Больше рецензий

5 марта 2023 г. 21:41

649

4

Несмотря на разное социальное положение, у практичных буржуа Уилкоксов и бедной семейной пары Баст, кажется, схожие взгляды: они убеждены, что всегда будут богатые и бедные, а потому личные поступки ничего не значат. Шлегели же представляют собой что-то среднее: если младшая сестра Хелен является идеалисткой, верящей в возможность изменить мир, то старшая, Маргарет – по сути главная героиня романа, – попытается найти золотую середину. Книга о том, что из этого выйдет.

Это неспешное повествование с акцентом на мыслях героев и размышлениях на разные насущные темы, причём с большими временными промежутками.

Читается роман легко, но мне показался слишком обезличенным: герои здесь выступают рупорами для демонстрации определённых суждений, это не живые персонажи, вызывающие симпатию. Посему мотивация многих из них осталась где-то за кадром, погребённой под размышлениями о деньгах, справедливости, феминизме и т.п.

Что касается названия, «Говардс-Энд» – родовое поместье Уилкоксов, символ чемодана без ручки. Они считают его устаревшим, неудобным для жилья, но не выставляют на продажу и даже не сбывают с рук, когда предоставляется такая возможность. А просто сдают в наём. Они богаты, пекутся о внешних приличиях, репутации, сохранении собственности – и не создают впечатления сплочённой семьи. Ждут, когда старший Уилкокс отправится в мир иной, чтобы можно было поделить имущество: дедуля считает, что дети должны сами зарабатывать на жизнь и не балует их.

У Шлегелей дома в собственности нет. Они живут в съёмном, и скоро им предстоит переезд. Поисками нового гнезда занимается более практичная Маргарет. Ей нравится «Говардс-Энд» как символ семьи, и большую часть романа она мечтает побывать внутри. Две сестры и брат очень близки, не ссорятся и стараются поддерживать друг друга.

У Бастов совсем всё грустно: ни собственного жилья, ни понимания в семье.

Возможно, названием автор хотел сказать, что дом – это люди, а не стены.

Он ошибочно принял богатство её внутреннего мира за слабость.

В общем, Маргарет была на стороне мужчин, таких, какие они есть. Генри спасёт Бастов, как он спас Говардс-Энд, тогда как Хелен и её друзья рассуждают об этической стороне спасения. У него были грубые и простые методы, но ведь и мир создан грубо и просто, а красивые горы, реки и закаты, возможно, суть всего лишь внешние украшения, с помощью которых не слишком искусный мастер скрывает швы.

Ему не понравилась бы такая категоричность в оценке ситуации. Она не должна комментировать. Комментировать не женское дело.

Уберите из человеческих взаимоотношений правила приличия, и всё сведётся лишь к одному?

Он богат, а значит, должен быть нравственно безупречен.

Леонард понял, что голодать им не придётся, потому что это нанесёт слишком большой удар по положению родственников. Общество считает своей основой семью, и умный отщепенец может бесконечно извлекать из этого выгоду.

Люди утратили человечность и стали выбирать нравственные ценности так же произвольно, как игральные карты из колоды.

Прочитана в рамках игры «Кот в мешке».