Больше рецензий

30 мая 2023 г. 21:55

534

5 "Не ходите, девки, замуж..."

Уолтер Хартрайт получил место учителя рисования в поместье Лиммеридж, где должен будет заниматься с двумя юными сёстрами. Перед отбытием к месту службы, ночью на пустынной дороге из Хемпстеда в Лондон он встречает таинственную незнакомку в белом, уговорившую художника проводить её в город. После расставания с этой особой Уолтер узнаёт, что женщина сбежала из психиатрической лечебницы, а он невольно стал соучастником её побега. Стараясь не думать о неприятном происшесивии, Хартрайт прибывает в Лиммеридж, где знакомится с умной и харизматичной Мэриан и милой и нежной Лорой, которая при внимательном рассмотрении оказывается невероятно похожей на ту самую незнакомку в белом. Однако, объяснить поразительное сходство никто не может. Вскоре, мысли об этой загадке покидают Уолтера, так как в его сердце вселяется любовь к Лоре. Но девушка помолвлена, и её жених сэр Персиваль должен вот-вот приехать в поместье...
Готический роман эпистолярного формата, хотя и состоящий не из писем, а отчётов и дневниковых записей, снискал огромную популярность не только во времена своей первой публикации, но и в наши дни. Осмелюсь предположить, что, увидев свет в 1860 г., книга произвела эффект разорвавшейся бомбы. Интригующая детективная линия, множество покрытых мраком тайн и сюжетных поворотов, нестандартное поведение ряда персонажей - само по себе описание уже звучит интересно. Однако, как мне кажется, на современных читателей, искушённых разнообразной литературой и кинематографом, роман вряд ли способен произвести столь ошеломляющий эффект. Например, мне книга, в целом понравилась, но многое в ней оказалось для меня предсказуемым. Кроме того, роман успел несколько утомить, в первую очередь, большим объёмом описательной части и не меньшим количеством глупейших поступков геров, как положительных, так и отрицательных. Все эти недостатки, конечно, я списала на счёт времени выхода книги. Всё-таки, это одно из первых произведений, решённое в детективном ключе, автор, как и его герои, принадлежал совсем к другой эпохе, сильно отличающейся от нашей.
Останавливаться на сюжете не буду, дабы не спойлерить, быстренько пробегусь по основным действующим лицам. Из всех героев моей искренней симпатией пользовалась только Мэриан. Огромное спасибо автору, что в доэмансипированную эпоху Коллинз показал, что женщина - существо разумное, может обладать интеллектом, смелостью, решительностью, коими не все мужчины наделены. Однако, видимо, дабы не нарушить "мировую гармонию", писатель сразу же поставил читателей перед фактом, что такая женщина обязательно должна быть некрасива внешне, ну уж на лицо, как минимум, личное счастье её не интересует, жить может только на благо других. А за одно автор в противовес ей ввёл глупую красавицу Лору - персонаж, который раздражал меня всю книгу своей бестолковостью. Ладно хоть, человек хороший, и на том спасибо. Этакая Полинька Сакс на минималках из одноимённого произведения.
Леди Фоско так и осталась для меня загадкой. Точнее, загадкой осталось её превращение из имеющей на всё собственное мнение особы в тень своего влиятельного супруга. Да ещё и в такую злобную тень.
Анна Катерик - в данном случае всё вполне логично и понятно: поведение героини, страхи и идеи, гнездящиеся в её голове, полностью соответствуют психическому состоянию женщины.
Уолтер Хартрайт - рыцарь печального образа, покорно отправившийся в далёкие земли на подвиги, вместо того, чтобы бороться за своё счастье в родной Англии. Ну или хотя бы за счастье любимой женщины, раз уж на то пошло. Но, буду объективной, здесь немаловажную роль играет эпоха, в которой разворачиваются события (о, времена, о нравы, знаете ли), да и когда тебя так настойчиво спроваживают, как-то сразу и не приходит в голову мысль, что ты реально кому-то нужен здесь. Ближе к концу романа  Хартрайт переменил тактику, принял на себя ответственность и пытался предпринимать решительные шаги для достижения их общей с Лорой и Мэриан цели.
Персиваль - ну, тут вообще всю книгу фигурирует жест "рука-лицо". И смех и грех, как говорится. Мне показалось, что этот персонаж до конца не был продуман Коллинзом, его линия в романе изобилует несостыковками.
Граф Фоско - представитель интеллектуальной элиты романа, вершитель судеб, серый кардинал, постоянный участник рубрики "скандалы, интриги, расследования". Если честно, мне кажется он смотрится так выгодно только на фоне остальных действующих лиц. В книге просто нет достойного противника, с которым Фоско мог бы потягаться умом и сообразительностью. Даже отмеченная им самим Мэриан не может состязаться с графом в одиночку. Если бы Коллинз в противовес Фоско ввёл в роман какую-то внушительную фигуру, сияние первого, возможно, сразу бы померкло, ибо и у этого персонажа много своих огрехов.
Вся эта честная компания, вместе взятая, вкупе со второстепенными персонажами, среди которых встречаются те ещё кадры, активно пытается решить свои проблемы, попутно нагромождая новые. Почти все их действия вызывали у меня недоумение, казались глупыми, нелогичными и абсолютно ненужными в данной ситуации. Но, повторюсь, я рассуждаю, как современный читатель. Вообще мне всю книгу, как в своё время при чтении "Грозового перевала", казалось, что в романе очень не хватает персонажа, который разрулил бы всё за доли секунды - Скарлетт О'Хара. И Персиваля, и чету Фоско и прочих злодеев эта дама сделала бы одной левой. С другой стороны, если бы персонажи романа Коллинза всегда поступали "правильно", то повествование быстро бы иссякло и не представляло бы ничего из себя интересного.
В целом, повторюсь, произведение понравилось. Слог приятный, сюжет, так или иначе, цепляет, увлекает, вместе с героями пытаешься распутать клубок тайн. Поэтому рекомендую роман к прочтению!