Больше рецензий

19 февраля 2014 г. 13:35

Лучшее на Лайвлибе

31

«Мартин Иден». Джек Лондон.

Одна подруга посоветовала. Говорит, обязательно прочитай, мне так понравилось и всякое такое. И вообще, не раз слышала положительные отзывы. Ну, думаю, книга стоящая, раз столько людей хвалит. Изучив, сложилось диаметрально противоположное мнение, и потому считаю своим долгом изобличить эту злобную, лживую книжонку.

Если порыскать в интернете, можно накопать уйму статей, в которых всех рецензентов можно разделить на три типа: женщины, мужчины и коммунисты. Коммунисты, разумеется, не бесполые, но их мнения обычно сильно контрастируют с первыми и вторыми. По сути, конечно, они ближе всех к истине, потому что женщины (обычно) видят только любовную линию романа, а мужики (зачастую) только и тычат пальцем с воплями «бабы зло». В сущности, только совковые критики и разглядели за всем любовным антуражем истинную тему романа - классовую борьбу. Но как же они все извратили, уму непостижимо! Но их понять можно, машина пропаганды работала без сбоев и изображала роман отличной иллюстрацией беспощадности буржуазии. Да, сперва можно подумать, будто тема любви здесь главная движущая сила, но постепенно, ближе к концу понимаешь, что вовсе не она проходит здесь рефреном. Сама любовь здесь играет вторичную роль, для все той же цели – обезобразить буржуазную мораль.

Герой Лондона, Мартин Иден действительно в какой-то момент может вызвать симпатию у читателя. Тут тебе весь набор мученика: он и голодный художник, и страстный любовник, пишущий ради своей возлюбленной и благородный человек, с чистым сердцем и вообще, парень хоть куда. Основной приём Лондона в том, чтобы показать, как на фоне этого бедного кошельком, но душевно богатого парня, будут смотреться все остальные, кто преуспел в жизни. Как только Лондон вытаскивает своего героя из интеллектуальной выгребной ямы, учит его читать и писать, начинается ожесточенное сравнение. На поверку, оказывается, что Мартин намного, намного вознесся над теми, кто получил образование за счет своего статуса (читай – класса). Легко понять, что Лондон просто искусственно подгоняет к своему главному герою таких не обременённых интеллектом людей, дабы показать их в тусклом свете. В этом цирке шапито Мартин находится в центре и окружен однотипными персонажами. Все они (в представлении Лондона) вороватые, злые, жадные и бесчувственные. В таком безрадостном кругу и Чикотило покажется милейшим человеком, как пить дать.

Искусственность буржуазии в изображении Лондона можно почувствовать с первых страниц, когда начинается повествование от Руфи, возлюбленной Мартина. Она, как нам показывает Лондон, хоть и любит искренне, но находится в оковах конформизма. Из неё потихоньку начинает просачиваться её жеманный яд буржуазного сословия, который и не дает ей окончательно быть вместе с Мартином. Ближе к концу невнимательный читатель, конечно, и вправду, закричит на эту даму: «Гори в аду, продажная сука!» и всякое такое, а внимательный заметит, что Мартин и сам на протяжении всего романа лукавит. Примечателен эпизод, когда он встречает Руфь, сопровождаемый босяками, и ни капли не стесняется своего бедного окружения, дескать не бедность не порок, а Руфь ставит из-за этого в неловкое положение. Однако на ужин к Руфи в старом костюме он ехать отказывается. Получается, стесняется все же. То же и с другими мотивами Мартина. Он отчаянно, не щадя себя, пишет беллетристику, чтобы подзаработать ещё монетку-другую, но все тщетно, рукописи не берут коварные издатели (читай – барыги). Лондон изо всех сил пытается показать своего героя жертвой обстоятельств, что это злобное капиталистическое общество загоняет Мартина в долговую яму. Однако можно заметить, до чего Мартин жаден и ленив. Писательство изначально для него некая синекура, а не то, что так усердно нам показывает Лондон размышлениями о душевной красоте. Надо вспомнить момент, когда Мартин штампует свои дешевые наброски и мысленно уже подсчитывает прибыль. Хотел бы я сказать Лондону, что настоящий писатель думает о гонорарах в последнюю очередь. Ну, или в первую, но такому автору это прощается, если он этого и не скрывает. А Мартин лицемерит буквально на каждом шагу. Единственная правда в этом романе в том, что Мартин искренне любит Руфь. Но боже ж ты мой - насколько высокомерно, подло и просто невоспитанно он ведет себя с её знакомыми и близкими родственниками! При этом, Лондон, как бы невзначай подчеркивает, что такое пренебрежение тестя и тёщи к Мартину вызвано именно тем, что тот стоит в самом низу буржуазной иерархии. Лондон настолько близорук, что не понимает, что такое отношение к Мартину вызвано вовсе не капиталистическим декадансом, а вполне заслуженной реакцией на грубость и заносчивость. Лондону не мешало бы наградить своего героя хоть толикой учтивости и уважения. Любой вменяемый человек на месте тестя Мартина выпнул вон такого зятя, вне зависимости от того, сколько у того в кармане. В понимании Лондона капиталисты уважают только капитал, и все что с ним связано, все человеческое им чуждо. В общем, поведение Мартина Идена очень похоже на типичных коммунистов.

Ошибочно также полагать, будто эта книга о становлении героя, об упорстве, победе над сами собой и всяком таком. То, что Лондона не волнует эта тема становится ясно, когда Мартин ни с того ни с сего начинает богатеть. То есть, Лондон не объясняет в чем ключ успеха героя, он просто говорит, что, дескать, какой-то винтик в капиталистической машине сломался, и его по ошибке приняли в круг избранных. Разумеется, Мартин разочаровывается в собственном успехе, видя в деньгах и славе лишь грязь. Зажиточная жизнь – зло, деньги – зло, как бы говорит нам Лондон.

К концу романа автор вчистую скатывается в беспросветный морализм, что и рождает этот чудовищно манерный стиль. Вконец обнаглев, Лондон даже называет своего героя воплощением ницшеанского Заратустры, показывая всем свое близорукое понимание немецкого философа. Ницше повезло, что он не успел застать это социалистическое идолище Лондона.
Искусство имеет дело только с правдой. Данная книга далека и от первого и от второго. Лондон не смог заглянуть в себя глубоко, взяв только то, что лежит на поверхности: ложь, зависть и грязное довольство собой. Книга насквозь пропитана злобной мстительностью.

В заключение, скажу, что мне прискорбно смотреть на то, как эту злобную, лицемерную книгу захваливают, и насаждают. Я надеюсь, что подобная очень хитрая пропаганда не сильно заразит мозг тем, кто только собирается её прочесть.