Больше рецензий

27 февраля 2023 г. 15:53

620

3.5 Знаете эту французскую драму, где королева со своими сестрами кутят по ночам, в какой-то башне, а к утру, чтобы отделаться от нескромных любовников, топят их?..

Согласно сетевым источникам, Николая Дмитриевича Ахшарумова (1820—1893), русского писателя и литературного критика, с точки зрения классического литературоведения принято считать фигурой "фоновой" и "вторичной". В первую очередь это обосновано его "подражательностью" Федору Михайловичу Достоевскому. А во-вторых, желанием

…доставить читателю интересное и занимательное чтение... Его романы и повести, с весьма неглубокой психологической разработкой, с примитивной обрисовкой характеров, читались «средней» публикой исключительно ради более или менее интересной фабулы, которую А. строил на фантасмагории, на уголовщине, на психиатрии, на неестественно-вулканической игре страстей...

Роман написан в 1872 году. В центре сюжета расследование преступления, на первый взгляд классическая детективная история. Но это не столько детектив, а сколько "прадедушка" психологического триллера. Акцент делается на личности преступника, на том, как человек дошел до "жизни такой"(пошел на преступление) и что испытывал при этом впоследствии.

Сергей Михайлович Черезов едет в гости к своей кузине Ольге. Ольга девушка милая, но несчастлива в браке. Из-за семейных неурядиц, она выглядит поникшей и опустошенной. Замужем она за знакомым Черезова, неким Бодягиных, волокитой и мотом (по определению Сергея Михайловича)... В поезде Черезов встречает незнакомку, которая производит на него впечатление  флером таинственности и загадочности, то, что позже в литературе будет обозначатся термином "роковая красотка"...Через некоторое время Черезов узнает о смерти Ольги... И как вы понимаете их встреча в поезде не случайна...

Достаточно необычное построение романа: параллельное изложение одних и тех же событий от лица двух действующих лиц: Чемезова и "роковой красотки". Конечно, произведение не превосходит Достоевского в части психологизма, и можно, с полным правом, говорить о некой вторичности. Но нельзя не отметить драматизм, социальные аспекты, и интересно поданную тему рока, часто встречающуюся в классической литературе.

Опять таки, если проводит какие-то параллели с триллером: здесь не сыщик профессионал, а расследовать. Ахшарумов пытается расскрыть причины преступления, чем обусловлено поведение преступников: социальным, ситуативным моментом или самой судьбой. Николай Дмитриевич выбирает мотив неконтролируемой страсти и  ревности.

"Грехи, согласитесь, трудно любить, особенно некоторые, но грешницу – это другое дело. Я сам для себя устроил ад, в котором звучат слова любви, а отвечает хохот ненависти, презрения и проклятия"

Тема наказания подана в лучших традициях русской классики: угрызение совести и моральное самоуничтожение. Разговор идет о высшей справедливости. Что мне не близко - это сумеречное сознание героев, сны и призраки. Много символизма и неких знаков.

P.S. Еще вспомнила роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

Книга прочитана в клубе "Ситтафорд" в рамках моба "Русские детективы".