Больше рецензий

BakowskiBabbitts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 марта 2023 г. 13:58

7K

4.5 Время первых

В июле 1867 года Владимир Ковалевский пишет своей невесте Софье Корвин-Круковской (впоследствии ставшей знаменитым ученым - математиком Софье Ковалевской) довольно деловитое письмо.

"В Петербурге, конечно, первым моим делом будет производство по вашему поручению смотра и отобрания более годных экземпляров для приготовления консервов, посмотрим каково-то удастся этот новый продукт, хотя, впрочем, у нас спрос на него уже обеспечен."

Читаешь и прям видишь будущую семейную идиллию. Заботливый муж по поручению своей любимой рыщет по столице Российской империи свежие помидоры - огурцы для их последующей консервации. А может банки ищет, под консервы? Читатель женского пола если что меня поправит.
Только вот одно, но, письмо имеет дату - 1867 год, а в те годы очень смышленые граждане Российской империи знали, что почти каждое письмо подвергается перлюстрации и поэтому старались зашифровать свое послание.
И в реалиях того времени "приготовление консервов" - это заключение фиктивного брака, а "годные экземпляры" - фиктивные женихи.
А теперь вернитесь к письму Ковалевского к Софье и перечитайте его:

В Петербурге, конечно, первым моим делом будет производство по вашему поручению смотра и отобрания более годных экземпляров для приготовления консервов, посмотрим каково-то удастся этот новый продукт, хотя, впрочем, у нас спрос на него уже обеспечен".

Итак, Ковалевский, который должен заключить фиктивный брак с Софьей, по ее просьбе подыскивает еще двоих фиктивных женихов для старшей сестры Анны и ее подруги А. Евреиновой.
О ужас, о времена, о нравы, воскликнут консервативно настроенные читатели.
Не все так просто, друзья.
Сейчас объясним.
150 лет назад в Российской империи женщина практически не имела никаких прав. И мы сейчас говорим не о 80% крестьянок, работающих от зари до зари, и не о прислуге (читайте замечательную книгу - Прислуга в Российской империи во второй половине XIX – начале XX в. Сборник документов и материалов ). Нет. Этих женщин вообще за людей не считали. Они были вещами.
Мы говорим о довольно знатных и состоятельных женщинах, которые при их желании не могли получить элементарного высшего образования! Ибо еще 150 лет назад в Российской империи не было ни одного женского университета.
Прям Зимбабве.
Вот взять например, дочь генерал-лейтенанта артиллерии Софью Корвин-Круковскую. Или скажем дочь петербургского губернатора Софью Перовскую. Захотели они служить народу, стать врачами или учителями, а высшего образования в Российской империи не получить. Для этого нужно ехать за границу и поступать в европейский университет, где был свободный доступ для получения женщиной высшего образования. А отец не велит, нечего, говорит, тебе шляться по толерантной и бесовской Европе, сиди дома, стой у плиты, вари шашлык-башлык (или башлык-шашлык) и рожай детей. И без официального разрешения отца в университет европейский не поступишь. Вот тут и нужен был российской девушке 19 века фиктивный брак, только для того, чтобы с разрешения фиктивного мужа уехать в Цюрих и предаться знаниям на медицинском факультете.

"Фиктивный брак был, конечно, мерой отчаянной,- писал Н. В. Шелгунов.- Он являлся последним средством для выхода, когда не оставалось никаких других средств. Конечно, он был явлением ненормальным, но ведь и порядок, вызвавший его, был тоже ненормальным..."

Иногда (и очень даже часто) такие браки превращались во взаимную любовь, очень хорошо рассказывает о таком счастливом браке революционер - народник Сергей Синегуб Сергей Синегуб - Записки чайковца
Пусть вас не вводит в заблуждение несколько революционное название этой замечательной монографии Элеоноры Александровны Павлюченко. Скорее это краткое (тема на десятки томов) описание многочисленных препятствий на пути русской женщины 19 века, которая хотела участвовать в строительстве государства, учить детей, лечить людей. Да даже, как это не смешно звучит, стать продавцом в книжном магазине.

"Когда в январе 1862 г. в Петербурге за прилавком книжного магазина на Невском проспекте впервые появилась женщина - молодая, красивая, к тому же стриженая и в очках - собралась толпа любопытных. Это событие едва не послужило поводом для отставки мужа нигилистки - преподавателя Артиллерийского училища офицера А. Н. Энгельгардта.
... Тогда же "встать женщине за прилавок" были "также необыкновенно, как лицеисту, служащему в Государственном Совете, сделаться купцом".

Причем противостояли женской эмансипации титаны русского слова, кого впоследствии назовут русскими классиками.

Последовательно проводил свою линию Н. С. Лесков - убежденный враг женской эмансипации: "Нам добрые жены и добрые матери нужны. В них нуждается Россия более, чем в гениальных министрах и генералах. Наша страна такова, что она семьею крепка; наши нравы таковы, что мы чтим женщину более всего хорошую семьянинку, и от этого идеала наш истинный русский человек не отступится".

В общем понятно, место тебе у плиты, женщина, а директорами, министрами, учителями и врачами должны быть мужики.
Кстати, борьба женщины за элементарные человеческие права в Российской империи породила "нового человека", который всем своим естеством ненавидел ужасающую бедность русского народа и был готов жизнь отдать за мир без эксплуатации человека человеком.

"... строгая простота в быту, в одежде была вместе с тем и принципом нового человека: стыдно иметь деньги и бросать их на барские прихоти, а не на нужды народа, и прежде всего, его просвещение. А потому - долой пышные разноцветные платья с оборками, кружевами и лентами, долой корсеты и прочие женские ухищрения, напоминавшие о "кисейных барышнях". На смену им приходило простое черное, платье, чаще всего шерстяное (в противовес светлому шелку барынь-аристократок), без всяких украшений и излишеств, иногда с белым воротничком и манжетами. Подобный костюм был своеобразной униформой новой женщины в течение нескольких десятилетий.
Независимость от окружающих обывателей вырабатывалась не только скромной одеждой, но и всем внешним обликом женщины новой формации, ее манерами и нормами поведения. Короткая стрижка взамен кос и шиньонов, требующих много времени и забот; отказ от "женских глупостей" в виде сережек, брошей и т. п., уподобляющих, по мнению нигилисток, женщин дикарям...

Для многих современных женщин такие тезисы покажутся странными, ведь за последние 30 лет, благодаря системе капитализма в нашем обществе выросла толпа женских и мужских особей, для которых есть лишь одно слово - обогащайся. Если ты не смог, ты лузер, проигравший, как говорил старик Мальтус, ты должен сойти с корабля под названием История.
Кто-то из вас раздражен, а читатель?
Тест простой.
В нем один вопрос.
У вас есть за душой непримиримость к социальной несправедливости, творящейся в современной России?
А вот у этих девушек из 19 века, которых я безумно люблю именно за эту непримиримость, чувство справедливости к бедному и забитому русскому народу просто зашкаливало.

Одной из "обязанностей, налагаемых верой", было просветительство. Нравственный долг каждого образованного человека - учить неграмотного. Этим занимались все - профессора, литераторы, журналисты, офицеры, ученицы школ и т. д., но главным образом - женщины.
Е. Н. Водовозова, ученица К. Д. Ушинского, известный педагог и литератор, рассказывала в своих воспоминаниях, как тетка приставала к пятилетней племяннице: "Кем будешь, когда вырастешь?" "Буду учить бедных деток; они ничего не знают, а я им все расскажу", - отвечала малютка.
Характерной чертой новых людей была вера в знания. Науки (и в первую очередь естественные), считали они, - лучшее орудие в борьбе с невежеством, предрассудками, а следовательно, и наикратчайший путь к высвобождению личности."

Наивно?
Я готов склонить голову перед этой наивностью.
Как я уже и говорил данная монография небольшого формата, но охватывает целую эпоху; тут и жены декабристов, отказавшиеся от своих регалий, статусов и последовавшие за своими мужьями в Сибирь. И описание первых женских швейных артелей. Кстати, вы в курсе, что первому появлению в русском переводе сказок Г.Х. Андерсена мы обязаны "Женской издательской артели", в которой объединились российские женщины для того, чтобы переводить и издавать редкие книги европейских авторов.
Описана многолетняя борьба с царским правительством за возможность посещать лекции в институтах, ибо вход для женщин был воспрещен:

"18 июня 1863 г. новый университетский устав был утвержден. Невзирая на благожелательные ответы большинства университетов, женщинам было категорически запрещено присутствовать на лекциях. Тогда же последовал аналогичный приказ военного министра о Медико-хирургической академии."

Современным девушкам, которые умиляются от описания царской России было бы интересно прочитать записку начальника III отделения графа П. А. Шувалова от 15 декабря 1870 г. "О недопущении женщин на службу в общественные и правительственные учреждения".
Я не зря назвал свою рецензию "Время первых".
Оно и было таким.
Первые женские воскресные школы.
Первые женские артели.
Первая женщина за книжным прилавком.
Первая женщина - врач.
Первая женщина, осужденная по политическому делу.
Первая женщина, осужденная на смертную казнь за свои политические взгляды.
Читаешь книгу Павлюченко и в каждой главе видишь киношную историю, где главный герой противостоит костной и дряхлой системе, только вот в отличие от счастливой концовки голливудского фильма в царской России у многих из этих добрых и необыкновенных женщин жизнь трагически оборвалась.
Для чего цари Романовы и их придворная министерская челядь ставила такие препоны для обретения женщиной элементарных знаний?
Все просто и банально.
Управлять дураками намного проще, друзья.

"Царизм испытывал страх перед просвещением, считая его синонимом свободы. И в значительной степени его опасения были не напрасны, ибо стремление к свободе растет по мере просвещения. Вот почему борьба женщин за высшее образование была составной частью освободительного движения в России с конца 1850-х годов".

А теперь, читатель, ответьте на один из моих любимых вопросов.
В какой стране мира впервые в истории человечества женщина была уравнена в правах с мужчиной, стала на 100% грамотной, могла быть не только врачом и учителем, а и депутатом, директором и даже летчиком и космонавтом?
Кажется, я знаю ответ.
Вроде бы эту страну называли Советским Союзом?

Комментарии


Да, женщины в СССР всегда были равны мужчинам и все пути перед ними были открыты - и, самое главное, воспринимались они как полностью равные. Женщины и секс в СССР никогда не были товаром. И это реально самая красивая вещь, которая была в СССР.


Женщины и секс в СССР никогда не были товаром.

Вашими устами глаголется истина


Вспоминается Ив Сен-Лоран https://dzen.ru/media/prekrasno/ne-umeiut-odevatsia-i-leniatsia-za-soboi-sledit-iv-senloran-o-jenscinah-v-sssr-6128b5390e2b051ebe6ec1c3 и жена Хрущёва https://aif.by/timefree/history/istoriya_v_fotografiyah_pervye_ledi_sssr_i_ssha_nina_hrushcheva_i_zhaklin_kennedi

Запад высмеивал наших женщин, но на самом деле быть неухоженными было их ПРАВОМ. В то время как западные женщины вынуждены были продавать свой внешний вид желающим его купить, у советских женщин такой необходимости не было.
Как сейчас такой необходимости нет у западных женщин, и они смеются над ярким макияжем, каблуками и сексуализированной одеждой женщин развивающихся стран.

Как быстро они забыли, что ещё совсем недавно вынуждены были заниматься тем же самым, в то время как в СССР женщины благоденствовали.


Вспоминается Ив Сен-Лоран

Это не тот черт, который как фетишист напокупал в СССР нижнего белья, а потом устраивал за границей показ женских трусов и их высмеивал?
Они всегда умалчивают, сколько француженок продавалось за право быть ухоженной оккупантам-немцам и недоговаривают, что половине парижанок не хватало средств для того, чтобы ухаживать за собой по правилам Сен-Лорана.


Про трусы не знаю, к сожалению.
А ухоженность - это товар глупцов. Мужчины всегда имели право не торговать этим скоропортом. А женщины такое право приобрели только в СССР.


Я бестолочь, перепутал с Ив Монтаном


Что-то Ивов бог обделил интеллектом :D


Я готов склонить голову перед этой наивность.

Вы, кажется, пропустили буковку:)


Можно выразить свои предположения? Для некоторых даже наоборот становится привлекательной идея, чтобы муж всё решал и обеспечивал женское ничегонеделание. Сиди себе, французские романы почитывай у окна, да меха примеряй. А в СССР - поставят у станка и наяривай, без выездов в Париж. Фу, скучно.

Ну и Вы преувеличиваете по поводу прям несамостоятельных дам в РИ. Можно было бы стать провокаторшей или филёром. Было очень эффективно шпионить под видом влюблённой парочки. Правда, большая вероятность, что тебя используют и кинут, но это уже другая история.


Благодарю, исправил!

Для некоторых даже наоборот становится привлекательной идея, чтобы муж всё решал и обеспечивал женское ничегонеделание.

Это вроде по научному называется социальная индифферентность?
Быть как амеба, что ж вы правы, есть такие и сейчас, были такие и в Российской империи, но вот с товарищами у нас разговоры - и такие есть и такие, но пропали "веры фигнер" из нашего общества.
Или мы просто не встречали их на своем пути?
У моего друга есть теория, сейчас левое движение слабо в том числе из-за того, что в нем практически нет идейных женщин.


У моего друга есть теория, сейчас левое движение слабо в том числе из-за того, что в нем практически нет идейных женщин.

Не знаю, что из себя представляет левое движение в гендерном плане. Он в кружках участвует, где мало женщин? Или как судит об этом?


Ну вот вы зашли на ютуб, а там среди 20 блоггеров с Красной идеей, сидят одна-две девушки и то в компании своих мужей, а потом сравниваешь их с составом процесса 50-ти Вера Фигнер - Процесс 50-ти. 1877 год где девушек было аж 16 человек из 50, почти половина.


Может это потому, что на эти темы сложно говорить, не матерясь?:) Думаю, в чём-то Ваш друг прав, но блоггинг - это всего лишь говорильня, не действия.


но блоггинг - это всего лишь говорильня, не действия

Согласен, но я не блоггер и все же вступлюсь за них, когда с помощью "говорильни", хоть еще один человек встанет "в лево", а не "в право" это уже большой плюс говорившему, в принципе, я такой же говорильней занимаюсь здесь...


Это по-научному называется быть домашним животным. Пока хозяин хороший, всё у тебя хорошо. А плохой выкинет на улицу, если будешь плохо себя вести, и заменит более модным и породистым животным.


Пока хозяин хороший, всё у тебя хорошо.

Жестко, но в точку!


Сергей, спасибо за рецензию, я как раз дошла до темы активных женщин конца 19-начала 20 века, хочу разобраться. Есть мнение, что большевики преувеличили бесправность женщин до революции, а на самом деле было много женщин,которые могли вести свой бизнес. Такие и в литературе встречаются,у того же Чехова Антон Чехов - Бабье царство девушка наследует фабрику после отца.
А ещё недавно на выставке я видела плакат
картинка Tin-tinka
Я начала эту книгу Галина Ульянова - Купчихи, дворянки, магнатки. Женщины-предпринимательницы в России XIX века ,ваша будет следом)


Получается Лиза Дьяконова и Вера Фигнер врали?

Упомянутую тобой книгу не читала, но НЛО ой как не люблю.


Почему врали? Возможно было и так и так, поэтому и интересно, я ведь тоже про революционерок читала, и много худ. романов,где женщины были полностью во власти мужчин.

Может,если папа/муж не против или если ты наследница/вдова,то можно было быть свободной и приумножать капитал? Пока я читаю про вдов-крестьянок,которые в купеческое сословие переходили (имея много денег, без этого, конечно, никак)


А если взять не капитал, а науку? Вот здесь уже сложнее. У Зимина читала, что Н2 считал, что женщинам вредно учиться, детей пусть рожают.


Да, наверное торговля все же иное, тем более интересно было бы узнать,с нуля женщина могла бы бизнес сделать? А то у Достоевского один вариант,как у Сони, у Островского девушка вышивку продает и еле сводит концы с концами, бизнесом там и не пахнет. Есть ещё Васса у Горького,но она мужа оттеснила,т.е. взяла бразды правления из его рук,потом уже расширила дело, и мать семейства в Михаил Салтыков-Щедрин - Господа Головлевы тоже продолжила успешно семейное дело


Это вам спасибо, что читаете, попробую слегка возразить.
По поводу плаката, может и правда, я ведь не академик, а как и вы учусь через книги, но вот несколько лет назад на выставке в Ленэкспо "Православная Русь. Романовы". Я видел на стенде русскую избу, о ней говорилось, что в таких жили русские крестьяне, а потом я читаю то Толстого, то у Шингарева, о землянках и прочих развалюхах, так-что так.

Есть мнение, что большевики преувеличили бесправность женщин до революции, а на самом деле было много женщин,которые могли вести свой бизнес.

А может одно другому не противоречит?
Опять же я плохо знаю законодательство Российской империи по части ведения бизнеса и ничего не могу сказать о законах по части ведения бизнеса ТОЛЬКО женщиной. Может быть бизнес был совместным?
А может бизнес был записан по закону на паях?
Муж и жена?
Брат и сестра?
Дядя и тетя?
Или наоборот, на женщину записывали, поскольку она была наследницей, а до бизнес - переговоров не допускали, ибо кто будет разговаривать о делах с женщиной в то время?
Опять я занялся любимой темой и кучу вопросов назадавал))))
Да и "бесправность" бывает разной.
Факт в том, что русские девушки в 19 веке ездили за образованием за границу?
Факт, можно прочитать воспоминания Фигнер, например.
Факт в том, что только в конце 19 века им разрешили стать учителями и медиками?
Факт.
И так дальше по списку, вплоть до 80% неграмотных женщин
А про бизнес вы интересный вопрос задали, надо будет когда-нибудь проштудировать данную тему.


может бизнес был записан

да, как сейчас часто жены и матери владеют имуществом,которое переписали на них мужья/сыновья

Еще приглядела себе книгу с названием почти как ваша Ричард Стайтс - Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860-1930 , так что сравню


Еще приглядела себе книгу с названием почти как ваша

Да, скачал года два назад, и так лежит в моей папке "Женское освободительное движение", то ли начало не понравилось, то ли кто-то отговорил из-за антисоветчины, уже не помню почему я так и не прочитал, так что если одолеете и расскажите в рецензии и будет понятно стоит читать или нет?
Еще друг подогнал такой раритет тираж 300 экз. Головков Геннадий Захарович - Женское лицо русской революции но пока стоит на полке непрочитанный
А что касается бизнеса, в книге Павлюченко есть рассказы о первых женских артелях, швейные мастерские,издательское дело, на них смотрели с широко открытыми и изумленными глазами, значит это было редкостью и чем-то необычным...


Большое спасибо за рецензию и за новые знания. То, что женщина -не человек была, в курсе. Но вот о фиктивных браках никогда не попадалось и не слышала. Хотя чему удивляться: было бы желание, а выход - либо находили , либо передумывали хотеть.


Это вам спасибо, что читаете, для меня самая большая похвала если хотя бы один человек узнает из моего текста что-то новое.

"Но вот о фиктивных браках никогда не попадалось и не слышала."

Если будет возможность и время найдите в интернете книгу Сергей Синегуб - Записки чайковца там будет отдельная часть под названием "Фиктивный брак", история можно сказать каноническая, на своем примере с долей юмора он рассказывает о всех перипетиях по устройству такого брака, который перерастет во взаимную влюбленность...


Благодарю! Уже нашла и скачала!
Будем просвещаться!))


Уважаемая дорогая редакция Лайвлиба! Видимо, ты не в курсе, что товарисч, опус которого ты давеча разместила на своей главной странице, давно и плотно занимается на твоем сайте реабилитацией сталинизма. Вкроятно, проходят "дни сталинистов" на Лайвлибе, ибо это не единичная такая публикация на главной. Я возмущен, так как мои предки были репрессированы на территории России в 30-ые годы ХХ века. Как резидент и гражданин Евросоюза, также могу пояснить, что оправдание коммунистического геноцида в ряде стран ЕС является наказуемым деянием, вплоть до уголовной ответственности. Возможны также и санкции в Интернет-среде (т. е. бан). Мне трудно сказать, явится ли бан в одной из стран ЕС обязательным для всех стран ЕС. Возможно, что  да. Глядя на текущую ситуацию, вероятно, инстанциям ЕС следовало бы озаботиться. В случае рассмотрения данного вопроса,.я советовал бы заблокировать в Европе и аффилиированную с Лайвлибом российскую платную Интернет библиотеку Литрес. Накажем товарища Сталина рублем! Нет неосоветской пропаганде!


О давно не слышал о вас, уважаемый "резидент", ты дружище для чего здесь то это написал?
Куда там у вас доносы в Европе отправляют?
Туда и пиши, ты ведь меня уже лет 5 как хочешь расстрелять?
Ахаааа, прям вижу как тебя родного корежит от моих текстов.
Ты ж родной за свободу слова?


Я не вам писал, тов. Баковский. Гадите товарищем Сталином и гадьте себе. В РФ. А в ЕС не надо! Могу ответить, что для вас разузнаю, куда отправляют жалобы. Я, кстати, юрист и меня хватит на составление мотивированной жалобы в инстанцию. От вас тут уж ничего не зависит. Также хочу вам снова радостно напомнить, что в переводе с британского сленга Баковски Баббит значит "Бакинский Бакс". Получается тавтология, прямо в духе зрелых работ тов. Сталина :)))


Дружище, без оскорблений вам никак не обойтись.

В РФ. А в ЕС не надо!

Вы хотите свои фашистские законы пропихнуть на территории моей Родины?
Ты ж родной за свободу слова?


Прям вижу родной, как тебя корежит)))


На вашем месте я так оролметчиво не глумился бы. В нормальном государстве и на нормальном сайте такого жирного тролля как вы забанили бы уже давно. Но так все есть как есть с редакцией и модерацией тут, видимо, придется идти длинным путем. Я поясню цепь. Лайвлиб и Литрес по жалобе влетают в евробан — г-н Новиков (бенфициар) ломает горные лыжи — Хозяин наказывает менеджмент Лайвлиба — Те наказывают админов — Админы — Редактора и Модератора — Сталиниста Баковского наконец показательно банят! Путь, конечно, неблизкий. Но комбинация может выйти красивая :)

"Не было гвоздя — Подкова Пропала. Не было подковы — Лошадь Захромала. Лошадь захромала — Командир Убит. Конница разбита — Армия Бежит. Враг вступает в город, Пленных не щадя, Оттого, что в кузнице Не было гвоздя".


Путь, конечно, неблизкий.

В путь дружище.
А можно спросить?
А откуда у вас это - ату его, запретить, посадить, забанить?
Откуда у свободного европейца мысли то, что не нравится нужно запретить и посадить?


<del> - Ваша честь, есть предложение!</del>
- Сталин жив!
- Расстрелять!


<del> - Ваша честь, есть предложение!</del>:

- Сталин жив!

- Расстрелять!


Как забавно читать этого персонажа. Он из своей Риги не выезжал и не знает, что даже в Германии можно не только читать, но и купить работы Сталина на русском и на немецком языках.  А член партии Левых, Сара Вагенкнехт, пишет статьи, где хорошо о нём отзывается. Так что всё, что он показал - это свою ущербность и полное незнание того, что происходит в старой Европе. Пусть добивается отключения своей страны  от лайвлиба, барабан, как говорится, на шею.