Больше рецензий

12 марта 2023 г. 08:26

162

3 Вспомнить все

Уильямс написал весьма посредственную книжку о том, как громадные корпорации делят между собой куски очень сладкого пирога, гордо именуемого космосом. Планетоиды, астероиды, спутники и планеты превращены в дорогие и сложные структуры по добыче ископаемых, на поверхности которых финансовые гиганты бизнеса насмерть бьются за передел сферы влияния, периодически преследуя весьма туманные цели. Чего здесь только нет! Новые религии, мировоззрения, контакты с инопланетным разумом, наркомания, заказные убийства - это и многое другое составляет прочный костяк "Зова смерча", который имел бы все шансы на успех, но не добился хоть чего-то весомого из-за большой дозы вторичности и её производных симптомов.

"Зов смерча" получается однобоким не только потому, что подобные сюжеты уже считаются моветоном, но и в явном стремлении автора нагромоздить как можно больше деталей, мелочей и крупиц информации, которые лишь утяжеляют разросшуюся канву событий, раскинувшуюся от земной тверди до далеких звезд безграничной Вселенной. Уильямс сталкивается в своей работе с простой пословицей, которая предрекает автору замах на рубль, но тот бьет всего лишь на копейку. Учитывая, что даже для девяностых годов, когда была написана эта вещица, концепция потери памяти стала обыденной, читать такое сегодня уже явно не так интересно, как раньше. Сюжет словно тонет под грудой обломанных кирпичей, которые раньше были чем-то монолитным, но сейчас от их былого величия не осталось и следа.

Концептуально "Зов смерча" в чем-то отчасти похож на известный фильм "Вспомнить все" Пола Верховена. Помните, как герой Арнольда Шварценеггера мечтал попасть на Марс, спасти колонию и обрести настоящую память о прошлом? Так вот в книге есть довольно много мест, которые чисто образно напоминают нам о старой ламповой фантастике, что не добавляет ей в оригинальности и самобытности. Нельзя сказать о том, что роман можно прочесть залпом, он написан размеренно и сильно проседает в динамике, потому что боевые сцены здесь подаются дозированно, скупо и порой зачастую передаются в диалогах. Флешбеки, встречи старых товарищей, мелкие подковерные интрижки, наивные и притянутые за уши таинственные заговоры - вот, собственно, и все, что может ожидать от романа непритязательный читатель.

Уильямс, конечно, не скатывается в тарабарщину и не бубнит что-то у себя в уголке, он старательно выводит образ будущего, где государства уже не так важны, что мирами правят технокорпорации, что общество очень сильно раздроблено и каждый человек живет по своим канонам и законам. Писатель предлагает читателям взглянуть на другой уклад жизни, где часть человечества осталась на Земле, а другая вырвалась за границы дозволенного, покинув обрыдлый дом и устремившись к новым горизонтам. Довольно любопытно узнавать о новых религиях, веяниях моды и научных экспериментах, но в романе этого тоже будет маловато, будто бы автор боялся растратить потенциал при самом старте. Неоимажинизм, "четырехрукие", раса Мощных, война Грабителей - все это представляет истинный интерес, но автор сводит свои потуги к банальному боевику.

Честно говоря, перед нами этакий незамысловатый фантастический детектив, в котором герой без страха и упрека старается добраться до истины, которая заключается в том, чтобы узнать о последних годах жизни его оригинала. Персонаж с головой окунается в мутные омут, где могут убить за проданную на черный рынок инфо-иглу, внаглую пристрелив в гостиничном номере или придушив где-нибудь на орбитальной станции. Весь сюжет прямолинеен, простоват и будничен, так как Уильямс кормит публику борьбой бульдогов под ковром, представляя в романе противостояние разведчиков, контрабандистов и третьей стороны, в чьих интересах заключено постоянное наращивание вполне дутого напряжения. Конечно, "Зов смерча" не будет выглядеть второсортно, но на фоне некоторых собратьев по цеху он уже невероятно устарел.

Читателю остается лишь вздохнуть, пожать плечами и удариться в дзен-буддизм, как это и делает главный герой в моменты острой опасности. Но в отличии от него нам эта практика понадобится для того, чтобы продираться сквозь главы, потешаясь над многими несуразными поступками, решениями и диалогами. Апогея мы достигнем где-то в финале, когда один из многих врагов будет распинаться о превосходстве, божественном промысле и бессмертии. Тут стоит напрячь все свои нервы и достичь истиной нирваны, чтобы не хлопнуть кулаком по столу и не разругаться с автором вдрызг. Уильямс буквально скачет по проторенным дорожкам, периодически ступая на старые, но еще довольно опасные грабли. Его книгу губят шаблоны и клише, ведь читатель, скорее всего, видел такое уже не один раз.

"Зов смерча" - вещица проходная, она может порадовать вас лишь межзвездными перелетами, налетом шпионского флера и некой атрибутикой выживания посреди финансовых акул и воротил космического бизнеса, в котором цена человеческой жизни никогда не была высокой. Впрочем, не стоит также полагать, что в будущем хомо сапиенс вытянет за уши мудрый внеземной разум. Раса Мощных здесь подана несколько под иным соусом, но суть их очень близка к манере поведения людей, так что перспективы все равно мрачные и мало кого они могут утешить. Уильямс говорит о таком невзрачном раскладе напрямую, раскрывая все карты в конце, но до него еще нужно дойти, а сделать это сможет не каждый читатель. Кто-то забуксует в начале, кого-то накроет волной негодования и лишь самый усердный сможет дожевать данный сухарик, если на столе у него не будет ничего путного. В противном случае эту книгу лучше и не трогать вовсе.

Итог: для одноразового прочтения.