Больше рецензий

RoxyFoxy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 апреля 2023 г. 04:22

247

5

Присказка о книге.
С хорошими книгами, ставшими любимыми, очень сложно прощаться. А если это целые серии, да еще и с тяжелыми, но важными темами, и прекрасным миром, персонажами, описаниями, сюжетом, то это прощание становится невыносимым. Я совсем не планировала возвращаться ко всей трилогии Безумного Адама. Думала, что можно будет проскочить, как в прошлый раз - одна книга в год. Но в этот раз такого не произошло и поэтому пришлось возвращаться к ней с самого начала. А это 3 книги по 500 страниц каждая! Жалею ли о таком перечитывании? Совсем нет. Более того, поняла, что хочу еще как минимум разок вернуться в этот ужасный, но очаровательный, и даже немножко терапевтический мир. Будет особо интересно посмотреть, как очередной конец света (или реакция мира на него), повлияет на мое восприятие.

А теперь к самой книге.
Структура повторяется, как и в первой и во второй: есть две линии повествования, и один аддон. Первая линия - как все выжившие соединились, теперь выживают с друг другом, особенно под натиском / нависшей опасностью оставшихся в живых совсем уже не-людей Painballers (остойников). Вторая линия идет не как флешбек, а больше как рассказ в настоящем от имени Зеба, одного из довольно-таки интересных персонажей, который совсем уж выделялся на фоне других Садовников, как черная овца. И если казалось бы уже некуда углубить историю, и то, что, как говорится, все понтяно - оказывается совсем нет. Углублять есть куда, но картинка в конце концов оказывается органичной и законченной. Аддоны - это вплетенные голоса других. К примеру, обращение к детям Оникс и Коростеля с историей и как будто бы оральная история. Или же дневниковые записи Blackbeard, появляющиеся в конце. Очень уникальное и сильное стилистическое решение, которое погружает еще сильнее и достойно своего собственного анализа, на который я сейчас не особо готова.
Были ли проблемы с чтением? О, да, но совсем маленькие. Если честно, в начале история Зеба немножко бесила, потому что было непонятно к чему актор клонит и нафига тут медведь… Но потом она вернулась в самое начало и этот рванный кусок жизни приобрел контекст.



***

Мои мысли и ощущения после прочтения / могут быть спойлеры.
1. О перепрочтении. Все-таки одного раза для такой эпичности недостаточно. Было более менее нормально отрефлексировать на первую и вторую книгу, потому что канва была знакома, так же как и сюжет и персонажи, поэтому внимание могло уйти в анализ. С этой же книгой мое внимание было именно на сюжете и развитии событий / персонажей, поэтому прочтение было больше наслаждение и мета на абсолютной минималке. Поэтому очень и очень хочу вернуться к этой трилогии как-нибудь позднее, чтобы картинка “выстроилась” плавно, но это около 30 часов на чтение. Однако, совершенно достойная книга и заслуживает рефлексии, тем более в наши времена.
2. [СПОЙЛЕР] О мифе одинокого гения - шахматного мастера.

спойлер

Читая первую книгу, мне казалось, что Гленн сам все срежисировал и привел в исполнение свой дьяволский план по осуществлению, в том числе и вирусность и эпидемию. И если во второй части более менее еще веришь в этот миф, то в третьей части он разбивается вдребезги.

Что это за миф? Есть один такой человек, гений неземной, который играет в особые шахматы, и делает невероятные штуки уже до завтрака, пока вы, простые смертные, фигней всякой страдаете. И именно ОН, пророк, супер-рабочий, серое вещество высшего качества, изменит абсолютно все - спасет или разрушит наш мир, как сам Бог.

Как этот миф разбивается? Да просто. Показывается история.
Во-первых, дети Орикса и Коростеля. Был ли это полностью проект Коростеля и его детище? Ну… да, разумеется, о бешенных деньгах, которые инвесторы его закидали, еще как-то можно от этого отвертется (“деньги есть у всех, а вот возможности!” хотя “деньги есть у всех” - тоже довольно-таки спорно, и тоже миф, но об этом в другой раз). Но в третьей книге мы узнаем все больше. Если раньше думалось, что вот он - создатель, то тут видишь команду людей, которых просто так взяли, предали, закиднаппили, а еще и заслуги апроприировали себе. Разумеется, Коростель был умным, но он не был Создателем, а всего лишь частью команды И менеджером, чего достиг не благодаря своим талантом, а благодаря привелегиям, пиару в нужных кругах и моральной беспинципности.
Во-вторых, конец света. С самого начала была такая догадка: Коростель не только создал новую расу людей сам, но и покончил с миром. То есть был не только гениальным био-инженером, но еще и вирусным специалистом. Сам этот жуткий вирус вырастил и свое изобретение выпустил в мир! Чем не Бог? А оказалось на самом деле, что все, что он сделал - был в том месте, в то время. Вирус создал кто-то другой и кто-то очень серьезный (и скорее всего целая команда), его же задача была - протестировать, сделать больше вируса, “продать” людям в удобоперевариемой упаковке. И ничто из этого, абсолютно ничто не было инновацией Гленна. Все эти практики давно были в корпоративной среде. Даже сама философия “радикального очищения” и биотерора - тоже не его идея, а он скорее всего был последователем, который решил сделать радикальнее всего (отделением Зеба от Садовников из-за несогласия с политикой “мирной перемены” Адама).
И, наконец, в-третьих, “ну он же был гением с пеленок! и нет никого круче его”. Ага. Зеб как наставник полностью разбил это. А если учитывать, что он еще стал любимцем Пилар… В общем, не все так однозначно в этой “врожденной гениальности”. Но уж точно он был не один и не настолько крут. Все это, как говорится, smoke and mirrors, туман и зеркала, которые рассеиваются, стоит только включить нормальное освещение и проанализировать всю информацию.

Об актуальности.
Это такой культурный нарратив, который летает буквально везде в обществе. Может сравнится по своей инвазивности, популярности и опасности разве, что только с “американской мечтой”. Конечно, не хотелось показывать бы пальцем, но это просто идеальный пример современного Коростеля и его разоблачения. Илон Маск. Человек-легенда. Ага. Все было круто, пока вся эта мифология не начала рушиться, кирпичик за кирпичиком… А чего стоит только отсылка в книге к 4D - шахматам и видению на каком-то другом уровне, недоступном простым смертным. Знаю, что мой опус и анализ в этой рецензии останется незамеченным, поэтому не буду тратить особо времени, чтобы объяснять, но если вдруг кто-то дожил до этого места и интересуется, что не так с Илоном и как он похож на Гленна, милости прошу - разложу по полочкам)

свернуть

3. [СПОЙЛЕР] О надежде.

спойлер

Меня рецензии немного заспойлери. Я увидела, что кто-то сказал в таком упадническом тоне, что мол дети Орикса и Коростеля теперь получили религиозное мышление и это по факту значит, что наверняка скатятся в ту же пропасть, что и обычные люди. Те же самые мысли были и у Тоби, главной героини, что раз появилась граматика и религия - все, невинность потерялась и будет вам апокалипсис.

Но мне так совсем не казалось. Наоборот, это - прогресс, в том числе и для их человечности. Вот как не хотел Гленн убить в них все “плохое”, что на самом деле является в то же время и истоком всего “хорошего” и человечного в нас, не получилась эта задача у него. Человеческая природа возобладала и “вынурнула” из под гнета лабороторной пробирки. Не удалось ему убить песни, не удалось ему убить стремление к чему-то, не удалось убить любознательность. Эволюция для них, может быть, будет дольше, чем для нас, но все-таки человечность, со всеми недостатками, выжила в этих новых людях. Так же как и пара хомо-сапиенсов, которые не прочь совсем поделиться цивилизацией, ее лучшими плодами, но не “околачивая” их в кокон полного незнания зла и боли.

Поэтому, когда я увидела, что у них зарождается религия, то для меня это был лишь один из этапов взросления ребенка. Легенды, мифы, стремление к знанию, в том числе своей истории и мира вокруг - любознательность, интерес, и даже креативность, все это росло и совсем не обязательно, что именно это - исток всего зла.

А история с Пигунами (Свиньями) - такая прекрасная картина о том, как люди могут работать и жить вместе, в симбиозе с природой и другими, без всякого доминирования и эксплуатации. Еще одна картинка, которая греет душу и дает надежду.

свернуть
***

Вердикт: сложная трилогия, многоуровненвая, много тем, много персонажей, разнообразный стиль. И в то же время шедевр, к которому хочется возвращаться не только для радости встречи с любимой историей / персонажем, но и для еще большего копания. Потому что не важно, как глубоко читаешь и анализируешь, как пытаешься осмыслить в контексте сегодняшнего дня, даже 2 прочтения для этой трилогии мало.

Но я безумно рада, что она попалась мне в руки. Встает на одну полку с другими “кирпичными”, но жизнеполагающими сериями - “Гарри Поттер”, “Элдеринги” и чуть-чуть повыше мира “Разобранных”.
Моя жизнь была бы намного беднее, не встреть я эту серию и пистельницу. После этой трилогии поняла, что нужно перевести наши отношения на другой уровень и добавила ее в любимые писатели (хотя книг прочитано уже 6, но именна эта стала той точкой).

Похожие книги
Маргарет Этвуд - Орикс и Коростель - 1я часть, рецензия
Маргарет Этвуд - Год потопа - 2я часть, рецензия
серия Нил Шустерман - Разобранные (4 книги) - заключительная рецензия

------------
Прочитана благодаря:
- Кот в мешке
- Собери их всех
- Уютная кофейня