Больше рецензий

6 мая 2023 г. 17:41

1K

5 "Взрослые дети эмоционально незрелых родителей" Линдси К. Гибсон.

Такое название книги неспроста. Взрослые люди когда-то были детьми, которых воспитывали родители. Со своим набором установок, характеров и стереотипов. Детям обычно кажется, что их родители совершенны и всё и всегда делают правильно. Бывает и так, что дети не осознают, что на самом деле их родители поступают с ними жестоко.

Эта книга о тех взрослых, которые приходили на терапию к Линдси со своими историями, затруднениями в отношениях в целом, не только с родителями. В ходе этой работы автор и выделила типы эмоционально незрелых родителей (вообще взрослых) и два типа детей, которые живут с такими родителями.

Эмоционально незрелые люди обладают такими чертами и качествами:

• не умеют проявлять гибкость, их трудно в чем-либо переубедить
• у них низкая стрессоустойчивость
• делают то, что вызывает приятные чувства прямо сейчас (такое поведение присуще маленьким детям, когда они ещё не осознаю́т последствий)
• смотрят на все субъективно, а не объективно
• не уважают различия (а значит и чужое мнение)
• эгоцентричны (делают себе хорошо за счёт других людей, в том числе детей)
• зациклены на себе
• всё воспринимают на свой счёт, но не склонны к самоанализу
• нравится быть в центре внимания
• часто меняются ролями с детьми (и для детей это не самый лучший опыт, потому что они лишаются детства и периода беззаботности)

Эмоционально зрелые люди, соответственно, обладают качествами, противоположными перечисленным.

Эмоционально незрелые взрослые "...хотя не резонируют с эмоциями окружающих, они часто неплохо определяют их намерения и чувства. Однако они не используют своё понимание других людей для поддержания эмоциональной близости. Вместо этого их эмпатия действует на инстинктивном или поверхностно-сентиментальном уровне. У вас может возникнуть ощущение, что вас оценивают, не испытывая при этом к вам сочувствия".

Если сказать проще, эмоционально незрелые взрослые не осознают своих эмоций, не умеют с ними справляться и поэтому не способны взаимодействовать  с эмоциями своих детей и других людей.

Зачастую такие родители не дают детям проявлять свои чувства и эмоции. Вспомните, например, «мальчики не плачут» или «хорошие девочки так себя не ведут». Хотя и мальчик, и девочка в первую очередь – люди, которые имеют право на проявление разных эмоций.

Эмоционально незрелые родители, чаще всего, воспитывались такими же взрослыми. Эти модели передаются из поколения в поколение, пока кто-то из семьи не начинает работать со своими эмоциями, чувствами и природой их возникновения. Тогда эта передача неэффективного взаимодействия с окружающими может прерваться. Хочется верить, что в моём случае так и произойдет.

У незрелых в эмоциональном плане родителей дети вынуждены справляться с отсутствием близких и доверительных отношений разными способами. Например, создавать в своём воображении исцеляющие фантазии о том, "... как их эмоциональные потребности будут удовлетворены в будущем". Увы, это не даёт гарантии того, что фантазии когда-нибудь воплотятся в реальность.

Другой способ – это создание ролевого "я". "Ролевое "я" помогает ребенку получить хоть какое-то внимание от занятого собой родителя". Например, роль клоуна, примирителя семьи или спасателя. В этом случае роль постепенно начинает вытеснять саму личность.

Чтобы справиться с нехваткой эмоциональной близости с родителями, дети пользуются одним из двух способов: "... они либо интернализируют свои проблемы, либо экстернализируют их. Дети, являющиеся интернализаторами, верят, что изменения зависят от них, в то время как экстернализаторы ждут, что кто-то поменяет всё за них". Не бывает людей чисто одного типа, порой они смешиваются в людях. Но один тип, как правило, всё-таки преобладает.

Автор пишет о том, что именно интернализаторы начинают внутреннюю работу над собой и готовы к изменениям в отношениях с собой и другими людьми. Они приходят на терапию, где совместно с терапевтом находят причины проблем и трудностей в своей жизни. Экстернализаторы же гораздо реже готовы к такой внутренней работе.

Для меня лично эта книга оказалась очень полезна. Я нашла в ней ответы на свои внутренние вопросы. В описании интернализаторов (а о них написана отдельная глава и вообще книга в целом для них) я с удивительной точностью узнала себя. Я поняла, почему после общения с людьми быстро устаю и эмоционально истощаюсь. Об этом написано в разделе про связь и отношения, в чём их разница.

**
Перевод Елены Терещенковой. Она же издала эту книгу в России.