Больше рецензий
28 февраля 2023 г. 23:00
13K
4.5 День как жизнь, или Жизнь как день
РецензияНебольшое по объёму произведение Кристофера Ишервуда о потере самого близкого и дорогого, о том, как человек переживает горе, принимает его. Оно о том, как он справляется с новыми одинокими и неприютными реалиями. Рассказанная история напоминает о быстротечности жизни и текучести возможностей, которые в ней встречаются. Завтра может быть уже поздно… Но никогда не поздно сделать что-то сумасшедшее, «всем чертям назло». Скажем, искупаться ночью в океане голышом.
Книга построена как метафора жизни, простая и сильная. Всё начинается с того, как главный герой проснулся и открыл глаза. Завершается повествование засыпанием. Мужчина закрыл глаза и ушёл в глубокий сон. Оба состояния проживаются и переживаются в одиночестве. Между этими двумя точками лежит пространство дня, всего лишь одного дня или, если угодно, вселенной целого дня.
В центре повествования находится Джордж - мужчина среднего возраста, который ощущает груз прожитых лет и чувствует ускользающее с каждым днём, с каждым часом, время. Британец, который преподаёт в американском университете. Гей, который живёт в климате (книга впервые опубликована в 1964 году), где тема гомосексуальности всё ещё табуирована.
Джордж потерял своего партнера, погибшего в результате несчастного случая. Теперь он живёт один в доме, где всё напоминает о прошлом.
Главный герой местами неполиткорректен, по современным меркам. Читая лекции студентам, он позволяет себе высказывать смелые и довольно полемические мысли. Порой Джордж делает предположения, провоцирующие слушателей смотреть на вещи под разными углами и не принимать на веру мейнстримные точки зрения. Возможно, он позволяет себе определённую эксцентричность, зная, что его защитит иностранное происхождение.
В этой оригинальности героя - часть его весьма своеобразного обаяния.
К примеру, Джордж не видит никакой проблемы в том, чтобы открыто заявлять, что разные группы людей отличаются друг от друга. По его мнению, преследуемые меньшинства не становятся безгрешными, только потому что их угнетают.
Поэтому лучше признать, что меньшинства – это люди, которые от нас отличаются взглядами, поведением и имеют недостатки, которых мы лишены. И потому они сами, их поведение и недостатки могут нам не нравиться. И гораздо лучше, если мы признаем это, нежели запятнаем свои взгляды псевдолиберальной сентиментальностью. Честное признание – это выпускной клапан, защищающий нас от искушения подвергать их гонениям. Я знаю, это немодная нынче теория… Сейчас принято верить, что если проблему достаточно долго игнорировать, она исчезнет…
Положим, меньшинство преследуется – не так важно, по политическим, экономическим или физиологическим причинам. Причины всегда найдутся, неважно, насколько ложные, – я в этом убежден. И конечно, сами преследования всегда есть зло; надеюсь, вы согласны с этим… Но, к сожалению, возникает опасность впасть в иную ересь. Если преследовать их грешно, значит, скажет либерал, это меньшинство безгрешно. Это ли не абсурд? Искоренить зло, преследуя еще большее зло? Разве все христианские мученики на аренах были святыми?
С Джорджем совершенно необязательно соглашаться, возможно, он этого и не ждёт. Однако за его рассуждениями интересно наблюдать.
Книга Ишервуда написана так, что она настраивает на меланхолический лад. Она чем-то цепляет на эмоциональном уровне. При этом автор ни на одно странице не пытается напрямую воздействовать на читательские эмоции. Просто (просто? Иногда описать просто - это особенный талант) описывает день из жизни своего героя, его мысли, действия, встречи и общение с другими людьми.
Да, ещё эта книга о слабой эмпатии и предрассудках в не слишком толерантном обществе. Джордж вынужден жить с постоянной оглядкой, не догадался ли кто-то посторонний о его сексуальной ориентации. А он знает обо мне? А не догадывается ли она?...
Человек, много лет проживший на свете, должен скрывать предпочтения, которые никого не касаются и никому не причиняют вреда. Смешно и жестоко, жестоко и смешно.
P.S. Под настроение этой книги, на мой вкус, подходит песня группы «Сплин» Храм.
Ветка комментариев
Ага, всегда хочется, чтоб сделали также хорошо как в книге, но у кино свои правила и порой это влияет на содержание.
Наверное, Ромео и Джульетта для тебя наполнены большим смыслом, чем для меня. Для меня это символ большой любви, когда жизнь не мыслима друг без друга. Герой в фильме тоскует по ушедшему близкому человеку, его жизнь наполнена встречами с другими людьми ( знакомыми и малознакомыми), но никто из них не может заполнить эту пустоту и утолить боль. И в итоге суицид. Всё-таки важно какая смерть в конце, по-моему это влияет на восприятие в целом. Но опять же смотрела несколько лет назад, может после твоего анализа книги, я бы увидела нечто иное.
Да, конечно, родство душ, понятное желание, думаю, многим знакомо и понятно. Сочувствую этим переживаниям.
Читала, что наш век очень романтизировал отношения. Раньше люди про идеальных половинок из каждого утюга не слышали и проблем у них было меньше с поиском любимых и друзей.
На мой взгляд, литература помогает понять - почти с каждым человеком можно найти точки соприкосновения. Редко какой герой совсем не про тебя, всегда можно встретить что-то близкое и родное.
Не думаю. Для меня они символ романтизированной любви, которая мне не кажется очень реальной. Я даже в сильное влечение с первого взгляда не слишком верю, а уж чтобы любовь… )
Согласна. И мне кажется, необязательно, если у человека наблюдается определенная тяга к саморазрушению, то он совершит суицид.
Да, наверное, это во многом так.
При этом, хотя человек, конечно, остаётся человеком, мне иногда думается, что нам сегодня сложно представить систему взаимоотношений в обществе со строгой иерархией, сословиями и прочими атрибутами прошлого. И я не к тому, что сейчас лучше или в чем-то хуже, тяжелее в каких-то случаях или легче. Просто это наша жизнь, к которой мы более или менее привыкли.
Ты очень права, Вита. Почти во всех людях можно увидеть что-то, что нам близко и найти какие-то точки пересечения, общие интересы. И, при условии отсутствия серьёзных разногласий (что, к сожалению, не такая редкость), можно достичь взаимопонимания ;)
Здорово, когда литература помогает замечать хорошее, а не фиксироваться на негативе)
Конечно. И пусть будет больше фильмов и книг про ценность жизни для наглядности)
Согласна, я всего лишь за то, чтобы идеалы менять на более жизнеспособные мысли.
Конечно;)
Да... и чтобы идеалы, хотя бы в идеале, повышали уровень счастья и терпимости среди людей.
В конце концов, очень многое начинается с идеи и правильной постановки вопроса, не правда ли?)
Согласна, счастье разнообразно и тут важна терпимость и толерантность к друг другу.
Например, в искусстве без этого никак)
Я совсем не против идей и идеалов, если они идут на пользу человеку.
Как говорится, не человек для идеалов, а идеалы для человека)
идеалы для человека)
Воистину так! Чем больше идеалов придумаешь для человека тем он удобнее в управлении!))
идеалы для человека)
Воистину так! Чем больше идеалов придумаешь для человека тем он удобнее в управлении!))
идеалы для человека)
Воистину так! Чем больше идеалов придумаешь для человека тем он удобнее в управлении!))
идеалы для человека)
Воистину так! Чем больше идеалов придумаешь для человека тем он удобнее в управлении!))
Меткое замечание... но человек и сам себе придумывает идеалы) Мне кажется, главное, не становиться их заложниками))
Предлагаю относиться к самосозданным идеалам как к увлекательной игре. Будем же пигмалионами своего идеализма!))