Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

27 апреля 2023 г. 23:00

8K

3.5 Спойлер История паучихи

Интересуясь литературой о сильных, активных женщинах дореволюционной России, я не могла пройти мимо «Воительницы» Лескова. Но, изучая описание повести, представляла я несколько иное, ведь под сводницей понимала находчивую женщину, что устраивает тайные свидания влюбленным, именно такой образ и ожидала увидеть на страницах. Здесь же автор показывает совсем другую натуру, причем, хоть Лесков и пытался всячески подчеркивать ее неоднозначность, для меня лично Домна Платоновна оказалась героиней достоевского «подполья», этаким отрицательным персонажем в стиле мужа Кроткой.

Читать первую часть рассказа было весьма трудно, ведь не тот я читатель, что любит «бесячих» персонажей, а героиня-сплетница, бесцеремонно врывающаяся к незнакомым людям, с ходу обращающаяся к ним на «ты», вываливающая на них свои «житейские» истории, не вызывала моей симпатии.

цитаты

Кажется, знакомству бы с этого завязаться весьма трудно, а оно, однако, завязалось.

Сижу я раз после этого случая дома, а кто-то стук-стук-стук в двери.

— Войдите, — отвечаю, не оборачиваясь.

Слышу, что-то широкое вползло и ворочается. Оглянулся — Домна Платоновна.

— Где ж, — говорит, — милостивый государь, у тебя здесь образ висит?

— Вон, — говорю, — в угле, над шторой.

свернуть

Так же не был приятен и ее собеседник, который словно рад был слушать все эти гадости о людях, перемывание косточек и полоскание их грязного белья (вначале я слушала аудиоспектакль и интонации актеров добавили «красок»).

Но история Леканиды меня совсем расстроила, весьма неприятно читать о том, как сталкивают оступившегося и нуждающегося в помощи человека «с обрыва», при этом не только не испытывая чувства сожаления, а, наоборот, злорадствуя, что вот теперь эта шельма-аристократочка получит свое. Да, ситуация весьма неоднозначная, сама Леканида заварила кашу и вовсе не обязана Домна была ее спасать, но то, как сводница поступила, ее «финансовый интерес» – вызывало у меня сильное отвращение. Меня не покидало ощущение, что Домне Платоновне доставляло удовольствие та унизительная ситуация, в которой оказалась ранее задиравшая нос состоятельная дама, перед которой приходилось склонять голову, я тут вижу некое «классовое противоречие», зависть мещанки к более обеспеченной интеллигентной женщине.

цитата
Она, – говорит, – Домна Платоновна, кажется, просто торговать мною хотела».
Рассуждаю этак с ней и ни-и-и думаю того, что она сама, шельма эта Леканида Петровна, как мне за все отблагодарит.
.

Воровка ты, – говорю, – а не дама», – кричу на нее; а она стоит в уголке, как я ее оттрепала, и вся, как кленов лист, трясется, но и тут, заметь, свою анбицию дворянскую почувствовала.
«Что ж, – говорит, – такое я у вас украла?»
.

На другой день вечером ворочаюсь опять домой, застаю ее, что она опять сидит себе рубашку шьет, а на стенке, так насупротив ее, на гвоздике висит этакой бурнус, черный атласный, хороший бурнус, на гроденаплевой подкладке и на пуху. Закипело у меня, знаешь, что все это через меня, через мое радетельство получила, да еще без меня же, словно будто потоймя от меня справляет.

Это вместо прощанья-то! нравится это тебе? «Ну, – подумала я ей вслед, – глупа-неглупа, а, видно, умней тебя, потому, что я захотела, то с тобой, с умницей, с воспитанной, и сделала».

свернуть

Что же касается второй части, из которой мы должны больше узнать о вдове, то тут вышло совсем малоинтересное чтиво. Я ожидала, что в продолжении мы узнаем некие обстоятельства, которые перевернут отношение к кружевнице, и хотя Лесков действительно приоткрывает завесу прошлого своего персонажа, все же никакого «переворота» я не испытала. Удивительно, настолько проникновенной и подробной была история Леканиды и как сжато, почти безэмоционально сообщается о проблемах в прошлом Домны Платоновны, о тех разочарованиях и потрясениях, которые по идее и превратили некогда возможно добрую и наивную девушку в циничную сводню. То ли читатель должен был сам додумать за автора все эмоциональное подробности, то ли Лескову просто надоело сочинять эту повесть и он, словно пунктиром обозначив события и присовокупив какой-то маловразумительный финал, быстренько закончил это произведение. Любопытно, для чего нужно было делать конец истории именно таким, неужели чтобы показать, что «зло» всегда будет наказано, «не рой другому яму» и "хорошо смеется тот, кто смеется последним"?

Еще в завершении хотелось бы отметить, что в данном произведении язык Лескова не вызвал восхищение, на мой взгляд, автор перемудрил, сделал некую неживую конструкцию, слишком много тут литературщины, а не живой речи. Возможно, для литературоведов, лингвистов и других подобных специалистов такой яркий сказ является вершиной творчества, но мне странно было читать столь необычную речь, вызывает большое сомнение, что действительно люди в прошлом могли так разговаривать.

Так что, подводя итог, не вышло у нас с данной книгой взаимопонимания, хотя, конечно, та суровая правда жизни, которая должна отрезвить любителей «хруста французской булки» предреволюционного прошлого, не может не восхищать. Вот уж «благородные» времена и «добродетели» религиозного сознания, когда, называя себя христианкой, Домна совершала столь безжалостные поступки.

цитаты

«Ах, – отвечает она мне, – я, – говорит, – Домна Платоновна, уж и сама думаю, что я, кажется, помешанная. На что я только иду! на что я это иду!» – заговорила она вдруг, и в грудь себя таково изо всей силы ударяет

«Как, – говорит, – такой мне путь назначен? Я была честная девушка! я была честная жена! Господи! господи! да где же ты? Где же, где бог?»
«Бога, – говорю, – читается, друг мой, никто же виде и нигде же».
«А где же есть сожалительные, добрые христиане? Где они? где?»
«Да здесь, – говорю, – и христиане».
«Где?»
«Да как где? Вся Россия – все христиане, и мы с тобой христианки».
«Да, да, – говорит, – и мы христианки…» – и сама, вижу, эти слова выговаривает и в лице страшная становится. Словно она с кем с невидимым говорит.

свернуть

картинка Tin-tinka

Комментарии


Галя Воительница и произведение победительница.


:))) Саша, а ты сам не хочешь русскую классику почитать? Было бы любопытно твой отзыв увидеть)


Иногда читаю. И да хотелось бы прочесть. Но, пока тут долги закрываю. Но если есть интересные варианты, то я всегда открыт для предложений.


Я ее, кажется слушать пыталась... но на первых нотах не пошло... зацепиться не получилось... так бывает и с хорошими книгами))
С глазами, может и лучше бы было... с данной, не знаю


Я слушала спектакль с Светланой Крючковой, ты тоже его начинала? Потом прочла глазами тест, сверяя, не упустили ли актеры какие-то моменты)


Не помню, врать не буду)
просто галочка есть - что бросила слушать, и фсе)


для меня лично Домна Платоновна оказалась героиней достоевского «подполья», этаким отрицательным персонажем в стиле мужа Кроткой.

И название рецензии сразу напомнило твою же рецензию на Кроткую, в заглавии которой запомнился мне паук. Сладкая парочка пауков! )

сталкивают оступившегося и нуждающегося в помощи человека «с обрыва»

Кстати, и Кроткая ведь фактически прыгнула с обрыва, можно сказать… Ну, а муженёк, доведший жену до суицида, обвинял во всём, разумеется, именно её. А сам он, конечно, весь в белом.

Меня не покидало ощущение, что Домне Платоновне доставляло удовольствие та унизительная ситуация, в которой оказалась ранее задиравшая нос состоятельная дама, перед которой приходилось склонять голову, я тут вижу некое «классовое противоречие», зависть мещанки к более обеспеченной интеллигентной женщине.

Я эту книгу не читала, но если героиня, как и муж Кроткой, является скрытым нарциссом, то первично здесь расстройство личности, на мой взгляд. А классовое противоречие – просто частный случай в конкретной ситуации. Ведь страдания других (независимо от классовой принадлежности) – отличная подпитка для завистливых и мстительных нарциссов-вампиров.

называя себя христианкой, Домна совершала столь безжалостные поступки.

Вспомнился ещё один безжалостный и лицемерный скрытый нарцисс - Иудушка Головлёв, который вёл себя аналогичным образом.

Спасибо, Галя! ) Зацепила меня твоя рецензия о пауках, плетущих свою адскую паутину. Ведь "пауковедение" – особенно важный предмет в период всплеска патологического нарциссизма, который наблюдается в наше время.


Людмила, было бы очень интересно прочесть твое мнение о повести. Домна интересный персонаж, не такая однозначно "плохая" как муж Кроткой, но бесчувственная к страданиям того, о ком одновременно вроде бы проявляет заботу


Так и муж Кроткой вроде бы тоже проявлял заботу. Во всяком случае, у некоторых читателей создаётся такое впечатление. Только какая-то фальшивая эта забота, сложно ему поверить. А отсутствие эмпатии – один из главных диагностических критериев нарциссизма.
Я уже взяла на заметку эту повесть. )


читать столь необычную речь, вызывает большое сомнение, что действительно люди в прошлом могли так разговаривать.


Вот у меня тоже такое впечатление иногда складывается, когда всякие выпивохи у Достоевского говорят так, как у нас с высшим образованием люди не могут, со сравнениями и эпитетами - заслушаешься. Даже у Шолохова в "Поднятой целине" меня терзала та же мысль. А потом и в "Народе на войне" медсестры Федорченко.


Возможно авторы прошлого ориентировались на образованную публику, чтобы им приятно было читать. В данном случае, мне показалось, что речь главной героини это искусство, т.е. автор специально создал такой язык, как некое достижение таланта своего

К тому же и обращение у Домны Платоновны было тонкое. Ни за что, бывало, она в гостиной не скажет, как другие, что «была, дескать, я во всенародной бане», а выразится, что «имела я, сударь, счастие вчера быть в бестелесном маскараде»; о беременной женщине ни за что не брякнет, как другие, что она, дескать, беременна, а скажет: «она в своем марьяжном интересе», и тому подобное.

.


И сама-то, знаешь, бегу-натыкаюсь и людей-то за руки ловлю, тащу: помогите, мол, защитите: саквояж мой сейчас унес какой-то варвар! Бегу, бегу, ажно ноженьки мои стали, а его, злодея, и след простыл. Ну, и то сказать, где ж мне, дыне этакой, его, пса подчегарого, догнать! Обернусь так-то на народ, крикну: «Варвары! что ж вы глазеете! креста на вас нет, что ли?» Ну, бегла, бегла да и стала. Стала и реву. Так ревма и реву, как дура.

Вау.... "в марьяжном интересе" особенно понравилось, надо будет запомнить:)


Вот так мерзкий персонаж, ярко и убедительно показанный, может повлиять на оценку  литературного произведения:)


Это точно, я вообще плохо разделяю "негатив" от персонажей и оценки произведениям, поэтому не могу подружиться с Набоковым, Достоевским (хотя Кроткая мне понравилась)

Но мне показалось по отзывам, что многим Домна Платоновна стала симпатична после второй части повести, вам тоже стало ее жаль?


Нет, нисколько.