Больше рецензий

15 мая 2023 г. 09:33

237

5 "Я сам обманываться рад!"

Давным-давно, когда трава была зеленее, но чаще резала, чем щекотала, и когда у меня получалось удивляться чему-нибудь не менее пятнадцати раз в неделю, я посмотрела фильм "Престиж" Кристофера Нолана. И это кино тоже сумело меня удивить. Впрочем, фокусам это со мной вообще легко удается сделать - я никогда не могу угадать, в чем их секрет.
О том, что у фильма есть литературный первоисточник, я узнала совсем недавно, когда искала, чем закрыть двенадцатый пункт челленджа #12_вызовов_2023 - "Книга, которую не читали, хотя вам нравится экранизация".
И вот я наконец получила возможность сравнить "Престижи" обоих Кристоферов - Приста и Нолана.
И знаете... "Престиж" Приста показался мне и мощнее, и хитровывернутее. А еще, что немаловажно - человечнее.
Вроде бы наполнение у историй примерно одинаковое - они рассказывают о конфликте двух фокусников, который заставляет обоих совершать крайне некрасивые поступки, подставляя друг другу такие подножки, которые могут закончиться не просто падением лицом в грязь, а попаданием в такой деревянный ящик, из которого уже никакая престидижитация вылезти не поможет.
Важная для меня разница двух версий в том, что книга позволяет нам покопаться в головах обоих главных героев - как Альфреда Бордена, так и Руперта Энджера. И с равной долей симпатии показывает природный талант первого и великую силу упрямства и трудолюбия второго. Кроме того, у обоих иллюзионистов в книге есть семья и есть жизнь вне затяжной войны друг с другом. Каждый из них в какой-то момент предлагает другому мир. И вполне можно представить ситуацию, в которой эти ребята становятся друзьями и вместе забабахивают какую-нибудь новую наикрутейшую иллюзию...
В фильме же внимание заострено на исключительно на соперничестве, и вне его персонажи как будто вообще не существуют.
Отсечь все лишнее - неплохой рецепт для переноса истории с книжных страниц на экран. Но всегда ли у режиссера правильно получается опередить, что именно - лишнее?..
Кроме того, в финале фильма Нолан позволяет себе вполне очевидно обозначить: на чьей стороне его симпатии. Прист же в этом плане показался мне более... не то беспристрастным, не то справедливым. В общем, склонным поровну делить серьги между сестрами и пушистых песцов между соперниками.
Еще мне почему-то кажется важным сказать, что от книги несильно, и почему-то очень приятно тянет нафталинчиком классической готики с тонущими в тумане старинными особняками, грозовыми судьбоносными ночами, заплесневелыми дневниками, странными звуками, которые вполне могут оказаться постукиванием костей заскучавших от безделья семейных скелетов.
И еще ее хочется сравнить с пустым осиным гнездом - хрупким,сложно устроенным, хранящим воспоминания о множестве ядовитых жал. Но лишь воспоминания, не сам яд.
А я всякие такие штуки большая охотница поразглядывать.