Больше рецензий

Gosteva_EA

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 февраля 2014 г. 23:02

553

4

Нарисованных людей не жалко, но есть один закон: виртуальные собаки страдать не должны.

Ключевые понятия книги: манипуляции, разобщенность, виртуальность/реальность.

Вся книга построена на манипуляциях. Почти каждый герой выступает и в качестве манипулятора, и в качестве манипулируемого - с разной степенью осознанности происходящего. В отличие от Vita Nostra, манипулируют героями не только с помощью страха, но обращаясь ко многим другим базовым реакциям/потребностям/стремлениям человека: к тяге быть непобедимым "альфа самцом", к желанию быть любимым, к потребности в безопасности и уважении, к стремлению отличать правду ото лжи, к обычному интересу и любопытству. Кстати, манипулировать можно и с помощью правды, в чём и убеждается ГГ.

Если ты считаешь, что не поддаешься манипуляции, что в любой момент жизни мыслишь критически, что ты умнее многих - ты на крючке. Тобой манипулируют.

Настанет время, и программы, корректирующие сознание, станут частью общественной жизни. Тогда защититься от рекламы или пропаганды сможет только слепой, глухой и парализованный человек, полностью отрезанный от источников информации.


Разобщенность всех и каждого в книге - вот главная болевая точка, центр, ось, краеугольный камень, проблема, посыл повествования. Разобщенность - это когда маме интереснее вести блог, бросать клич среди френдов, поднимать тему в топ Яндекса, чем общаться со своей семьёй; это когда мама не обращает внимания на то, что муж всё чаще задерживается на работе, не видит, что у сына какие-то проблемы, а всё потому, что умерла какая-то френдесса с симпатичной авой, френдесса, которую она знает лишь по паре острых комментов. Разобщенность - это когда отец сначала "задерживается" на работе, а потом весь вечер проводит перед теликом, ненавидя хохлов, жидов, олигархов, правительство и проч. Разобщенность - это когда сын зарабатывает деньги в сети, там же их тратит, там же плетёт интриги, отчаянно прогуливает школу и не может надолго отойти от компьютера, чтоб не оставить в темноте и одиночестве виртуальных щенков. Какая знакомая ситуация...

Нам так скучна и несносна жизнь, что хочется куда-то из неё убежать...


Оппозиция виртуальности и реальности напрямую связана с проблемой разобщенности людей. Виртуальная жизнь в силу множества причин, которым можно посвятить не один трактат, подменяет т.н. реальную жизнь, приводя к добровольной изоляции людей, живущих рядом. В книге много рассуждений насчет того, что именно можно считать настоящим, каковы критерии "настоящести". Вот если мы читаем новости, и они вызывают в нас живой отклик - это ведь настоящая эмоция? Если мы любим человека на расстоянии - это настоящая любовь? А если представить, что то, что находится по противоположную от нас сторону экрана, вызывает у нас более яркие эмоции, то как не подсесть на этот эмоциональный допинг? Да и что такое реальность?..

Мы все хотим получить приз, но играем, потому что нам нравится играть.

- Как ты думаешь, - сказал Максим, глядя на экран своего ноута, - все эти люди, что платят реальные деньги за виртуальных собак, - они сумасшедшие?
- Почему?
- На эти же деньги они могли бы купить что-то настоящее.
- Например, что? Любовь? Дружбу? Может быть, радость жизни?

Дальше...


Дяченко удачно сочетают три основных составляющих книги для подростков (а я всё же думаю, что основная целевая аудитория цикла о метаморфозах - это подростки): сюжет, эмоции, мораль. Сюжет - выше всяких похвал: близкий нам, понятный, живой мир, да чего уж... наш мир; очень динамичное повествование, практически отсутствуют "провисания" в сюжете; постоянно всплывают и раскрываются какие-нибудь тайноинтриги. Иными словами, чтение выходит интересное, захватывающее, из разряда "еще пару сотен страниц - и спать - ой! книга-то и закончилась!" Меня потрясает, как Дяченко смешивают привычную реальность с совершенно непостижимыми фантастическими элементами. Масштаб их фантазии такой, что у меня постоянно, на протяжении всей книги (и уже не первой) складывалось впечатление, что я пытаюсь осознать, хуже того - представить (!), что вселенная бесконечна. Иными словами, ресурсов моего воображение явно мало для охвата созданного авторами мироустройства. Авторам явно удалось то, на что в своё время замахнулся Лукьяненко (чья дип-программа, кстати, упоминается в "Цифровом"), но либо не дотянул, либо его Диптаун морально устарел в современном техническом контексте.

Что касается нагнетания эмоций, то в этом Дяченко мастера: на каждой десятой странице у читателя сжимается сердце, на каждой пятой - тянет посокрушаться, на каждой первой - есть повод для искреннего сочувствия почти каждому персонажу, потому что персонажи получаются живые, не супергеройские, им легко сопереживать, с ними легко ассоциировать самих себя. Что меня удивляет в Дяченко, так это способность не смотреть на чувства и проблемы подростков свысока, как будто они сами еще очень и очень хорошо помнят, что это такое - быть пятнадцатилетними. Они подмечают мелкие болезненные или трогательные моменты в жизни людей и умеют эти моменты кратко, без лишних соплей вплести в ткань повествования.

Морали в книге много. Всяческой: что правильно, а что нет; что может являться нравственным мерилом наших поступков и выборов; как соотносится всемогущество и воля; какая связь между вседозволенностью и счастьем; рассуждения на тему "а близкие так часто недалёки" и проч. и проч. К сожалению, именно это обилие морали, замаскированной под рассуждения героев, мешает в полной мере насладиться повествованием. Иногда кажется, что очередной поворот сюжета обусловлен желанием авторов преподать урок юному читателю.

P.S. Сижу, пишу рецензию. Муж смотрит Олимпиаду по телику. Звонила мама, жаловалась, что у неё "сдох комп и ни-ни". Пользуясь случаем, передаю привет всем своим френдам, жду ваших лайков и комментов.

... А вдруг меня нет, а вдруг я просто информационная флюктуация?..

Каково нарисованному щенку умирать в темноте от голода?

Книга прочитана в рамках Книгомарафона февраля

Ветка комментариев


Рецензия очень хорошая, искреннее спасибо.


Рада, что вам понравилось.