Больше рецензий

10 мая 2023 г. 14:04

42

5 Один день из жизни заключённого ГУЛАГа и впечатления о жизни в деревне после освобождения из лагеря

Один день Ивана Денисовича

Значимая книга для своего времени, смогла издаться в закрытом тоталитарном режиме советов в 62ом только благодаря череде совпадений на волне развенчания культа личности Сталина.

1. Атака Хрущёва на преступное наследные Сталина во время съезда партии в 61м, по окончанию которого, мумию вождя перенесли из мавзолея в могилу.
2. Солженицын на этом фоне решается отправить свою рукописи Щ854 в журнал Новый мир под псевдонимом Рязанский.
3. Рассказ Рязанского (Солженицына) впечатляет главного редактора Нового мира - Твардовского, который следом готовит многоходовку, чтобы заручиться поддержкой главного аппаратчика стран Хрущёва для возможности публикации такого нелицеприятного режиму рассказа.
4. Хрущёву читают Один день Ивана Денисовича и он его одобрят для печати, делая следующую рецензию:

"Да, материал необычный, но, я скажу, и стиль, и язык необычный - не вдруг пошло. Что ж, я считаю, вещь сильная, очень. И она не вызывает, не смотря на такой материал, чувства тяжелого, хотя там много гречи"

Сегодня "Один день Ивана Денисовича" имеет смысл рассматривать на основе контекста того периода и тому к чему привело свободное его распространение в тоталитарном режиме, последствия которого не до конца понимали даже руководители страны.
Никто бы не допустил в то время сильных лагерных откровений (изнасилований, пыток, суицидов, расстрелов и тп явлений сопровождавших дегуманизаирующую систему ГУЛАГ), а вот такое вполне сдержанное повествования одного дня среднестатистического лагерного з/к без мата и непотребщины вполне можно было и выпустить в свет.
Во много благодаря этому рассказу, а возможно и исключительного ему, Солженицын смог написать свою главную книгу Архипелаг ГУЛАГ, основной материал для которой он получил из писем читателей "Ивана Денисовича", тоже прошедших тяготы лагерей.

Для понимания влияния и значимости "Ивана Денисовича" дополнительно приведу цитату из одной из главных книг о ГУЛАГе Энн Эпплбаум

"Иван Денисович" был опубликован в ноябре, а в декабре - через несколько дней после того, как Хрущев встретился с Солженицыным и лично его поздравил. Леонид Ильичев, председатель новосозданной Идеологичекой комиссии при ЦК КПСС, выступая перед четырьмя сотнями писателей и деятелей искусства, заявил: “Но нельзя допустить, чтобы под видом борьбы с культом личности расшатывали и ослабляли социалистическое общество, социалистическую идеологию и социалистическую культуру”. В этих стремительных переменах и шатаниях отражается двойственность преобладавшего в СССР отношения к собственной истории двойственность, которая не преодолена и сегодня. Согласиться с тем, что портрет Ивана Денисовича верен, означало бы для советской элиты признать тот факт, что невинных людей подвергали бессмысленным страданиям. Если лагеря и вправду были нелепой, расточительной и преступной затеей, значит, нелепым, расточительным и преступным был и весь советский режим. Любому гражданину СССР, от партийного руководителя до простого крестьянина, и тогда, и позднее нелегко было сделать вывод, что над его жизнью властвовала ложь.

PS/ Без понимания контекста читать и описывать эту книгу исключительно с литературной точки зрения сегодня совершенно бесполезная и сомнительная затея, на выходе будет смутное представление о том, что хотел донести автор. Вылезут претензии к слогу и "постоянному нытью" главного героя рассказа, странные споры о правдоподобности, которые не несут веса для описания силы этого произведения.

Матренин двор

Короткий рассказ, впечатление о вольной жизни в деревне, куда попадает главный герой после освобождения из лагерного рабства. Поселяется он у одинокой старушки на окраине деревни и постепенно узнает о её судьбе и ее печальном завершении, попутно раскрывая нелицеприятные особенности деревенского мироустройства.