Больше рецензий

31 марта 2023 г. 16:18

436

3 Название книги не отражает содержание, а больше направлено, чтобы заинтересовать покупателя. Содержание же нередко становится достаточно скучным.

Скажу сразу, название книги является гораздо более многообещающим и увлекает гораздо больше, чем ее содержание. Проще говоря, название содержанию не соответствует. Прежде всего в книге речь идет не обо всей Библии, а только о Ветхом Завете. О содержании Ветхого Завета подавляющее большинство людей почти ничего не знают. Не могу сказать, что знатоков Нового Завета так уж много, но все-таки какими-то сведениями о нем многие люди обладают. Ветхий же Завет большинством читателей воспринимается как какой-то отвлеченный предмет. Отсюда читать книгу скучновато, особенно когда весьма смутно представляешь о чем идет речь. Либо надо параллельно во время чтения обращаться к тексту Ветхого Завета.
Если кто-то полагает, что автор на протяжении всей книги разбирает те или иные ситуации, описанные в Ветхом Завете, на предмет того, могли ли они существовать в действительности и есть ли тому какое-то подтверждение, то здесь его постигнет разочарование. Конечно, нельзя сказать, что этого в книге нет. Такие случаи описываются, но занимают немного места. Автор рассказывает о результатах археологических раскопок и их соотношении с текстом Ветхого Завета. В частности, что выявилось достаточно много противоречий и ведутся очень острые дискуссии, направленные на то, чтобы эти противоречия объяснить, не нанеся при этом ущерба ни авторитету археологической науки, ни авторитету Ветхого Завета. Указывает автор и на то, что не следует походить к тексту Ветхого Завета буквально и вне исторического контекста.
Автор в общем поставил целью не заниматься конкретным разбором описанного в Ветхом Завете, а абстрагируясь от него, сконцентрировался на описании неких общих подходов, критериев, на основании которых, по его мнению, следует анализировать текст Ветхого Завета на предмет того, происходили ли в реальности описанные в нем ситуации. Иногда это описание выглядит достаточно занудливо.
Так, автор уделяет около ста страниц текста книгам царств, где предлагает классификацию исторических нарративов по нескольким критериям (степень вовлеченности автора нарратива, степень психологической достоверности, повторы, противоречия, разрывы, легенды, поэтические вставки), а потом предлагает таблицу на несколько страниц с указанием эпизодов книг царств и индексами на основе вышеуказанных критериев, которые должны, по мнению автора, служить для определения того, реалистичны ли те или иные описанные события. Если еще с критериями все более-менее понятно, то вот что там с конкретными эпизодами ясности мало. Тем более, что автор, исходя из научного подхода, избегает категоричных выводов, а лишь указывает, что какой-то эпизод существовал в реальности с большей вероятностью, а другой менее вероятен.
Большая часть книги уделена рассуждениям на тему авторства Ветхого Завета. Ветхий Завет состоит из нескольких десятков книг, написанных разными авторами на протяжении нескольких веков. И у А. Десницкого достаточно много места в книге уделяет описанию того, как это могло происходить как бы с технологической стороны и что люди, указанные в названии той или иной книги Ветхого Завета, ее авторами на самом деле не являются либо, если и является, то не в том значении, как это мы сейчас понимаем, то есть что человек и написал сочинение. Десницкий разбирает возможные варианты и это мне показалось интересным. Так, одни тексты могут быть написаны одним человеком со слов другого о каком-то третьем человеке, возможно, жившим за несколько десятилетий или веков до этого, либо ученики записали речи учителя, который сам собственно ничего не писал. Кто-то путем компиляции может создать свой текст на основе сразу нескольких, существовавших до него. Кто-то может пересказать другой текст или рассказ, записав его таким образом. К ранее существовавшему тексту при его переписке переписчик может дополнить что-то, что называется, от себя. Во всех этих и подобных ситуациях возникает вопрос о том, кто именно будет считаться автором. А отсюда с авторством и временем создания, скажем так, нарративов, составляющих книги Ветхого Завета все очень неясно.
В общем в заключение скажу, что простых и однозначных ответов по типу, что из упомянутого в Ветхом Завете было, а что небыло, в этой книги нет. Ее автор является академическим ученым и популяризатором науки, поэтому свои заключения делает в вероятностной форме и со многими оговорками.

Комментарии


Скажите пожалуйста, в этой книге рассматриваются примеры именно из Ветхого Завета или же из Торы? Ведь контекст многих событий в Ветхом Завете и в Торе порой достаточно сильно разнится. Очень интересно, что же в данном случае взято за образец для исследования. 

Я не специалист в религиозных текстах. Насколько помню там он затрагивает только Ветхий Завет и использует достижения науки (археология, лингвистика и т.д.) для проверки текста на фактологию. Автор концентрируется на фактах, а не на оценках и мнениях. Это легкое популярное изложение. Не слишком глубоко.