мирного провинциального городка – до самых низов Лондона. На своем пути Дороти встретит немало разных людей, и тут лучше всего виднеется Оруэлл-социалист, препарирующий общественные слои, рассуждающий о классовой несправедливости, тягостных условиях труда обычных рабочих, показывающий непроглядный мрак нищеты, потерявшей дом и вынужденной спать холодными ночами на Трафальгарской площади, куда то и дело наведываются полицейские разогнать толпу бродяг или проверить, нет ли уже среди них окоченевших мертвецов. Стоит только упасть в эту бездну, и вернуться обратно будет уже невозможно. И настолько ярко, даже карикатурно выписывает Оруэлл многих героев, что вспоминаешь диккенсовские романы с их характерными персонажами.

Однако именно в этой книге Оруэлл на первый план ставит все же не социальный вопрос, а религиозный. Он следует за Дороти до конца ее пути, спрашивает себя, каково же это: потерять веру? Веру в Бога, в то, что давало истинный, верховный смысл твоей жизни, что делало ее значимой, что давало тебе сил двигаться дальше, несмотря на проблемы и несчастья, что помогало не сойти с ума из-за бренности окружающего мира. Чудовищная, должно быть, жизнь, если она и правда кончается могилою и прахом. А, с потерей веры, которая исчезает разом, моментально, как отрезают ветку дерева, которая уже никогда не распустит листьев, у Оруэлла возникает другой вопрос: что делать дальше? Притворяться, что вера все еще осталась в тебе или похоронить ее в прошлом? Лицемерить, но в тоже время пытаться дотянуться до небес, стоя на земле, или все же закрыть глаза и забыть о существовании облаков? И есть ли эти облака на самом деле или они плод нашего воображения?

Как обычно, подобные темы оставляют слишком много вопросов и дарят немало минут размышлений, не дающих однозначных ответов. В конце концов автор подводит итог своему эксперименту и находит ответ на главный вопрос. Согласитесь ли вы с ним?