Больше рецензий

BakowskiBabbitts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 марта 2023 г. 13:58

7K

4.5 Время первых

В июле 1867 года Владимир Ковалевский пишет своей невесте Софье Корвин-Круковской (впоследствии ставшей знаменитым ученым - математиком Софье Ковалевской) довольно деловитое письмо.

"В Петербурге, конечно, первым моим делом будет производство по вашему поручению смотра и отобрания более годных экземпляров для приготовления консервов, посмотрим каково-то удастся этот новый продукт, хотя, впрочем, у нас спрос на него уже обеспечен."

Читаешь и прям видишь будущую семейную идиллию. Заботливый муж по поручению своей любимой рыщет по столице Российской империи свежие помидоры - огурцы для их последующей консервации. А может банки ищет, под консервы? Читатель женского пола если что меня поправит.
Только вот одно, но, письмо имеет дату - 1867 год, а в те годы очень смышленые граждане Российской империи знали, что почти каждое письмо подвергается перлюстрации и поэтому старались зашифровать свое послание.
И в реалиях того времени "приготовление консервов" - это заключение фиктивного брака, а "годные экземпляры" - фиктивные женихи.
А теперь вернитесь к письму Ковалевского к Софье и перечитайте его:

В Петербурге, конечно, первым моим делом будет производство по вашему поручению смотра и отобрания более годных экземпляров для приготовления консервов, посмотрим каково-то удастся этот новый продукт, хотя, впрочем, у нас спрос на него уже обеспечен".

Итак, Ковалевский, который должен заключить фиктивный брак с Софьей, по ее просьбе подыскивает еще двоих фиктивных женихов для старшей сестры Анны и ее подруги А. Евреиновой.
О ужас, о времена, о нравы, воскликнут консервативно настроенные читатели.
Не все так просто, друзья.
Сейчас объясним.
150 лет назад в Российской империи женщина практически не имела никаких прав. И мы сейчас говорим не о 80% крестьянок, работающих от зари до зари, и не о прислуге (читайте замечательную книгу - Прислуга в Российской империи во второй половине XIX – начале XX в. Сборник документов и материалов ). Нет. Этих женщин вообще за людей не считали. Они были вещами.
Мы говорим о довольно знатных и состоятельных женщинах, которые при их желании не могли получить элементарного высшего образования! Ибо еще 150 лет назад в Российской империи не было ни одного женского университета.
Прям Зимбабве.
Вот взять например, дочь генерал-лейтенанта артиллерии Софью Корвин-Круковскую. Или скажем дочь петербургского губернатора Софью Перовскую. Захотели они служить народу, стать врачами или учителями, а высшего образования в Российской империи не получить. Для этого нужно ехать за границу и поступать в европейский университет, где был свободный доступ для получения женщиной высшего образования. А отец не велит, нечего, говорит, тебе шляться по толерантной и бесовской Европе, сиди дома, стой у плиты, вари шашлык-башлык (или башлык-шашлык) и рожай детей. И без официального разрешения отца в университет европейский не поступишь. Вот тут и нужен был российской девушке 19 века фиктивный брак, только для того, чтобы с разрешения фиктивного мужа уехать в Цюрих и предаться знаниям на медицинском факультете.

"Фиктивный брак был, конечно, мерой отчаянной,- писал Н. В. Шелгунов.- Он являлся последним средством для выхода, когда не оставалось никаких других средств. Конечно, он был явлением ненормальным, но ведь и порядок, вызвавший его, был тоже ненормальным..."

Иногда (и очень даже часто) такие браки превращались во взаимную любовь, очень хорошо рассказывает о таком счастливом браке революционер - народник Сергей Синегуб Сергей Синегуб - Записки чайковца
Пусть вас не вводит в заблуждение несколько революционное название этой замечательной монографии Элеоноры Александровны Павлюченко. Скорее это краткое (тема на десятки томов) описание многочисленных препятствий на пути русской женщины 19 века, которая хотела участвовать в строительстве государства, учить детей, лечить людей. Да даже, как это не смешно звучит, стать продавцом в книжном магазине.

"Когда в январе 1862 г. в Петербурге за прилавком книжного магазина на Невском проспекте впервые появилась женщина - молодая, красивая, к тому же стриженая и в очках - собралась толпа любопытных. Это событие едва не послужило поводом для отставки мужа нигилистки - преподавателя Артиллерийского училища офицера А. Н. Энгельгардта.
... Тогда же "встать женщине за прилавок" были "также необыкновенно, как лицеисту, служащему в Государственном Совете, сделаться купцом".

Причем противостояли женской эмансипации титаны русского слова, кого впоследствии назовут русскими классиками.

Последовательно проводил свою линию Н. С. Лесков - убежденный враг женской эмансипации: "Нам добрые жены и добрые матери нужны. В них нуждается Россия более, чем в гениальных министрах и генералах. Наша страна такова, что она семьею крепка; наши нравы таковы, что мы чтим женщину более всего хорошую семьянинку, и от этого идеала наш истинный русский человек не отступится".

В общем понятно, место тебе у плиты, женщина, а директорами, министрами, учителями и врачами должны быть мужики.
Кстати, борьба женщины за элементарные человеческие права в Российской империи породила "нового человека", который всем своим естеством ненавидел ужасающую бедность русского народа и был готов жизнь отдать за мир без эксплуатации человека человеком.

"... строгая простота в быту, в одежде была вместе с тем и принципом нового человека: стыдно иметь деньги и бросать их на барские прихоти, а не на нужды народа, и прежде всего, его просвещение. А потому - долой пышные разноцветные платья с оборками, кружевами и лентами, долой корсеты и прочие женские ухищрения, напоминавшие о "кисейных барышнях". На смену им приходило простое черное, платье, чаще всего шерстяное (в противовес светлому шелку барынь-аристократок), без всяких украшений и излишеств, иногда с белым воротничком и манжетами. Подобный костюм был своеобразной униформой новой женщины в течение нескольких десятилетий.
Независимость от окружающих обывателей вырабатывалась не только скромной одеждой, но и всем внешним обликом женщины новой формации, ее манерами и нормами поведения. Короткая стрижка взамен кос и шиньонов, требующих много времени и забот; отказ от "женских глупостей" в виде сережек, брошей и т. п., уподобляющих, по мнению нигилисток, женщин дикарям...

Для многих современных женщин такие тезисы покажутся странными, ведь за последние 30 лет, благодаря системе капитализма в нашем обществе выросла толпа женских и мужских особей, для которых есть лишь одно слово - обогащайся. Если ты не смог, ты лузер, проигравший, как говорил старик Мальтус, ты должен сойти с корабля под названием История.
Кто-то из вас раздражен, а читатель?
Тест простой.
В нем один вопрос.
У вас есть за душой непримиримость к социальной несправедливости, творящейся в современной России?
А вот у этих девушек из 19 века, которых я безумно люблю именно за эту непримиримость, чувство справедливости к бедному и забитому русскому народу просто зашкаливало.

Одной из "обязанностей, налагаемых верой", было просветительство. Нравственный долг каждого образованного человека - учить неграмотного. Этим занимались все - профессора, литераторы, журналисты, офицеры, ученицы школ и т. д., но главным образом - женщины.
Е. Н. Водовозова, ученица К. Д. Ушинского, известный педагог и литератор, рассказывала в своих воспоминаниях, как тетка приставала к пятилетней племяннице: "Кем будешь, когда вырастешь?" "Буду учить бедных деток; они ничего не знают, а я им все расскажу", - отвечала малютка.
Характерной чертой новых людей была вера в знания. Науки (и в первую очередь естественные), считали они, - лучшее орудие в борьбе с невежеством, предрассудками, а следовательно, и наикратчайший путь к высвобождению личности."

Наивно?
Я готов склонить голову перед этой наивностью.
Как я уже и говорил данная монография небольшого формата, но охватывает целую эпоху; тут и жены декабристов, отказавшиеся от своих регалий, статусов и последовавшие за своими мужьями в Сибирь. И описание первых женских швейных артелей. Кстати, вы в курсе, что первому появлению в русском переводе сказок Г.Х. Андерсена мы обязаны "Женской издательской артели", в которой объединились российские женщины для того, чтобы переводить и издавать редкие книги европейских авторов.
Описана многолетняя борьба с царским правительством за возможность посещать лекции в институтах, ибо вход для женщин был воспрещен:

"18 июня 1863 г. новый университетский устав был утвержден. Невзирая на благожелательные ответы большинства университетов, женщинам было категорически запрещено присутствовать на лекциях. Тогда же последовал аналогичный приказ военного министра о Медико-хирургической академии."

Современным девушкам, которые умиляются от описания царской России было бы интересно прочитать записку начальника III отделения графа П. А. Шувалова от 15 декабря 1870 г. "О недопущении женщин на службу в общественные и правительственные учреждения".
Я не зря назвал свою рецензию "Время первых".
Оно и было таким.
Первые женские воскресные школы.
Первые женские артели.
Первая женщина за книжным прилавком.
Первая женщина - врач.
Первая женщина, осужденная по политическому делу.
Первая женщина, осужденная на смертную казнь за свои политические взгляды.
Читаешь книгу Павлюченко и в каждой главе видишь киношную историю, где главный герой противостоит костной и дряхлой системе, только вот в отличие от счастливой концовки голливудского фильма в царской России у многих из этих добрых и необыкновенных женщин жизнь трагически оборвалась.
Для чего цари Романовы и их придворная министерская челядь ставила такие препоны для обретения женщиной элементарных знаний?
Все просто и банально.
Управлять дураками намного проще, друзья.

"Царизм испытывал страх перед просвещением, считая его синонимом свободы. И в значительной степени его опасения были не напрасны, ибо стремление к свободе растет по мере просвещения. Вот почему борьба женщин за высшее образование была составной частью освободительного движения в России с конца 1850-х годов".

А теперь, читатель, ответьте на один из моих любимых вопросов.
В какой стране мира впервые в истории человечества женщина была уравнена в правах с мужчиной, стала на 100% грамотной, могла быть не только врачом и учителем, а и депутатом, директором и даже летчиком и космонавтом?
Кажется, я знаю ответ.
Вроде бы эту страну называли Советским Союзом?

Ветка комментариев


может бизнес был записан

да, как сейчас часто жены и матери владеют имуществом,которое переписали на них мужья/сыновья

Еще приглядела себе книгу с названием почти как ваша Ричард Стайтс - Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860-1930 , так что сравню


Еще приглядела себе книгу с названием почти как ваша

Да, скачал года два назад, и так лежит в моей папке "Женское освободительное движение", то ли начало не понравилось, то ли кто-то отговорил из-за антисоветчины, уже не помню почему я так и не прочитал, так что если одолеете и расскажите в рецензии и будет понятно стоит читать или нет?
Еще друг подогнал такой раритет тираж 300 экз. Головков Геннадий Захарович - Женское лицо русской революции но пока стоит на полке непрочитанный
А что касается бизнеса, в книге Павлюченко есть рассказы о первых женских артелях, швейные мастерские,издательское дело, на них смотрели с широко открытыми и изумленными глазами, значит это было редкостью и чем-то необычным...