Больше рецензий

RoxyFoxy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 апреля 2023 г. 15:06

658

5

Очень необычно писать рецензию на книгу, которую перечитываешь. Особенно, если книга хорошо шла под прошлое настроение, прошлый “конец света”, а перечитываешь ее в новую эпоху, но уже другого конца… Мало того, что впечателение от двух времен перемешиваются в кучу, так и заметки на полях тоже идут в ту же солянку.

Моя история с книгой/трилогией
Я совсем не планировала перечитывать все трилогию. Более того, она стала у меня традициией “одна книга в год”. Началось все с того самого времени, когда была мода на “книги о пандемии во время пандемии”. Пропустить “Орикс и Коростель” было сложно, плюс попалась она мне удачно в котиках. Произвела впечатление, оставила глубокий след, но вместо того, чтобы приступать к новой, я решила подождать. Этот перерыв в 16 месяцев совсем никак не уменьшил градус наслаждения от книги, потому что вторая часть идет как бы параллельно первой и раскрывает знакомый мир с совершенно другой стороны. В 2022 я пропустила годик, но вот, выдался наконец-то шанс вернуться к последней, заключительной части… Открыла книгу, пролистала пару страниц и поняла - вижу фигу, ничего не понятно, поэтому надо возвращаться к истокам. Поэтому совет тем, кто начинает читать - приготовьтесь ко всей трилогии сразу.

Жалею ли я о том, что мне придется перечитывать первые две книги? Все-таки это не только сложное чтение, но и почти уж кирпичи… После прочтения первой книги могу сказать, что абсолютно нет. Да, сама тема тяжелая, и да, смотр на мир тоже уже по-другому. Но при перечитывании начинаешь замечать детали, которые раньше не видел или не обратил внимания. К сожалению, впечатление у меня не настолько глубокие, как были в первый раз - то ли из-за физической/когнитивной усталости, то ли от того, что немножко дистанциируюсь от собственного опыта (обычно, собственный опыт идет в паралель и помогает рефлексии) потому что тема тут триггерная - конец света и в первой части привелигированное положение, но книга от этого ничуть не теряет. Поэтому читать ее стоит. Перечитывать тоже. Но следует подготовиться к сложному чтению и не столько из-за того, что стиль Маргарет Этвуд особый, а больше из-за того, что тяжкая книга в неком душевном смысле, особенно сейчас. Много мыслей, много вкусняшек для размышления, и капельки безысходности и здесь, и там.



***

О чем книга?
Книга о конце света. Мы наблюдаем за Снеговиком, в прошлом Джимми, который остался жить после эпидемии, которая полностью разрушила всю цивилизацию. Он дико одинок, однако у него есть еще странная ответственность - забота о новой расе идеальных людей, но они как инопланетяне… Его “бытовуха”, ощущения, дикость и уже обыденность всего происходящего, медленное скатывание в безумие, и при этом странные новые люди и обещание, которое он не может не исполнить - вот такая постапокалиптическая картина вырисовывается.

Вторая ветка повествования - то воспоминания Джимми, с самого детства. Они показывают нам мир до того, как все покрылось прахом. А сама история Джимми важна, потому что она так же тесно переплетается с концом света, а точнее началом его. Будущее, которое рисует Атвуд, совсем не лицеприятное - мир late stage capitalism (ультракапитализм), где всем правит его величество профит, где Корпорация - это единственный шанс быть “нормальным” человеком в “относительной” безопасности, где экология полностью разрушена, но людей это не особо волнует, ни исчезновение нормальной еды, ни исчезновения целых групп животных, ни климатические беженцы, ни скатывание общества чуть ли не в тоталитаризм… В таком мире, но в защищенной крепости под куполом корпорации растет Джимми. Вполне обычный мальчуган, который любит дурачиться, но особо умом не блещет (особенно тем единственным, что котируются в этом мире - либо бабки греби, либо создавай технологические инновации, все остальные - это треш). В старшей школе он знакомится с гением Гленном, Крэком (Коростель), и его жизнь меняется. Не то, чтобы сильно, потому что в эту пору их дружба была всего лишь типичным bromancе, но то, что окажется он совершенно на другой орбите - это было предопределено еще тогда.

А потом колледж, первая работа, любовницы, бессмысленица жизни… В общем вроде бы история обычного парнишки, который движется к стнадартному “жена и двое детей - кризис среднего возраста - доживание”, но некоторым людям имеет несчастье родиться для того, что умереть (или выжить) в учебниках истории…



***

Мои ощущения / могут быть спойлеры.

1. О мире и Гленне.
Когда читала в первый раз, мое внимание заострилось на поляризации научного знания и всех остальных дисциплин, с самыми низшими - культура и исскусство. Почему так? Потому что научное знание помогает разрабатывать продукты, которые будут отлично продаваться, или оптимизировать уже существующее. Социальный науки еще что-то значат, потому что помогают продавать. А вот искусство - может только понадобится для “голубых воротничков” креативного сектора, как к примеру, реклама или различные танцевальные классы/фитнесс для первого класса людей.

И такая логика была не из-за того, что общество помешено на науке, а потому что деньги-деньги-деньги и ничего кроме денег. Человек исчез. Ценности и мораль исчезли. Все можно просчитать, все можно продать. Планета исчезает. Мир кончается… Но всем все равно.

Особенно бесило / задевало / триггерило это разделение на касты, потому что больная тема и потому что слишком сильно напоминало сегодняшний мир. Do STEM or die/be loser, - лозунг, который слышала с самого начала своего взрослого пути. А все, что не STEM (наука, технологии, инженерия, математика) - это никуда не годный тржш. И все это надо делать, чтобы побольше денег, побольше инвесторов и побольше “спасения мира”. Вообще это начинается со “спасения мира”, а про деньги говорят в неком ключе как “ну вроде бы мы делаем это ни ради денег!”, а с другой стороны нет ничего важнее еще одного сид раунда Z.
И сам персонаж Крейка / Коростеля. Вот найти более удачного примера этакого гения-робота, который хочет на все найти ответы, но если он это не может измерить / постулировать научным языком, то это не существует. Упрощая предельно абсолютно все, но при этом ощущая себя Богом. Закрывая глаза на реальность, которая существует вне этой сферы, и при этом не имея никакого фидбека от общества, потому что обществу нужно только одно и он это хорошо делает.

Он меня бесил в первый раз. Во второй раз мне стало грустно. Давным давно я учила новые слова с помощью метафор / цепких фраз. Помню, у меня были два слова, которые очень понравились и я их соединила в очень важное правило: “Hubris leads to nemesis” (гордыня ведет к катастрофе). И это именно то, что я видела в первый раз. К сожалению, я встречала таких людей, к счастью, надолго они в жизни не задерживались, но эта “гениальность” - не самое лучшее зрелище. Во второй раз я заметила нечто иное, ignorance, невежество, и добавила его в уравнение. Потому что как бы не гениален Гленн не был в хакинге и биологии, он был тупицей во всех других отношениях и более того, гордился тем, что не тратил время на такую ерунду… Разумеется, до добра это не довело, потому что ему захотелось поиграть в бога.

2. Мир и Гленн. Изменение ощущения.
Почему меня это не так сильно задело во второй раз? Потому что несмотря на то, что мир стал хуже во многих аспектах, в других он немножко стал лучше. О STEMе, к примеру, не кричат больше из каждого утюга. Более того, такое ощущение, что “экспертность” и ты “должен это / то” в некоторой степени поубавилась, потому что оказалось, что на свете есть проблемы, которые одной математикой / технологиями не решишь. А после массовых уволнений, ухудшения инвестиционного климата, мира на пороге не просто рецесии, а полного краха, показательных судов / investigations / journalism стало понятно, что время мечты об утопии - в прошлом.
Ультракапитализм тоже как-то уходит в угол… Нет, разумеется, деньги все еще имеют огромное влияние, но разговоры совсем о другом.

Сначала пандемия, потом война, рост фашизма во всех уголках света, изменение климата, которое уже никак нельзя игнорировать, потому что оно буквально вот у тебя на хвосте (больная тема для меня сейчас… нормальная температура для апреля в моем месте - 20-22 градуса днем и идет постепенно на снижение, в реальности же мы мучаемся с 30, которая ощущается как все 40 из-за влажности, и этому нет конца…) О каких новых айфончиках, машинках и шмоточках можно говорить, когда охарактеризовтаь окружающую реальность как-нибудь, кроме как пи**ец нельзя? К счастью, я не одна в таком настрое и это меняет общество… хочется верить, что к лучшему. Но все-таки радио-тишина в шоке намного лучше всяких псевдопророков и полного пофигизма, который был в этой книге.

3. О Джимми.
Когда читала в первый раз, Джимми почему-то бесил. Во второй раз мне стало его жалко. Бесил он скорее из-за своей пассивности, некоего свинства, манипуляторства и излишней инфантильности по отношению к женщинам, некой подлости тоже… Его поступки иногда просто ужасны. Но в первый раз я видела героя своей истории, и сама история развертывалась перед глазами в первый раз.

Во второй раз во мне проснулось сочувствие. Джимми - не плохой, не хороший, а совершенно обычный человек, который старается адаптироваться к жуткому миру. Он не “тряпка”. Да, он плывет по течению и у него есть привелегии, иногда поступает хреново, но это простые человеческие реакции. Мне было очень сложно наблюдать за его отношениями с родителями, когда о любви и теплоте не могло быть и речи. Как он нашел эту роль “клоуна”, чтобы получить хоть крошки этой человечности от других. Как он с самого начала не был приспособлен к этому миру только потому, что ему не нравились математика/физика/химия, а интересовало нечто другое, но этот мир жесток. Читая во второй раз, мне показалось, что жизнь Джимми была сплошная полоса депрессии, как будто бы он был под водой все это время, а вынурнуть было невозможно. Не в этом обществе.

Я думаю это сочувствие связано с жизненным опытом. Очень легко надеть белое пальто и судить всех и вся, особенно когда живешь в нормальном мире, где есть и спокойствие, и безопасность, и возможность получить психологическую помощь, и найти различные вещи / пути / места пребывания / карьеры, если твоя не нравится, когда есть право на ошибку, а ценность жизни еще не равна нулю или даже в минусовом балансе. И когда я читала в первый раз, несмотря на пандемию, мир был относительно нормален. И белое пальто было идеальной формы и покроя… Когда ты живешь в нормальном мире, легко управлять своей жизнью, эмоциями, ситуацией… И очень сложно понять того, кто оказался в одной огромной ловушке, из которого нет выхода, потому что неважно куда бежишь - везде будет пи***ц. И это отсутсвие “силы”/“власти” изменить что-то хотя бы в своей жизни или внутри себя, невероятно бесит белое пальто, потому что дико страшно оказаться там же, в такой же ситуации беспомощности и перед зияющей пропастью безнадеги - впереди, позади, под тобой, над тобой…

Самый подлый его поступок, к примеру, легко было судить тогда, но не сейчас. Более того, последний акт, который он сделал, показывает, что наверняка он всегда реально старался как-то сделать получше, но просто не получалось. Проще было убить себя в его ситуации, но он решил сдержать слово и “сюсюкаться” с детским садом, как бы сложно это не было. А это была совсем не его ответственность, никто бы ничего не сказал, но все же он решил остаться и сдержать слово. Даже если все это вело к худшей участи, чем смерть, - медленному, но уверенному скатыванию в безумие.

3. О детях Орикс.

спойлер

По сути ничего не могу о них сказать, кроме как - эта новая раса людей прекрасная иллюстрация тупизма и ограничености Гленна. И то, что, так называемые “технократы” думают, что все знают, потому что могут решать сложные уравнения, но человеческая сущность - это, блин, не математика. Ее так просто не решить. Но он решил попонтоваться и в итоге создал не идеальных людей, а просто детский сад. Бедных людей, которые совершенно не адаптированы ни к какому виду существования, кроме как “моделей для презентации” в уютных и стерильных лабороторных условиях.

Гленн был продуктом своего времени, но пытался доказать, что он мыслитель, гений, спаситель… А оказалось в конце, что он всего лишь продукт своего времени. Ведь его magnus opum, Дети Орикса и Коростеля, - всего лишь человек на продажу, но никак не адаптативное новое существо, которое сможет построить лучший мир, чем раньше. Более того, сам факт их существования и какие функции были отрублены / сделаны из-за невежества создателя - верх цинизма. Как и весь этот прошлый мир.

Но негативных эмоций или отвращение к этим людям совсем не испытываю. Мне их жалко. Они напоминают людей. Очень надеюсь, что будет некоторое разрешение их инфантильности, будет эволюция, но их дизайн - это проклятие, а не “благославление”, как наверняка думал их создатель.

свернуть
***

Вердикт: читать и перечитывать. Каждый раз будет по-другому, особенно если концов света будет много и будешь вместе с ними расти / понимать что-то новое. Но триггернуть тоже может.

--------
Прочитана в Уютной Кофейне и Собери их всех