Больше рецензий

Ernst_Keller

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 марта 2023 г. 17:12

518

3

Книга, к сожалению, оказалась совсем не моя. Я очень люблю книги про американский Юг и с большим интересом отношусь к теме рабства и сегрегации в США, поэтому возлагала на «Возлюбленную» Тони Моррисон большие надежды, которые, увы, не оправдались.
«Возлюбленная» - произведение, безусловно, важное. На момент первого издания оно наверняка произвело очень мощный эффект. Тема рабства в романе подается жестоко и натуралистично. Тони Моррисон удалось очень точно и пронзительно описать то, как рабство влияет на психологию раба, во что превращается человек, у которого ничего нет, который в своей жизни вообще ничем, включая себя, не может распоряжаться. Все герои «Возлюбленной», которые родились и очень продолжительный период своей жизни были рабами, часто кажутся отстраненными и холодноватыми, каждый из них живет в каком-то своем отдельном коконе, в который сигналы из внешнего мира доходят в виде приглушенного эха. На первый взгляд кажется, что Сэти, главная героиня романа, не очень-то переживает, что ее сыновья ушли из дома, ее свекровь не слишком переживает, что ей ничего не известно о том, как сложились судьбы ее собственных детей и их отцов, и в какой-то момент ей самой становится неважно, живет она или нет, но это только на первый взгляд. Флэшбэки в прошлое дают понять, что такое отношение к жизни и привычка не привыкать к кому-то или чему-то это единственный способ сохранить рассудок, потому что каждый из героев «Возлюбленной» сталкивается с необходимостью выживать в таких скотских условиях, вынужден вынести такое количество жестокости и пережить такое количество потерь, что выжить можно было только максимально абстрагировавшись от внешних условий.
Сначала читать было действительно интересно. Мне не мешало ни рваное повествование, ни тягучий авторский слог, ни чрезмерная, с моей точки зрения, телесность книги, ни даже призрак, который жил в доме главной героини и периодически двигал столы и стулья. Призрак, который принадлежал, по мнению обитателей дома, маленькой погибшей дочери Сэти, даже придавал всему этому грустному семейству еще больше печали, раз за разом напоминая, что как бы далеко и долго они не бежали от прошлого все равно не убежать. Однако в какой-то момент повествование свернуло на зыбкую дорожку магического реализма, которая увела героев в такие дремучие дебри и мутные болота, что я даже начала подумывать о том, а стоит ли вообще дочитывать книгу. Я в общем-то не против магического реализма, но здесь он показался мне настолько странным и лишним, что только раздражал и отвлекал. История, как по мне, и без всей этой мистики развивалась прекрасно, и Тони Моррисон могла бы придумать какой-то более внятный катализатор для того, чтобы вытащить из героев все их внутренние конфликты, травмы и противоречия.
В конечном итоге впечатление получилось очень смазанное. Я понимаю, почему эта книга собрала столько наград, но мне она скорее не понравилась, чем понравилась.

Книга прочитана в рамках игры KillWish