Больше рецензий

6 марта 2023 г. 04:14

747

3 Спойлер Оставим пьесу столетней давности эпохе её рождения

Нет ничего дурнее поучительной притчи, которая, вкладывая в разум читателя что-то действительно хорошее, попутно укрепляет и мысль испорченную, пусть и более хитро укрытую.

С самой первой сцены у окна, когда герой газлайтит сестру, обвиняя её в том, что она заняла всю скамью, меня смутило странное отношение мальчика к своей сестре. Дальше — больше. Девочка всю дорогу ведёт себя совершенно пассивно, она хнычет, она боится, она постоянно жалуется; автор не доверяет ей даже простых действий, а во многих сценах с пространными диалогами второстепенных героев и мальчика девочка вовсе не принимает участия, словно не присутствует там, и получает ничтожное право на отдельные бессмысленные реплики. Я честно ждала, что, как во многих семейных книгах, к концу повествования мальчик — отвратительно воспитанный, кстати — изменит отношение к таскающейся с ним сестре или что сама девочка проявит себя под конец, но увы. Отдельного упоминания заслуживает эпизод с бабушкой и дедушкой, когда мальчика хвалят за то, что он вырос на четыре дюйма, а девочку называют «дрянной девчонкой» за то, что она посмела вырасти на четыре с половиной. Кошмарно мизогинная пьеса.

Вишенкой становится странная настойчивость соседки, буквально требующей, чтобы мальчик в качестве награды поцеловал — да покрепче! — её внучку, которую, само собой, о разрешении на подобную близость даже не спрашивают.

Вообще, если поиграть в поиск глубокого смысла, получается такой расклад: соседская девочка хочет быть счастливой, что сразу осмеивается, но её бабушка вынуждена пойти на поводу этого каприза. Как бы ни было глупо желание внучки, бабушка втягивает в решение проблемы чем-то приглянувшегося ей мальчика— будущего мужчину. (Всех спутников спишем на массовку.) Наш юный мужчина прёт напролом, лезет куда надо и не надо, мыкается-мыкается, всё у него не то, принесённое им счастье каждый раз недостаточно правильное. Однако в итоге на него нисходит озарение, что счастье у него всегда было с собой, словно бы именно он и есть счастье соседской девочки. Мальчик и соседская девочка под настойчивые призывы бабульки-сводницы целуются, и тем самым читателю не метафорически, а чётко и ясно показывают истинное счастье непонятно что желавшей дурочки: свой мужчина. Что выстраданная Синяя птица снова пропала, всем уже всё равно, ведь самое важное случилось, внучка обрела женское счастье.

Ах, да, если кто-то в процессе вспомнит, что где-то тут, прямо в этой же комнате, равно как и на всех этапах приключений, присутствует и сестра мальчика, то он молодец. Честно сказать, я бы в принципе убрала из аннотации пьесы фразу в духе «брат и сестра отправляются на поиски Синей Птицы», потому что правильнее было бы сказать, что «мальчик со спутниками отправляется…», настолько бессмысленно место сестры в сюжете.

Не могу не согласиться, что сказка учит наслаждаться простыми радостями жизни, смотреть на мир вокруг светлым и лишённым стереотипов взглядом. Вот только автор, во-первых, совершенно забыл хоть сколько-либо внятно завершить трагичную линию Душ, боящихся порабощения Человеком; да и в целом несколько эпизодов завершил кое-как, оставив их логически невнятными. А, во-вторых, ничуть не подумал, что мальчику стоило открывать глаза не на камины и квашни с тестом или, ладно, величайшую ценность матери, а на его последнюю живую сестрёнку.

P.S. Меня очень заинтриговало, что, согласно французской википедии, в первой постановке пьесы роль Кошки играл мужчина, то есть это была не коварная Кошка, а весьма себе коварный Кот. Всяко лучше, чем авторская призма, где большинство женских персонажей или плаксы и трусихи, или двуличные интриганки, или сварливые взбаломошные тётки, или просто дуры.