Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 апреля 2023 г. 22:13

10K

4 Колонизация и самоколонизация

Данная книга была изначально написана на английском. Я прочла примерно половину в оригинале, половину в русском переводе. Пришла к выводу, что лучше читать в оригинале.

В своей работе Александр Эткинд опирается на многочисленные и разнообразные исторические и литературные источники. Она строится вокруг концепций колонизации и самоколонизации. Автор показывает, как эти два процесса были неразрывно связаны друг с другом в пределах плавающих границ Российской империи. В доказательство своего тезиса Эткинд приводит исторические свидетельства, описания из художественной литературы и философские выкладки.
РИ была силой, которая колонизировали и угнетала другие народы, и в то же время колонизировала собственный народ.
Впервые термин «колонизировать себя» (to colonize itself) употребил историк Сергей Соловьёв применительно к России и её истории.

Русский народ, согласно автору, был колонизирован имперскими элитами и администраторами на местах, которые видели себя отличными от народа по большинству показателей. В противоположность колониальной ситуации, скажем, в Британии и Франции, колонизируемый народ в России внешне практически не отличался от колонизаторов. Следовательно, расстояние должно было обеспечиваться посредством установления строгих границ между высшим сословием и простым народом.

Эткинд относит начало процесса внутренней колонизации ко временам, когда Рюрик, иностранец, взял руководство над землями вокруг Новгорода. С тех самых пор элиты стали относиться к своему народу как «чуждому» и «ориентальному», (cf. концепции Эдварда Саида и т.д.). В то же время, элиты часто считали простых людей наделёнными более высокой моралью. Местные интеллектуалы с восхищением отзывались об образе жизни в сектантских сообществах, который казался им «естественным». О сложных отношениях между сектантами и интеллектуалами рассказывает глава Секты и Революция.

Следует отметить, что основная характеристика колонизаторов проявляется в их отношении к покоренной земле. Речь в первую очередь о восприятии земель со всеми, кто их населяет, как terra incognita - неизведанные территории, с которыми и на которых самопровозглашенные «первооткрыватели» могут делать, что им заблагорассудится.

Экспорт меха, по всей видимости, сыграл заметную роль в векторе, которое выбирало российское государство.
Автор проводит тонкую параллель между торговлей мехом, достигшей апогея в XIV веке, и нефте-и-газопроводами в наше время.
Казалось бы, такие разные продукты - мех и углеводороды. Однако экономика, опирающаяся на экспорт меха, и экономика с опорой на экспорт углеводородов, могут привести к похожей динамике во взаимоотношениях между элитами и народом. Оба типа экономики требуют минимального вовлечения людского труда, полагает Эткинд. Ресурсы становятся важнее человеческого капитала.
Это приводит к тому, что государство, его руководители, и народ начинают существовать отдельно друг от друга.

Хотелось бы упомянуть сравнение автором двух известных текстов XIX столетия, где рассматриваются колониальные практики и взаимоотношения между колонизаторами и их жертвой. «Сердце тьмы» Конрада и «Очарованный странник» Лескова. Рассказчик у Конрада принадлежит к колонизаторам. В истории же Лескова повествователь, Флягин, успешно совмещает обе ипостаси - угнетателя и покорённого народа. В отличие от многих субальтернов, Флягин способен поведать то, что у него на уме.
Рассуждения Эткинда вызвали у меня желание прочесть оба произведения. Хотя сюжет в произведении Конрада мне хорошо известен.

Автор часто ссылается на таких мыслителей, как Кант, Арендт, Фуко. Иногда это слегка сбивает с толку, но читать всё равно интересно. Поднимаемые в книге вопросы неоднозначные и многофакторные. Можно было бы пожелать, чтобы идеи в ней излагались более упорядоченно и чётко. Но даже в рецензии рассуждать на эти темы непросто. Мысли начинают расплываться в разных направлениях.
Как бы там ни было, тезис Эткинда о внутренней колонизации заслуживает дальнейшего анализа и обсуждения. Возможно, таким историческим опытом, помимо прочего, может объясняться то обстоятельство, что люди, предки которых пережили внутреннюю колонизацию, не привыкли ощущать ту самую ответственность за действия государства, гражданами которого они являются.

Подводя итог, книга буквально наполнена идеями, и над ними хочется размышлять с разных сторон. Она также ненавязчиво напоминает о непрерывности истории.

Моя оценка ~ 4.3.

Ветка комментариев


там столько курсов на самое такое начало выучить, столько полезных вкусняшек)

Представляю)
У высшего образования много плюсов, хотя временами мне кажется, что оно слегка overrated)) Если брать соотношение вложенных ресурсов и отдачи.

Думаю даже начать блог (правда не знаю, на англ или рус),

Ага, выбор языка может стать дилеммой) Может, ориентироваться на потенциальную аудиторию и людей, с которыми хотелось бы обмениваться мнениями? На каком языке им удобнее.


У высшего образования много плюсов, хотя временами мне кажется, что оно слегка overrated)) Если брать соотношение вложенных ресурсов и отдачи.

Мне кажется, это зависит от того, с какой целью и когда ты идешь. Сейчас, кстати, одна из тем, которую я прям плотно хочу изучить - это нужность/важность liberal arts education. Мне совсем не нравится тирания технических / STEM дисциплин и полное урезания "образование для создания философии, личности, познания мира". Главное - карьера и бабло. Вот от такой философии воротит, плюс она оказывается не настолько действенная, как пропонентам хочется верить.

Еще мне кажется, что в 18-20 лет - слишком молодой возраст, чтобы идти в университет. Все-таки было бы неплохо если молодые люди сначала сами исследовали мир, вывели какие-то ответы/вопросы/методы, в конце концов поняли, что им надо! А то получается - мама/папа послали // мне показалось, что хочется этого, а потом страдание на 4-5 лет и еще больше нелюбви не только к образовательным институтам, но и к самому процессу познания (что очень и очень печально).

Может, ориентироваться на потенциальную аудиторию и людей, с которыми хотелось бы обмениваться мнениями?

Я решила разделить по темам. На английском мне хочется болтать об одном, на русском - о совершенно другом. Они чуть-чуть перекликаются, но находятся в совершенно разных плоскостях. Только бы еще начать/время выделить... :(
А ты что-нибудь ведешь? Я бы тебя с удовольствием почитала)


Вот от такой философии воротит, плюс она оказывается не настолько действенная, как пропонентам хочется верить.

Эти твои слова ну очень откликнулись. Мне тоже кажется, что человеку лучше и в перспективе выгоднее ориентироваться на себя, свои способности и интересы.
В построении карьеры в технических / STEM областях будут с высокой вероятностью успешны те, кому эти сферы подходят. Диплом сам по себе карьеру не построит и бабло не заработает) Не говоря уже о том, во что могут превратиться годы обучения(

что в 18-20 лет - слишком молодой возраст, чтобы идти в университет.

С этим тоже я совершенно согласна. Очень молодой возраст. Я вообще не очень понимаю, как можно в 17-18 лет понимать, чего ты хочешь и что тебе подходит) Знаю, что есть те, кто понимают, по крайней мере так говорят, но их не так много.
Ещё здесь такой момент. Вот сейчас мне кажется, что серьёзный плюс университетского образования - это заведение полезных контактов. Но в 18-20 лет, практически сразу после школы, это отнюдь не кажется очевидным. Ценность навыка самостоятельной работы тоже не особо ценишь... Ох, тема безграничная. Много чего можно сказать, но лучше пока воздержусь)

Только бы еще начать/время выделить... :(

Время - это боль...
Я одно время с какой-то регулярностью писала заметки на ФБ, но сейчас забросила. Так что можно сказать, что на данный момент ничего не веду. Посмотрим, как будет со временем.

На английском мне хочется болтать об одном, на русском - о совершенно другом.

Это да, понимаю) Но я ещё для себя поняла, что мне не хочется тратить время на априори бессмысленные пререкания. В этом смысле на английском бывает иногда проще.