Больше рецензий
28 февраля 2023 г. 23:00
13K
4.5 День как жизнь, или Жизнь как день
РецензияНебольшое по объёму произведение Кристофера Ишервуда о потере самого близкого и дорогого, о том, как человек переживает горе, принимает его. Оно о том, как он справляется с новыми одинокими и неприютными реалиями. Рассказанная история напоминает о быстротечности жизни и текучести возможностей, которые в ней встречаются. Завтра может быть уже поздно… Но никогда не поздно сделать что-то сумасшедшее, «всем чертям назло». Скажем, искупаться ночью в океане голышом.
Книга построена как метафора жизни, простая и сильная. Всё начинается с того, как главный герой проснулся и открыл глаза. Завершается повествование засыпанием. Мужчина закрыл глаза и ушёл в глубокий сон. Оба состояния проживаются и переживаются в одиночестве. Между этими двумя точками лежит пространство дня, всего лишь одного дня или, если угодно, вселенной целого дня.
В центре повествования находится Джордж - мужчина среднего возраста, который ощущает груз прожитых лет и чувствует ускользающее с каждым днём, с каждым часом, время. Британец, который преподаёт в американском университете. Гей, который живёт в климате (книга впервые опубликована в 1964 году), где тема гомосексуальности всё ещё табуирована.
Джордж потерял своего партнера, погибшего в результате несчастного случая. Теперь он живёт один в доме, где всё напоминает о прошлом.
Главный герой местами неполиткорректен, по современным меркам. Читая лекции студентам, он позволяет себе высказывать смелые и довольно полемические мысли. Порой Джордж делает предположения, провоцирующие слушателей смотреть на вещи под разными углами и не принимать на веру мейнстримные точки зрения. Возможно, он позволяет себе определённую эксцентричность, зная, что его защитит иностранное происхождение.
В этой оригинальности героя - часть его весьма своеобразного обаяния.
К примеру, Джордж не видит никакой проблемы в том, чтобы открыто заявлять, что разные группы людей отличаются друг от друга. По его мнению, преследуемые меньшинства не становятся безгрешными, только потому что их угнетают.
Поэтому лучше признать, что меньшинства – это люди, которые от нас отличаются взглядами, поведением и имеют недостатки, которых мы лишены. И потому они сами, их поведение и недостатки могут нам не нравиться. И гораздо лучше, если мы признаем это, нежели запятнаем свои взгляды псевдолиберальной сентиментальностью. Честное признание – это выпускной клапан, защищающий нас от искушения подвергать их гонениям. Я знаю, это немодная нынче теория… Сейчас принято верить, что если проблему достаточно долго игнорировать, она исчезнет…
Положим, меньшинство преследуется – не так важно, по политическим, экономическим или физиологическим причинам. Причины всегда найдутся, неважно, насколько ложные, – я в этом убежден. И конечно, сами преследования всегда есть зло; надеюсь, вы согласны с этим… Но, к сожалению, возникает опасность впасть в иную ересь. Если преследовать их грешно, значит, скажет либерал, это меньшинство безгрешно. Это ли не абсурд? Искоренить зло, преследуя еще большее зло? Разве все христианские мученики на аренах были святыми?
С Джорджем совершенно необязательно соглашаться, возможно, он этого и не ждёт. Однако за его рассуждениями интересно наблюдать.
Книга Ишервуда написана так, что она настраивает на меланхолический лад. Она чем-то цепляет на эмоциональном уровне. При этом автор ни на одно странице не пытается напрямую воздействовать на читательские эмоции. Просто (просто? Иногда описать просто - это особенный талант) описывает день из жизни своего героя, его мысли, действия, встречи и общение с другими людьми.
Да, ещё эта книга о слабой эмпатии и предрассудках в не слишком толерантном обществе. Джордж вынужден жить с постоянной оглядкой, не догадался ли кто-то посторонний о его сексуальной ориентации. А он знает обо мне? А не догадывается ли она?...
Человек, много лет проживший на свете, должен скрывать предпочтения, которые никого не касаются и никому не причиняют вреда. Смешно и жестоко, жестоко и смешно.
P.S. Под настроение этой книги, на мой вкус, подходит песня группы «Сплин» Храм.
Ветка комментариев
Естественно, рассказ играет с гротеском и гиперболизацией. Так оно, должно быть, и задумывалось. Довести до крайности, чтобы привлечь внимание и донести идею. Мне кажется, в этом одна из задач и сильных сторон художественного вымысла. Он не обязан копировать жизнь...
Впрочем, примеры из истории могут затмить любой вымысел, увы.
К примеру, знаменитая строчка из послания Мартина Нимёллера "... Затем они пришли за мной — и не осталось никого, чтобы говорить за меня".
Курильщики не безгрешны и не должны быть безгрешны. Это не оправдывает их преследований. К тому же внутри меньшинства, как внутри любой группы, могут быть провокаторы, задача которых целенаправленно накалять атмосферу и провоцировать.
Кстати, поэтому мне и показалось интересным мнение героя о меньшинствах. Эту мысль можно, наверное, и расширить. То что человек прав в одном, не означает, что он прав в другом.
Ага, бывают такие случаи, лезут к чужим людям, о которых ничего толком не знают. Бесцеремонность иногда удивляет. И главное, неужели им правда интересна жизнь чужих людей?) Вроде бы смешно, но и не очень...
Самое правильно игнорировать, как мне кажется, если с таким сталкиваешься. Меня такое давно не задевает, особенно в последнее время. Правда, я давно и не сталкиваюсь, вживую по крайней мере.
Вообще думаю, здесь тоже важен коэффициент. Понятно, что такие любопытные (кхе-кхе) люди всегда и везде есть и будут. Но уважение чужих границ - это тоже часть культуры, которая может быть относительно развита в обществе/сообществе, а может не быть. Всё здесь познаётся в сравнении. Нет ничего абсолютного. Случаи могут быть самые разные. Но для меня очевидно, что климат нетерпимости и поощрения неуважения к чужим личным выборам, унижение тех, кто находится в меньшинстве и более уязвим по тем или иным причинам - это плохо.
Улыбнула)
Точно так)
Да я и сама не обращаю внимания, если бы обращала...
Никогда не имела желания - быть, как все... не стремилась к стаду в загон)