Больше рецензий

Dikaya_Murka

Эксперт

Издатель без издательства

6 мая 2023 г. 16:06

336

5

Читая “Билли Саммерса” (любезно предоставленного мне в раздаче LiveLib), я периодически вспоминала отзывы на последний фильм Тарантино “Однажды в Голливуде”. Тогда многие говорили, что маэстро к финалу карьеры стал сентиментальным, именно поэтому сцена с огнеметом была, а вот трагического конца - не было. То же самое я могу сказать и про эту книгу Стивена Кинга, в которой, как мне кажется, как никогда много внимания уделено психологическому портрету и образу персонажа в отличие от саспенса, которым славятся книги Кинга. И это действительно интересно, хоть и необычно.

Билли Саммерс - снайпер, наемный убийца, бывший солдат, прошедший Ирак, добрый сосед, хороший человек, занятый плохим делом, туповатый придурок, любитель Золя и американской классики, талантливый писатель… перечислять можно бесконечно. У него много лиц и ипостасей, но самое главное - вскоре все закончится, и он останется наедине с собой настоящим. По крайней мере, он на это надеется. Саммерс берет свой последний заказ на убийство за очень крупный гонорар и приезжает в сонный городок Ред-Блафф в южном штате. Здесь ему предстоит провести несколько месяцев в образе писателя, сочиняющего свою первую книгу в одном из офисов единственной на весь город стеклянной высотки, примелькаться коллегам на работе и соседям в пригороде. Перестать вызывать подозрения. А потом, в назначенный день, достать из шкафа снайперскую винтовку и проделать аккуратную дырку в черепе заключенного, который будет стоять на ступенях находящегося по соседству здания суда. И сразу после этого исчезнуть по плану заказчика. Или по своему собственному - Билли еще не решил. Всегда ведь лучше иметь запасной план, на случай, если что-то пойдет не так.

Не будет спойлером, если я скажу, что не так пошло все, что только могло пойти - в противном случае у книги не было бы сюжета. Но это, возможно, первый случай, когда сам персонаж книги Стивена Кинга увлек меня гораздо больше сюжетных перипетий. Потому что таких реалистичных героев он еще не создавал. Более того, читателю я бы посоветовала приготовиться с самого начала погрузиться в сперва непонятную и немного муторную рутину с множеством мелкий деталей: все эти телефоны с одноразовыми симками, удобрения газона возле дома и игры с соседскими детьми. Какие-то из них будут иметь принципиальное значение для сюжета, какие-то нет, но лучше проявить терпение и не упустить не одной, потому что так автор создает Билли Саммерса. Живого человека и, как все живые люди, ни хорошего, ни плохого. В его жизни есть место убийствам и бережно хранимому в нагрудном кармане рисунку соседской девочки. Ненависти и любви. Несовместимым на первый взгляд элементам, которые и делают его живым. И вот постепенно рутина перестает быть муторной, книга набирает обороты, а в конце… Потрясение, которого мы обычно ждем от Кинга, обязательно будет. Тут он остается верен самому себе. Только вот характер потрясения будет иным, более эмоциональным и тонким. Как Билли Саммерс сначала производит впечатление туповатого любителя комиксов, а на деле оказывается готовым автором художественных произведений, так и сам Кинг в каком-то смысле переворачивает привычное амплуа “короля ужасов”, претендуя на куда более глубокую и психологичную прозу.